Если раньше в стране Советов проблемы людей с
ограниченными возможностями пытались замалчивать на государственном уровне, то
сегодня общество медленно поворачивается к ним лицом. Псков в этом смысле
выступает пионером движения. Почти двадцать лет назад в Корытово появился
специальный центр, который сейчас разросся до целого комплекса, где проблемы
социализации и лечения детей-инвалидов решаются комплексно.
Также эту задачу решает «Школа № 4 VI вида -
государственное бюджетное образовательное учреждение (ГБОУ)», которой руководит
человек, преданный своей профессии, - Галина Прокофьевна Василевская.
Следует ли продолжение?
- Галина Прокофьевна, сколько же сейчас на вашем
попечении ребят?
- Посещает учреждение 81 ребёнок, но одновременно на дистанционном обучении
нашего ГБОУ (ужас, как не люблю эту аббревиатуру) ещё 124 человека. Причём
ребятки самых различных возрастов: от 1 до 11 классов. Все они в той или иной
мере страдают врождёнными заболеваниями: от детского церебрального паралича,
соматических заболеваний вплоть до онкологии. По медицинским показаниям они не
могут посещать обычную школу, поэтому учатся дистанционно. И для этого у нас
есть всё необходимое. Новые стандарты образования таковы, что у ребёнка в
распоряжении не только компьютер с клавиатурой, но даже электронный микроскоп,
специальные наборы, которые позволят ему дома под наблюдением педагога и с
помощью родителей делать химические и физические опыты. Он получает полноценное
образование и может продолжить обучение.
- Реально ли это на самом деле?
- У меня нет по этому поводу сомнений. Поймите, что нет необучаемых детей. Даже
несмотря на их болезни. Но нам, взрослым, важно овладеть соответствующей
методикой и помочь ребёнку поверить в свои силы. У меня на памяти пример одного
юноши, у которого серьёзные проблемы со здоровьем. Однако он успешно закончил у
нас 10 классов и поступил - куда бы вы думали? - в строительный колледж (он
вошёл в состав Псковского государственного университета) на очень трудный факультет
«дорожное строительство». Не так давно он заходил к нам в гости и показал свою
зачётку: в ней сплошные пятёрки. Вообще, из недавних выпускников (таких у нас
было семеро) шестеро продолжают учиться. Только одна девочка (она спинальница)
пока по настоянию родителей осталась дома, но думаю, что и они придут к мысли,
что нужно продолжать учиться. Про Нелю Евгеньеву ваша газета ведь писала? После
операции она вернулась к учёбе, заканчивает 11 класс и готовится поступить в
псковский университет. Ещё один пример жизнестойкости и целеустремлённости.
- Но есть диагнозы ещё страшнее…
- Сейчас помимо четырёх возрастных дошкольных групп у нас появилась
специальная, которую мы называем «особый ребёнок». Там занимается всего пятеро
детей, и на каждого приходится по одному специалисту. Признаюсь, это адский
труд, но знаете, когда мне говорят о целесообразности такой методы и такого
подхода к проблеме, я всегда как контраргумент вспоминаю: показатель гуманности
общества проявляется в его отношении к самым слабым - детям, больным и
старикам.
Очередь на милосердие
- Чему же вы учите своих подопечных?
- Даже тому, как можно приготовить салат или что-нибудь ещё вкусненькое! Кроме
того, у нас приняты четыре образовательные программы, которые рассчитаны на
детей с проблемами двигательного аппарата, задержкой развития, недостаточно
развитым интеллектом и, наконец, восьмого вида, которых (как я уже говорила) мы
называем «особыми детьми».
- Галина Прокофьевна, а учат ли чему-то ваши подопечные своих учителей?
- Конечно! И прежде всего - такту и терпению. Некоторые вещи, которые не
замечают здоровые и адаптированные к жизни люди, у нас порой воспринимаются
очень остро. Например, упрёк первоклашке, когда он пишет «как курица лапой»,
обычен, но в наших условиях это способно обидеть ребёнка до глубины души.
- За последние годы общество действительно повернулось лицом к проблемам
инвалидов?
- Знаете, мне вспоминается одна из недавних поездок на специальный семинар в
Швецию, в город Линчопинг, где я с удивлением узнала, что есть очередь из пар,
которые хотят взять к себе на время летнего отпуска детей-инвалидов. Такая
честь может быть доверена не каждой семье, и там есть даже специальная
муниципальная комиссия, которая проверяет их на готовность к серьёзному
поступку. Я специально интересовалась, что ими двигает. Некоторые пары
бездетные, а есть и те, кто в качестве объяснения приводил такой довод: они
хотят помочь родителям больных детей, чтобы те смогли хоть раз в году
отдохнуть, куда-то съездить. Таких примеров в нашей жизни я пока не встречала.
- А почему?
- Трудно назвать какую-то одну причину. Может быть, мы ещё живём не так богато…
- Но есть ведь люди, чей достаток в сотни, тысячи раз больше, чем доход
средней семьи?
- У них, скорей всего, в этой жизни другие интересы. Но в целом, повторюсь,
наше общество меняется. Например, сейчас активно продвигается в социальное
сознание понятие т.н. «инклюзивного образования». Это когда ученик приходит в
школу, чтобы заниматься не по правилам школы, а по своим собственным. Сейчас мы
своих детей воспитываем в условиях некоторым образом стерильных. Однако
последние методики психологов говорят о том, что процесс социализации
значительно ускорится, если все дети (в том числе и больные) будут заниматься
вместе. Для здоровых ребят это тоже будет своеобразной школой эмоционального
(нравственного) воспитания.
Эхо шоковой терапии
- Но сейчас наши школы к этому попросту не готовы.
- Трудно спорить. У нас есть очень талантливая и способная девочка (спинальница),
которая формально учится в школе №24, но понятно, что она её не посещает. Ей
ведь просто туда не зайти, не говоря уже о том, чтобы попробовать заехать в
класс, преодолев лестничные пролёты. Решить эту проблему сейчас невозможно,
исходя даже из финансовых соображений. Но когда государство не прячет голову в
песок, не бежит от проблемы, а старается в силу возможности и компетенции её
решать - это уже хорошо.
- В следующем году у вас на дистанционном обучении будет уже почти 150
человек. Почему их количество растёт?
- Возможно, сейчас мы столкнулись с последствиями того общественного перелома,
который испытала страна двадцать лет назад. Нам говорят, всё прошло более-менее
безболезненно, но шоковая терапия тем не менее настигла общество. Та же потеря
работы - это колоссальный стресс. И всё это отражается в той или иной степени
на здоровье нации, отдельного человека, репродуктивной функции женщины. Но
первые, кто страдает от этого, - конечно же дети. Вот о чём нужно думать!
Сергей Некрасов
Источник: sz.aif.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/17467/#more |