Впервые
понятие "доступность" сформулировано широко - это не только
пресловутые сложности с передвижением в городе, переустройство строительных
объектов и транспорта, но и обеспечение инвалидов услугами (образовательными,
информационными), формирование безбарьерной среды в школе, помощь в
трудоустройстве и постепенное изменение общественного восприятия людей с
ограниченными возможностями "на равных" со всеми остальными.
Насколько сложны эти задачи? На вопросы "РГ" ответил директор
профильного департамента минздравсоцразвития Григорий Лекарев.
- Еще в 1995 году был принят закон о соцзащите
инвалидов, в котором много и в широком смысле говорилось о безбарьерной среде.
Почему понадобилась эта программа?
- Действительно,
принятый в 1995 году 181-й закон о социальной защите инвалидов предъявил
требования не только к органам госвласти, госучреждениям, но и к любым
организациям вне зависимости от формы собственности - обеспечить доступность и
удобство для инвалида. В основе была идея о том, что необходимо не только
реабилитировать инвалида, чтобы он мог пользоваться всеми услугами, но еще и окружающую
среду приспосабливать к возможностям таких людей.
И сейчас, особенно
когда мы готовимся к ратификации Конвенции ООН "О правах инвалидов",
мы должны предусмотреть механизмы, которые обеспечат, во-первых, соблюдение
принципа доступности во всех сферах жизни и, во-вторых, контроль за его
соблюдением.
- Можно
пример? В 2007 году столичный департамент соцзащиты договорился с банками,
обслуживающими большинство пенсионеров и инвалидов, - Сбербанком и Банком
Москвы - о том, что они сделают удобнее свои отделения. Прошло четыре года. Во
многих других банках оператор и клиент сидят за столом. Удобно. А в двух
"социально значимых" банках по-прежнему приходится стоять у высокой
стойки, тянуться в окошко...
- До сих пор, надо
признать, многие положения закона остаются декларативными, хотя в некоторых
сферах были разработаны конкретные нормативы, обеспечивающие доступность. Я не
могу сказать, что они полностью игнорируются. Кто-то эти требования выполняет.
Но так, чтобы все строители или производители транспорта учитывали требования
доступности - до этого еще далеко. Ваш пример с банками показателен.
- Так в чем
проблема?
- Проблема в том,
что не было создано механизмов контроля за выполнением закона. Поэтому одна из
первых задач программы - разработать такие механизмы контроля за соблюдением
требований доступности, особенно в реконструируемых и вновь возводимых зданиях
и сообружениях. На наш взгляд, следует контролировать процесс проектирования, а
не просто формально привлекать органы соцзащиты к приему уже построенного.
В 2009 году принят
техрегламент о безопасности зданий и сооружений, где установлены минимально
необходимые требования доступности для инвалидов. Это касается планировки
здания и эвакуационных путей, пользования транспортными услугами.
Контролирующие органы уже сейчас имеют необходимую базу, чтобы требовать
соблюдения этого техрегламента.
- Многие
новостройки действительно учитывают возможности инвалидов. В то же время
какие-то объекты сдаются - ни пандусов, ни широких дверей. Почему?
- Положительные
примеры - это скорее следствие культуры бизнеса, еще не привившейся в нашей
стране. Когда западный инвестор приходит в Россию, он строит, как правило, с
использованием типового проекта, который уже содержит требования доступности
для всех, не исключая инвалидов.
Надо помнить, что
делая доступным объект и услуги, вы получаете новую категорию потребителей. Нам
этому еще предстоит учиться. Хотя начало, согласитесь, положено.
- Пробелы
не только в строительстве. У нас неудобный транспорт, сложно войти в метро,
есть проблемы с получением слепыми и глухими информации. Кто скоординирует все
эти задачи?
- Вы отчасти
отвечаете на вопрос, зачем нужна государственная программа "Доступная
среда". Впервые соисполнителями по ней выступают министерства и ведомства.
У каждого своя сфера ответственности, они и должны разработать механизмы
контроля за выполнением "своей" части. Минздравсоцразвития - основной
исполнитель. В качестве соисполнителей участвуют минрегион, минспорттуризма,
минтранс, минкультуры, минобрнауки, минсвязи, минпромторг и Федеральное
медико-биологическое агентство.
На первом этапе
каждый участник программы должен проанализировать и подготовить нормативно-
правовую базу по своему направлению. Невозможно одномоментно перестроить все
старые поликлиники и больницы, все стадионы и бассейны, все школы и вузы.
Потому будут определяться приоритетные объекты. С них и начнем. Все это
предстоит сделать на первом этапе программы - в 2011 - 2012 году.
- Каким
образом будут выбираться приоритетные направления и объекты? Ведь картина в
регионах очень пестрая.
- Объекты будут
выбираться с учетом мнения общественных организаций инвалидов. Сначала
предстоит их паспортизация - проще говоря, предстоит определить, чего именно не
хватает. На втором этапе, с 2013-го, начнется их адаптация.
Госпрограмма
подразумевает, что регионы самостоятельно разрабатывают собственные программы.
После обсуждения их на координационном совете регион получает софинансирование
- до 50 % стоимости программы.
Практика
В качестве
"пилотов" выбраны три региона - Тверская область, Саратовская область
и Татарстан.
- Тверская область должна подготовить предложения,
как перестроить типовую поликлинику. По максимуму учесть потребности
инвалидов.
- Цель "пилота" в Казани - подготовить
предложения по адаптации метрополитена.
- В Саратовской области программа сконцентрирована
на учреждениях культуры и на спортивных объектах.
Но даже в этих
первых программах требуется комплексный подход, и ограничиваться только
перечисленными направлениями "пилоты" не будут.
Ирина Невинная
Источник: rg.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/12983/#more |