Дети
- это трудно. А кто говорил, что будет легко? Правда, иногда трудно бывает по
вполне объективным причинам, например, потому что ваш ребёнок гиперактивен.
Справиться в таком случае с ситуацией самостоятельно не всегда представляется
возможным. Для того и существуют специалисты - психологи и психиатры. И если
пойти в психиатрическую клинику вот так просто потому, что ваш отпрыск уж
слишком «шилопопен», рискнёт далеко не каждый родитель, то в консультации в
социальном центре нет ничего пугающего.
Например, в
психолого-медико-педагогическом консультативно-реабилитационном центре развития
и адаптации личности, которым руководит Светлана Александрова. Более двадцати
лет она проработала врачом, в том числе заведовала диагностико-реабилитационным
отделением для детей с пограничными нервно-психическими расстройствами Крымской
республиканской клинической психиатрической больницы №1, а также являлась
главным детским психиатром крымского Минздрава. С ней и поговорим о
гиперактивности.
- Проблема
гиперактивности не так давно на слуху у наших родителей, однако она успела
стать рейтинговой. Как адекватно к этой проблеме относиться: гиперактивность -
это новое название для «неудобных» детей или таким детям действительно нужна
помощь?
- Гиперактивные
дети - это дети с повышенной возбудимостью, которые очень подвижны и
импульсивны. На занятиях они неусидчивы, невнимательны и повышенно отвлекаемы.
Из-за чего плохо усваивают школьную программу. А в детском саду они постоянно
задевают других детей. И там зачастую возникают проблемы даже не с
воспитателями, а с родителями других детей, что вполне понятно: родители
настаивают, чтобы такой ребёнок не посещал школу или детский сад. Резонный
вопрос: куда этому ребёнку деваться?
Гиперактивность у
мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Раньше гиперактивность
диагностировали у детей с пяти лет, а сегодня - уже в два-три года.
- На
основании чего?
- На основании
того, что ребёнок не может длительно удерживать внимание на игрушках, не сидит
на месте, он постоянно в движении. В песочнице он всех задевает. Дети эти
импульсивны. Если им что-то не понравится - могут укусить, ущипнуть, ударить.
Родителям с ними очень тяжело. Иногда они приходят к психиатру, чаще всего - к
неврологу (всё-таки это морально проще). В некоторых случаях гиперактивность
проявляется при различных заболеваниях - как психиатрических, так и
неврологических, например, при синдроме аутизма, который, к сожалению, сейчас
встречается всё чаще. Неврологи же выставляют минимальную мозговую дисфункцию у
таких детей и «синдром гиперактивности».
- Почему в
медицинской среде так много споров по поводу этого синдрома? Некоторые медики
считают, что диагноз «гиперактивность» - это инсинуация, и его ставят, когда не
знают, что делать с ребёнком.
- Возможно, подход
к пониманию проблемы несколько разный, но сама по себе гиперативность есть, и
никуда от этой проблемы не уйти. О чём спорить, если есть дети, которые плохо
усваивают программу в школе, потому что они неусидчивы и невнимательны?
Конечно, проще сказать, что у ребёнка задержка развития, что он не может
усвоить программу из-за своих умственных способностей. Но если разобраться, то
у него проблемы не с умственными способностями, а с вниманием. Из личного опыта
знаю, как этих детей раньше старались убрать из класса, оформить надомное
обучение, потому что такой ребёнок мешал педагогу и другим учащимся. Но мы
делаем всё для того, чтобы этих детей всё-таки оставлять в школе, ведь им это
очень нужно.
- Почему
может появиться гиперактивность у ребёнка?
- Причины могут
быть очень разные. Когда начинаешь разговаривать с родителями, собирать
анамнез, часто выясняется, что либо мама, либо отец в детстве были очень
активными. Значит, есть предрасположенность на генетическом уровне. Лично я
очень часто сталкиваюсь с тем, что мама ребёнка говорит: «Вот он такой, но,
если честно, я была такая же». Сейчас пишут о том, что гиперактивность зависит
от того, как протекали беременность, роды, как часто ребёнок болел, принимал ли
он из-за болезни сильнодействующие препараты, были ли у него травмы. Огромное
количество теорий, которые пока не удалось структурировать в одну.
Гиперактивность к подростковому возрасту угасает. Однако у некоторых она
остаётся в той или иной степени и во взрослом возрасте. Разве вам не доводилось
общаться с эмоциональными и импульсивными взрослыми, которые очень быстро говорят
и двигаются?
- Самый
главный вопрос: что с гиперактивным ребёнком делать?
- Есть
медикаментозное лечение, а есть лечение коррекционное. Чтобы снизить степень
гиперактивности, родители приходят с детьми к психологу. Это также очень
эффективно, если есть семейные проблемы. Ведь ребёнок - как зеркало, он
отражает всё, что видит вокруг. Его агрессивное поведение может быть протестом.
- У меня
как мамы сразу же возникает протест против лечения ребёнка таблетками. Тем
более речь идёт о применении ноотропов. Когда такое лечение действительно
необходимо, а когда можно обойтись без него?
- Естественно,
каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. Из медикаментозного
лечения могут быть назначены ноотропы, церебральные стимуляторы,
успокоительные. Когда я работала в отделении, мы назначали медикаментозное
лечение и проводили психомоторную коррекцию. Что собой представляет
психомоторная или сенсомоторная коррекция? С учётом закономерностей онтогенеза
- индивидуального развития каждого организма - сенсомоторный уровень является
базальным, то есть основным, для развития высших форм психики. В самом начале
коррекционного процесса предпочтение должно отдаваться двигательным методам,
которые активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействие между
различными уровнями психической деятельности. Проще говоря, всё, что должно
простраиваться от головы, должно быть сформировано от тела.
Это очень хорошо
не только для детей с гиперактивностью, но и для деток, у которых есть речевые
проблемы, проблемы с обучением. Очень часто у этих детей есть проблемы с
координацией: они не чувствуют своего тела, не умеют им владеть. Вспомните,
раньше дети много играли во дворе, ходили босыми ножками по камням, сейчас
никто таким не занимается. Условия жизни изменились, а на занятиях мы
навёрстываем то, что дети недополучили естественным образом. Очень хорошо, если
ребёнок что-то перебирает или работает с глиной, играет со шнуровками, играет в
песке. Кстати, замечено, что у детей, которые не ползали, а «быстро или сразу
пошли», впоследствии возникает больше проблем: то ли это будет гиперактивность,
то ли проблемы с речью, то ли с обучением. Ребёнок должен естественным образом
пройти все этапы развития, в том числе и «ползающий период».
- То есть в
центре акцент сделан на психомоторную коррекцию?
- Нет, это только
часть комплексного подхода к решению проблемы. С детьми работает психолог. При
необходимости проводятся семейные консультации - родителям подскажут, как
адекватно себя вести в тех или иных ситуациях. Если есть необходимость, психолог
может направить ребёнка на консультацию к психиатру или неврологу.
- Как часто
должны проводиться занятия по психомоторной коррекции и как долго должен
длиться курс?
- Занятия по
психомоторной коррекции у нас проводятся два раза в неделю - этого вполне
достаточно. Честно скажу: через три-шесть месяцев можно увидеть результат, что
ребёнок стал спокойнее, внимательнее, усидчивее. Из собственной практики могу
сказать, что были дети, которые ходили на занятия в течение нескольких лет, и
это помогло им нормально обучаться в массовой школе, несмотря на ужасающие
первоначальные характеристики.
В середине 90-х
годов вместе с кандидатом психологических наук Линой Сергеевной Назаровой,
которая работала на кафедре психиатрии нашего медуниверситета, мы ездили в
Москву для ознакомления с опытом работы с проблемными детьми в центрах лечебной
педагогики. У нас в детском отделении работали арт-терапевт, массажист, дети
занимались йогой. Однако мы пришли к выводу, что маленьких детей всё-таки нужно
коррегировать не йогой, а психомоторной коррекцией.
Из тех лет мне
очень запомнился один мальчик. Его в девять лет со слезами на глазах для
оформления надомного обучения привела к нам в отделение бабушка. У мальчика
была чудовищная характеристика. А бабушка, умная, образованная женщина, не
хотела, чтобы ребёнка убирали из школы. Мальчик лечился у нас в отделении
примерно раз в полгода, и в течение двух лет бабушка водила его на
психомоторную коррекцию. Ребёнок на «хорошо» и «отлично» окончил среднюю школу
и поступил в университет. Сегодня никто не скажет, что в детстве у него были
проблемы с поведением.
- Хорошо,
когда проблемы разрешимы, жаль только, не всегда знаешь, как к ним
подступиться.
- По крайней мере,
по вопросам воспитания детей психологи могут дать грамотную и полную
информацию. Например, у нас в центре проводятся видеоклассы для родителей, на
которых можно ознакомиться с той или иной интересующей их проблемой от «Как
помочь детям и подросткам избежать опасной ситуации» до «Как вырастить ребёнка
трудолюбивым и хозяйственным».
Анастасия Бачинская
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/14721/#more |