Александра Ярцева
Самыми актуальными вопросами, которые волнуют
молодых людей в последнее десятилетие, стали вопросы получения высшего
образования и дальнейшего трудоустройства. Финансовый кризис 2010 года
сказался на занятости населения Нижнего Новгорода и области. Бытует мнение,
что подняться по карьерной лестнице молодым специалистам очень тяжело, но что
делать тем, кто не может и по обычной лестнице подняться без посторонней
помощи?
В настоящее время принята политкорректная форма
обозначения инвалида — "человек с ограниченными возможностями здоровья”.
Согласно приказам о поступлении в вузы, например, к лицам с ограниченными
возможностями здоровья относятся люди, имеющие недостатки в физическом и
(или) психическом развитии (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с
тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и
другие, в том числе дети-инвалиды, лица, обучавшиеся в XI (XII) классе по
состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях
санаторного типа, находившиеся в лечебно-профилактических учреждениях более 4
месяцев).
В Российской Федерации установление статуса
"инвалид” осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и
представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление
группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как
предполагает особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот,
выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и
дееспособности, в том числе в сфере образования.
Государство достаточно активно занимается вопросами
социальной адаптации инвалидов, и это проявляется не только в появлении
пандусов в подъездах и магазинах, увеличении числа улиц, адаптированных для
движения на коляске, и светофоров со звуковыми сигналами. Инклюзия людей с
ограниченными возможностями начинается теперь со школьной скамьи.
Инклюзия – это принадлежность к сообществу. Быть
инклюзивным означает искать пути для всех детей быть вместе во время обучения
(включая детей с инвалидностью).
Очень многие родители принимают решение отдать
ребенка с инвалидностью в обычную школу, такие дети становятся прекрасно
адаптированными в коллективах, но после окончания школы сталкиваются с
необходимостью продолжения обучения (в отличие от детей, получавших
образование в специализированных школах и техникумах).
В Нижнем Новгороде многие вузы принимают в ряды
своих студентов людей с ограниченными возможностями. Вне конкурса при условии
успешного прохождения общих вступительных испытаний принимаются: дети-инвалиды,
инвалиды I и II групп, которым, согласно заключениям федерального учреждения
медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в конкретном вузе.
Ограничение возможностей накладывает свой отпечаток
на характер таких людей. И, пожалуй, самой яркой чертой становится желание
быть нужным и полезным. В подавляющем большинстве такие люди хотят и могут
работать, становятся хорошими и даже незаменимыми специалистами в своей
области.
Для тех, кто не смог воспользоваться правом на
высшее образование, предприятия, принадлежащие организациям инвалидов,
предоставляют не требующую квалификации и невысоко оплачиваемую работу. На
федеральном и местном уровнях приняты законы о квотировании рабочих мест для
инвалидов, но в реальности для работодателя проще и дешевле заплатить штраф,
чем нанять инвалида, приспособив для него рабочее место, зарплату и
транспорт, чтобы добираться до работы.
Достаточно часто встречается ситуация, когда
официально работающий инвалид соглашается с тем, что на работу он ходить не
должен, и в обмен на трудовую книжку он получает минимальную зарплату. Такая
система используется работодателями для снижения налогов. К тому же
работодателю в этом случае не нужно решать вопросы благоустройства
сотрудника. С недавнего времени компании, использующие такие схемы, перестали
получать налоговые льготы, вследствие чего произошла серия увольнений
инвалидов с рабочих мест в подобных компаниях.
1 апреля 2011 вступает в силу приказ
Минздравсоцразвития по установлению новых форм документов, которые получают
граждане в учреждениях медико-социальной экспертизы, если после прохождения
освидетельствования им устанавливается инвалидность. Приказ
Минздравсоцразвития хоть и носит технический характер (поскольку изменяет
только формы документов, подтверждающих инвалидность), регламентирует работу
учреждений МСЭ и даст возможность самому человеку убедиться, что после
проведения экспертизы все необходимые документы оформлены правильно. Имеются
в виду два основных документа: форма справки, подтверждающей факт
установления инвалидности, и выписка из акта освидетельствования гражданина,
признанного инвалидом.
Подбор и трудоустройство инвалидов в нашем регионе
осуществляется при взаимодействии Нижегородской областной организации
Всероссийского общества инвалидов, высшими учебными заведениями Нижнего
Новгорода при активной поддержке органов власти и управления Нижегородской
области. В частности, в Нижегородской области действует концепция
трудоустройства инвалидов, поддерживаемая губернатором Валерием Шанцевым. Например,
в Нижегородском управлении налоговой службы создали 300 рабочих мест для
людей с ограниченными возможностями. Сегодня в территориальных налоговых
инспекциях Нижегородской области уже трудится около 200 человек с
ограниченными физическими возможностями.
Вывод из этой ситуации напрашивается один: человеку
с ограниченными возможностями нужно не бояться, а активно стремиться к
получению полноценной квалификации по какой-либо специальности, если
физические возможности это позволяют.
По всем возникшим вопросам можно
проконсультироваться в организациях, занимающихся помощью людям с
ограниченными возможностями.
Список организаций представлен ниже.
Областное общество инвалидов — 434-12-46
Всероссийское общество глухих ВОГ НРОО областное — 430-99-65
Центр защиты инвалидов МУП — +7(83150) 31699
Существует список официальных
документов, посвященный трудоустройству и обучению людей с ограниченными
возможностями. Вопросы получения образования детьми с ограниченными возможностями
рассматриваются в Конституции Российской Федерации, Законе Российской
Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1, Протоколе № 1 к
Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции о правах
ребенка. Особенности условий труда работников-инвалидов регулируются, в
первую очередь, Кодексом законов о труде Российской Федерации, Федеральным
законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября
1995 года, Основами законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан от 22 июля 1993 года и некоторыми другими нормативными
актами, в том числе вышеупомянутым Приказом Минздравсоцразвития России
№1031н от 24 ноября 2010 г.
|
"Биржа плюс Карьера"
|