РЯДОМ С НАМИ
ДРУГ НА СЧАСТЬЕ
Некоммерческое
образовательное учреждение «Российская школа подготовки собак-проводников ВОС»,
базирующаяся в подмосковной Купавне, — один из центров помощи инвалидам по
зрению, желающим изменить свою жизнь. За годы своего существования она
подготовила и передала незрячим более 4000
собак-проводников. На сегодняшний
день располагает всем необходимым. Есть питомник по выращиванию щенков,
кормокухня, ветеринарный комплекс, административный корпус, гостиница, вольеры,
хозяйственные постройки, выгульные и тренировочные
площадки. С собаками работают
профессионалы — воспитатели щенков и инструкторы-методисты.
Немного истории
В 1960
году Всероссийское общество слепых открыло в Москве Школу по
подготовке собак-проводников, которую возглавил военный кинолог Н.Е. Орехов. К
сожалению, поначалу процент выбраковки собак был очень
большой. И только когда Школа из Москвы переехала в Купавну и на работу
пришли гражданские специалисты с новыми методиками, этот показатель
значительно снизился. В тот период более 100 собак в год передавали
незрячим. В 1998 году из-за экономических соображений Центральное правление ВОС
приняло решение о закрытии учреждения. С 2000 года финансирование
стало осуществляться из федерального бюджета России. И Школа снова начала
возрождаться.
В
данное время она готовит и передаёт инвалидам по зрению 60
собак-проводников в год. Для такой огромной страны, как наша, это немного,
считает директор Школы Олег Евгеньевич
Исаенко, который возглавляет коллектив уже 6
лет. Мы попросили его ответить на несколько
вопросов.
— Расскажите, пожалуйста, как Вы оказались в школе.
— Мой
отец, Евгений Миронович Исаенко, был директором Ижевского предприятия ВОС
«Спутник». Наша семья жила в городке для инвалидов. Так что с восовскими
проблемами я был хорошо знаком. По специальности —
инженер-строитель, работал в коммерции, имел своё предприятие. Получив второе
высшее образование, устроился главным инженером в крупную строительную компанию.
После ухода на пенсию бывшего директора Школы Анатолия Михайловича Ермошина мне
предложили возглавить её. Так я оказался здесь и ничуть не жалею.
—
Как готовят собак-проводников?
— Это
достигается длительным процессом воспитания щенка от рождения до передачи его инструктору
для дрессировки. На всех этапах происходит отбор и выбраковка животных. Приведу
такой пример. Инструктор первой категории Алексей Шемонаев показал комиссии
красивую восточно-европейскую овчарку. Ей было на тот момент 10 месяцев.
С первого взгляда, идеальные параметры: отменное здоровье, дружественный нрав,
отсутствие злобы и агрессии. Но когда собаке был показан объект, который
она видит впервые, то она разволновалась и продолжительное время не могла
успокоиться. Несложно представить, как трудно будет инвалиду с таким
проводником при нештатной ситуации: он сам не знает, в какую
среду попал, а ещё и собаку придётся успокаивать.
Щенок
проходит первое тестирование в 45-дневном возрасте, в последующем его
многократно испытывают и заканчивается подготовка сдачей 3-х экзаменов:
по общему курсу дрессировки и двум специальным. Первый
подразумевает выполнение определённых команд на послушание (сидеть,
лежать, стоять, рядом, апорт и т.д.). Два вторых — преодоление
определённого маршрута с множеством разнообразных препятствий, при этом в роли
хозяина выступает инструктор в светонепроницаемых очках. Экзамены
принимает эксперт, который выставляет штрафные баллы за неправильные действия.
И чем их больше, тем меньше надежды на хороший результат. Оштрафованный
инструктор продолжает работать с собакой дальше.
—
Кто поставляет Вам щенков?
— В
советский период Школа пользовалась услугами разных питомников. После
перестройки многие из них закрылись, и нам пришлось создать свой, в
котором выращиваем собственное «поголовье». В результате часть клеток
отдали под нужды питомника. А в итоге это сказалось на количестве
подготавливаемых собак (их стало меньше). При этом мы столкнулись с проблемой
обучения специалистов. До 3-х месячного возраста со щенками интенсивно
занимаются наши воспитатели: выводят на улицу, приучают к кошкам и другим
животным, шумам, знакомят с людьми, автотранспортом. Потом начинается другой
этап. При этом проводится подробное тестирование собаки, и наша задача,
которую мы должны решить в ближайшем будущем, чтобы уже в этом возрасте
научиться определять, подходит ли она к службе проводника. Это обусловлено и
экономическими затратами. Чем старше щенок, чем больше в него вкладываешь, тем
он нам обходится дороже, а продажная стоимость его (в случае выбраковки)
с каждым месяцем уменьшается. На рынке, как правило, востребованы животные в
более молодом возрасте. С 3-х до 10-ти месяцев молодняком занимаются специально
обученные инструкторы. И только потом, после тестирования, его передают для дрессировки.
—
Какие породы оптимальны для такой ответственной службы?
—
Раньше Школа готовила собак разных пород: эрдельтерьеров,
шотландских колли, немецких и восточно-европейских овчарок. В последнее
время остановились на следующих: восточно-европейская и немецкая овчарки,
лабрадор ретривер, голден ретривер. В техническом задании контракта с Фондом
социального страхования РФ также указываются и метисы этих пород. Дело в том,
что чистокровность породы для нас не стоит на первом месте. Куда важнее здоровье
и деловые качества. В прошлом году 50 процентов собак, переданных инвалидам,
были нашего разведения и 50 процентов — приобретены у населения и в других
питомниках. Животных, поступающих со стороны, мы тестируем в течение двух
недель. Если они соответствует нашим критериям, мы их приобретаем.
—
Что Вы можете сказать о воспитателях и дрессировщиках.
— Когда
я в 2005 году пришёл в Школу, высококлассных специалистов можно было
пересчитать по пальцам. Пришлось пересмотреть практику подготовки учеников, и
на сегодняшний день вновь поступившие работники проходят обучение у
специалистов высшей (первой) категории. Это значительно повысило уровень
их знаний. В Школе существуют три категории инструкторов. В европейских
странах учеником считается специалист, проработавший в этой области три года. У
нас в процессе полугодового обучения стажёр под постоянным руководством
наставника готовит одну собаку-проводника и передает её инвалиду. После
практики сдаёт теоретический экзамен. И только после этого ему присваивают
третью категорию. Через три года (как и в Европе) он имеет право повысить свою
квалификацию. В настоящее время в Школе работают 4 специалиста первой
категории, три — второй и семь — третьей. Не скрою, что решить
кадровый вопрос отчасти помог кризис. Безработица привела к
нам людей думающих, знающих своё дело.
—
Сейчас много говорят о важности карьерного роста сотрудников.
А как с этим у вас?
—
Накопленный опыт даёт им возможность для этого. С повышением
категории у человека увеличивается заработная плата и, соответственно,
расширяется круг обязанностей. Так, он уже может принимать экзамены у других
работников, проводить групповые занятия, читать лекции незрячим, а с получением
первой категории — уже и обучать новичков.
— Что Вам на данном этапе необходимо учесть в работе?
—
Обратную связь, чтобы отслеживать судьбы наших питомцев. Мы это делаем,
но только тогда, когда инвалид или его проводник оказываются в трудной
ситуации и нуждаются в помощи, а в идеале нужно всегда. Однажды на Совете
по реабилитации при МГО ВОС незрячие выразили сожаление, что местные
организации сейчас исключены из этого процесса. Ведь в связи
с Постановлением Правительства РФ № 708 от 30.11.2005 г. незрячий
получает собаку через органы соцзащиты. Идя навстречу пожеланиям, мы решили
укрепить связь с общественностью и сейчас рассматриваем вопрос об
организации рабочего места для специалиста этого направления.
— Какие проблемы считаете первостепенными?
—
Их хватает. Одна из них — оформление земли в собственность ВОС. Нам
приходится постоянно судиться с администрацией Балашихинского района. Много
времени уходит впустую.
Вторая
проблема — уровень зарплаты. Надо учитывать, что мы находимся близко от Москвы,
что в Школе не работают инвалиды, которые получают пенсию. На протяжении
нескольких лет у нас не индексировалась заработная плата, а цены в стране
на продукты питания, проезд и коммунальные услуги растут постоянно.
Радует,
что хозяйственные вопросы решаются своевременно. Здесь важно быть в курсе
политики Правительства и действовать на опережение. Например, через средства
массовой информации государство нас предупредило, что цены на газ вырастут до
европейского уровня. Мы тут же просчитываем: надо котельную переводить на
автоматический режим. Если жаркое лето и есть угроза пожара, значит, следует
проложить временный водопровод, закупить пожарные рукава. Надо всегда смотреть
вперёд, быть готовым к нестандартным ситуациям и правильно распределять
выделенные средства.
—
Каковы ваши ближайшие планы?
— У нас
в стране рыночная среда и основная цель любого предприятия — быть
конкурентоспособным. Мы себя позиционируем с европейскими школами. В апреле
наши ветврачи побывали на Международной конференции, на которой подтвердилось,
что условия содержания и подготовки собаки-проводника у нас находятся на
должном уровне. По оснащённости мы не уступаем европейским школам, так,
например, вольеры у нас такие же, как в Европе, имеются беговые дорожки для
собак, автоматические мойки «Керхер» для уборки вольеров. Зоогигиена — в норме.
Корма — одни из лучших.
Планируем
достроить здание для щенят на 40 клеток и родовое отделение на 10 клеток, что
даст нам возможность полностью перейти на собственное поголовье.
Для
получения породистых собак планируем в ближайшем будущем закупить
оборудование для искусственного оплодотворения. Это позволит подбирать
оптимальные пары, производить отбор по лучшим деловым характеристикам.
—
Насколько мне известно, у Школы крепнут и международные связи?
— Да,
мы гордимся этим. Подготовили для Болгарии 5 инструкторов, за что нам
выразили благодарность. В мае этого года их школу проверили специалисты
из Германии, Англии и дали положительный отзыв. В дальнейшем планируется
создание школ на основе нашего опыта в Украине и Белоруссии. Для братских
народов мы делаем выгодные коммерческие предложения. И только сложные
экономические условия отодвигают решение этих задач.
—
И последний вопрос: как инвалиду получить собаку-проводника?
— В
соответствии с Постановлением Правительства РФ № 708 от 30.11.2005 г. инвалид
должен обратиться в местные органы социальной защиты (Фонд социального
страхования, Управление, Министерство социальной защиты и т.д.). При себе
необходимо иметь паспорт и ИПР, в которую должна быть вписана
собака-проводник как средство реабилитации. Потом он составляет
заявление и заполняет анкету. Органы соцзащиты направляют документы в
Школу, а мы в двухнедельный срок обязаны дать ответ о постановке человека на
очередь. После вызова в Школу незрячий проходит 12-дневные курсы теории и
практики. Сопровождающее лицо и инвалида бесплатно обеспечивают трёхразовым
питанием и проживанием. Их проезд оплачивается за счёт средств органов
социальной защиты. Обучение завершается сдачей экзамена и передачей собаки.
В настоящее время очередь составляет около 100 человек. И мы готовы
принимать новые заявки.
Беседовала Людмила Карху,
Мурманск
Источник: http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1719:mat-journal-our-life-2011-12-05&catid=248:cat-jo |