Лекарев: предрассудки об
инвалидах появляются от отсутствия информации
|
|
|
В российских школах постепенно создаются необходимые
условия для того, чтобы в них могли учиться дети с инвалидностью - за 2011 год
с этой целью было модернизировано 300 школ, и еще 450 учебных заведений
планируется обустроить до конца текущего года. О софинасировании
региональных программ поддержки инвалидов и о том, как сделать профессию
сурдопереводчика более востребованной, рассказал в интервью корреспонденту РИА
Новости Анне Веклич директор департамента по делам инвалидов Минтруда России
Григорий Лекарев.
- Григорий Григорьевич, недавно
начался учебный год. Сколько детей с ограниченными физическими возможностями
здоровья пошли в этом году в школы?
- По нашим сведениям, в России в настоящее время насчитывается 570 тысяч
детей-инвалидов. По данным Минобрнауки России, 239 тысяч ребят с ограниченными
возможностями здоровья учатся в обычных общеобразовательных школах, при этом в
обычных классах - почти 128 тысяч детей, в коррекционных классах при массовых
школах - еще 111 тысяч. Для сравнения, в коррекционных школах цифра достигает
204 тысяч человек. Надо сказать, что сегодня инклюзивное, или интегрированное,
образование - основной вектор государственной политики в сфере социальной
защиты инвалидов. Когда ребенок с инвалидностью учится в обычной школе, он
остается в семье, не уезжает на длительный период в интернатное учреждение и в
то же время имеет возможность общаться со сверстниками.
- Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко ранее отмечала, что в закон
об образовании необходимо включить главу об инклюзивном обучении. Вы
поддерживаете данную инициативу?
- Безусловно, министерство поддерживает включение специального раздела,
посвященного инвалидам, в профильный закон по образованию. В законопроекте
"Об образовании", который в скором времени будет рассматриваться
Федеральным собранием, содержится 84 статья, она так и называется -
"Организация получения образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья". Статья раскрывает, что именно подразумевается под созданием
специальных условий в образовательных организациях. Она также содержит
полномочие федеральных органов власти по установлению особенностей организации
образовательного процесса для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Учет индивидуальных потребностей ребят, имеющих инвалидность, обеспечение
разумного приспособления - требование в том числе Конвенции ООН о правах
инвалидов.
- Как продвигается процесс реализации госпрограммы "Доступная
среда" на 2011-2015 годы в сфере образования?
- В рамках государственной программы "Доступная среда" формируется
сеть базовых образовательных учебных заведений, в которых могут учиться дети с
инвалидностью.
Программа ставит четкие показатели и индикаторы, которые характеризуют степень
реализации того или иного мероприятия. Если на начало программы таких
приспособленных школ было чуть более 2%, то к 2016 году показатель должен
достигнуть 20%. По итогам 2011 и 2012 годов для обучения детей с инвалидностью
должно быть переоборудовано 750 учебных заведений. В прошлом году проведена
работа по 300, в этом году будут приспособлены еще 450. К концу года мы
ожидаем, что 59 регионов будут охвачены этими мероприятиями, то есть уже больше
половины. А к 2016 году сеть базовых учебных заведений должна быть сформирована
уже на всей территории страны. Конечно, переоборудовать все без исключения
школы - задача непростая, но наша цель - сформировать такую сеть базовых
учебных заведений, чтобы в каждом муниципальном образовании ребенок с
инвалидностью мог выбрать, где ему учиться.
- Будут ли реализованы программы по работе с обычными детьми и их
родителями, чтобы они воспринимали инклюзивное образование как норму?
- Ни для кого не секрет, что в нашем обществе существуют предрассудки по
отношению к инвалидам, и возникают они, в основном, из-за низкой
информированности граждан и отсутствия опыта общения с инвалидами. Безусловно,
такое общение необходимо, оно помогает людям относиться к инвалидам не просто
толерантно, а, прежде всего, дружелюбно, быть готовыми оказать помощь. Для
этого, в первую очередь, необходимо совместное обучение с самого разного
возраста. При этом происходит и обратный процесс - подготовка ребят с
инвалидностью к взрослой жизни, развитие их потенциала, умственных и физических
возможностей. Напомню, что инклюзивная среда в образовании никак не отменяет коррекционной
работы с инвалидами.
Также в 2011-2012 годах Минтруд России продолжает информационную кампанию
- пропаганду толерантного отношения к инвалидам в образовательных учреждениях.
Была разработана стратегия, основанная на идее, что ценность человека превыше
любых ограничений. Нас нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов - это и
есть основной слоган компании, которая предусматривает разработку и размещение
видео- и аудиороликов, интернет-баннеров, материалов для наружной рекламы.
- Совсем недавно в Госдуму был внесен законопроект о жестовом языке. Как
подготовить нужное число сурдопереводчиков, чтобы все госучреждения могли
обслуживать людей, которые общаются только на языке жестов? Станет ли более
востребованной эта специальность?
- Сурдопереводчиков действительно не хватает. По данным Всероссийского общества
глухих (ВОГ), нужно подготовить не менее 7,6 тысячи специалистов, а в настоящее
время в России их работает всего 1,1 тысячи. Этот показатель рассчитан исходя
из того, что один сурдопереводчик должен обслуживать не более 25 инвалидов по
слуху. Штатные должности сурдопереводчиков введены в семидесяти стационарных
учреждениях социального обслуживания двенадцати регионов. Также
сурдопереводчики работают в образовательных и социальных учреждениях.
Профессиональных сурдопереводчиков сегодня обучают в Межрегиональном центре
реабилитации лиц с проблемами слуха Минтруда России, в Московском
педагогическом, Волгоградском и Орловском государственных университетах. На
уровне дополнительного образования подготовка сурдопереводчиков ведется почти в
20 регионах России. В десяти высших учебных заведениях обучаются 1,1 тысячи
преподавателей жестового языка по специальности "Сурдопедагогика".
В рамках реализации государственной программы "Доступная среда" осуществляется
подготовка сурдо-и тифлосурдопереводчиков, а также обучение русскому жестовому
языку на базовом уровне специалистов, оказывающих государственные услуги. Всего
по этим направлениям будет подготовлено 636 человек в течение пяти лет. Для
повышения качества услуг по сурдопереводу, уровня профессиональной подготовки и
условий трудоустройства сурдопереводчиков министерством утверждена
квалификационная характеристика должности "Переводчик русского жестового
языка", включенная в Квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и других служащих.
- Как обстоят дела с трудоустройством самих людей с инвалидностью?
Представители организаций инвалидов неоднократно жаловались на то, что
существовавшая ранее система квотирования рабочих мест работала эффективнее.
Есть ли планы по совершенствованию данной системы?
- Надо сказать, что трудоустройство инвалидов во всех странах мира сопряжено с
большим количеством объективных сложностей. В России ежегодно в органы службы
занятости населения обращаются порядка 272 тысяч инвалидов - это значительная
цифра, то есть примерно 8% от незанятых инвалидов. При этом находят работу не
более трети от числа обратившихся - показатель не очень высокий.
Квотирование рабочих мест - это понуждение, и нужно помнить, что любое
понуждение воспринимается негативно работодателями. Его не всегда можно
выполнить полностью и эффективно. С нашей точки зрения, стимулирование
работодателей более результативно, поэтому мы реализуем мероприятия по снижению
напряженности на рынке труда и созданию рабочих мест для инвалидов. Размер
возмещения затрат на оснащение одного рабочего места, с учетом особенностей
конкретного инвалида, сейчас составляет 50 тысяч рублей. В 2012 году в рамках
мероприятия предполагается трудоустроить 7,6 тысяч инвалидов - на эти цели в
федеральном бюджете предусмотрено 540,5 млн рублей.
В рамках программы "Доступная среда" оказывается помощь в создании
доступности рабочего места и обеспечении работой инвалидов на свободном рынке
труда, а не только на специализированных предприятиях. В прошлом году было
создано 192 таких рабочих места, в первом полугодии 2012 года - 330, что даже
чуть выше, чем планировалось.
- В этом году завершается первый этап реализации государственной программы
"Доступная среда". Можно подвести итоги?
- Первый этап программы завершится в 2012 году, о результатах говорить пока
рано, но могу сказать, что, в принципе, все идет по плану. Итоги мы будем
подводить в конце года и обсуждать их в начале следующего на очередном
заседании координационного совета программы, где заслушаем доклады пилотных
регионов - Саратовской и Тверской областей и республики Татарстан. Речь
пойдет о количестве обустроенных объектов, комплексности подходов, применении
методик, выявлении рисков, быстроте реакции. Конечно, мы выслушаем мнение
людей с инвалидностью, ради которых доступная среда и формируется.
- В 2013 году министерство планирует начать софинасирование региональных
программ поддержки инвалидов в соответствии с показателями, заложенными в
госпрограмме "Доступная среда". Регионы уже представили вам свои
проекты?
- Да, уже 60 регионов разработали собственные региональные программы. Заявки
будут приниматься осенью, их рассмотрит координационный совет. Требований не
так много, но они существенные: во-первых, наличие разработанной программы,
утвержденной с определенными объемами финансирования, во-вторых, эта программа
должна быть комплексной. Мы не можем сосредоточиться только на строительстве
отдельных пандусов и назвать это доступной средой. Комплексный подход должен
касаться и транспорта, и учреждений культуры, и школ, и спортивных объектов.
- В августе была учреждена комиссия по делам инвалидов при президенте.
Как вы оцениваете ее состав? На что, как вы думаете, она будет обращать особое
внимание в своей работе?
- До комиссии работал Совет по делам инвалидов при президенте Российской
Федерации, и по составу участников можно сказать, что преемственность
обеспечена. Важно, что в работе комиссии принимают участие представители
отдельных министерств, российских регионов и всероссийских общественных
организаций инвалидов, представлено Министерство труда и социальной защиты как
орган, который осуществляет нормативно-правовое регулирование многих сфер,
напрямую затрагивающих интересы инвалидов.
Думаю, что комиссия будет уделять особое внимание вопросам, которые связаны с
ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов. Нельзя сказать, что
отечественное законодательство в корне противоречит международным нормам, но в
то же время в нем прописаны не все действенные механизмы реализации прав
инвалидов. Кстати, осенью мы ожидаем вручения ратификационной грамоты Конвенции
ООН в Нью-Йорке, и с этого момента положения конвенции станут составной частью
отечественного законодательства. Мы сможем ориентироваться на нее в полной мере
как на требование закона.
Источник: ria.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/20473/#more |