Можно ли учить в обычной
школе детей с отклонениями?
|
|
|
В последнее время в России все чаще ведутся разговоры
о необходимости внедрения инклюзивного образования - то есть совместного
обучения "обычных" детей и детей с различными умственными или
физическими отклонениями. Многие родители крайне негативно высказываются об
этой перспективе, опасаясь, что появление в классах "других" детей
плохо скажется на общем образовательном уровне.
"Лента.ру" поговорила о том, как инклюзивное
образование реализовано в США, с образовательным консультантом, научным
сотрудником Центра для детей с особыми потребностями (Коннектикут, США) Мариной
Азимовой, а также обсудила проблемы совместного обучения детей в России с
филологом и журналистом Катей Мень и координатором общественной организации
"Центр проблемы аутизма" Яной Золотовицкой.
- Что подразумевается под инклюзивным образованием в Америке? Совместное
обучение обычных детей с теми, у кого есть нейрологические отклонения, или
также с детьми, имеющими физические недостатки?
Марина Азимова: В Штатах школы сейчас считаются инклюзивными только
тогда, когда в них попадают дети с ментальными особенностями. Это либо
умственная отсталость, либо расстройства аналитического спектра, которые
невероятно широки и к которым относится, например, странное поведение.
Физические недостатки в США вообще не считаются ограничением для обучения с
остальными детьми. То есть, если в школу ходят дети с ДЦП, спинальники (дети,
получившие травмы позвоночника, которые привели к параличу одной или нескольких
конечностей - прим. "Ленты.ру"), то такая школа даже не считается
инклюзивной - это просто обычная, нормальная школа
- Когда в США стало внедряться инклюзивное образование?
Марина Азимова: В условиях Соединенных Штатов концепция инклюзивного
образования стала активно приниматься, изучаться и внедряться приблизительно в
последние 15 лет. До этого в школах были классы, которые назывались
инклюзивными, но на деле дети с ментальными особенностями приходили туда,
сидели на задней парте все шесть уроков и рисовали.
- 15 лет назад - это совсем недавно. Насколько я знаю, в Италии начали
серьезно обсуждать этот вопрос еще в 1970-х годах.
Марина Азимова: В Италии в 70-е говорили об этом, но ничего не делали.
Говорить могут все. В Штатах говорили с 50-х годов, но это не значит, что
кто-то что-то делал.
- А почему так много времени прошло между началом обсуждения и
реализацией конкретных мер?
Марина Азимова: Дело в том, что никто не представлял себе, как это
делается. И потом, не было хорошей, отработанной методики обучения аутистов в
принципе. Про них знали только одно: они не могут учиться с остальными, поэтому
их надо отделять. Никто не мог представить себе такую модель, которая позволила
бы реализовать совместное обучение без проблем для типичных детей и без того,
чтобы дети с нарушениями оставались где-то на задворках, физически присутствуя
в классе, но, фактически, будучи там мебелью. В России, например, тоже никто не
представляет себе нормальной инклюзивной модели.
- А есть ли вообще такая модель?
Марина Азимова: В Соединенных Штатах все более и более распространяется
модель, которая действительно работает. Сейчас если не половина, то, по крайней
мере, процентов 45 всех школ со специализированными классами имеют цельные
инклюзивные программы. Это выглядит так: детей, у которых есть большие пробелы
в развитии, сажают в отдельную комнату, разбитую на небольшие кабинки, где они
получают индивидуальное образование один на один с тьютором. Программы для
каждого из таких детей создаются персонально, на основании теста, который
проводится в начале учебного года. Это делают педагоги таких специализированных
комнат совместно с тьюторами.
Когда создаются эти индивидуальные учебные планы, путем тестирования или пробы
определяется, может ли тот или иной ребенок находиться в общей комнате с
типичными детьми. Мы берем ребенка в класс и выясняем, например, что без
усталости, криков, плача и обид он может продержаться в классе приблизительно
10 минут. И мы начнем с того, что будем брать его в общий класс каждый день на
10 минут. Если мы видим прогресс, то постепенно будем увеличивать время его
пребывания с остальными детьми. Если ребенок-аутист, скажем, хорошо рисует, но
слаб во всех остальных областях, то мы будем брать его в общий класс только на
уроки рисования. И так далее.
- Получается, что дети с ментальными особенностями вообще не общаются с
обычными детьми, потому что большую часть времени в школе проводят в своей
специализированной комнате?
Марина Азимова: Общаются. Они выходят на перемену, они выходят на ланч,
они выходят на физкультуру, выходят на общешкольные события, участвуют в
праздниках - пусть и не в такой мере, как и обычные дети. Более того, у них
есть партнеры из числа типичных детей, с которыми они садятся вместе.
- Как реагируют на присутствие "особых" детей остальные
ученики?
Марина Азимова: К счастью, американское общество в этом смысле воспитано
великолепно. Оно приучено к тому, что любой человек, с любым отличием,
физическим или ментальным, является частью общества.
- Многие родители детей с ограниченными возможностями в России опасаются,
что дети в обычных школах могут начать травить их.
Марина Азимова: Сейчас в Америке никакой травли даже близко нет. Это
результат того, что необычные ребята уже давно стали частью реальности типичных
детей. Более того, дети с ментальными нарушениями в какой-то степени служат
социальными гуманистическими терапевтами для нейротипичных детей (детей без
нейрологических отклонений - прим. "Ленты.ру"). Предположим, у
кого-то из обычных детей повышен уровень агрессии, но достаточно поручить его
заботам нейроотличного ребенка, как постепенно поведение "агрессора"
начинает меняться. Очень быстро дети начинают сами следить за аутистами, чтобы
они выполняли все предписания и так далее, обращать внимание тьюторов, если
что-то не так.
- Сейчас чиновники все больше говорят о внедрении в России инклюзивного
образования. Как можно преодолеть тот барьер неприятия, который есть у наших
граждан?
Марина Азимова: Надо образовывать общество. Весь апрель - месяц
распространения информации о проблеме аутизма - в Соединенных Штатах по
телевидению показывают программы об этом заболевании. Более того, во всех
школах проходят так называемые difference days - дни, когда школьникам
рассказывают о том, какие отличия могут быть между людьми. Это могут быть
отличия в расе, отличия в культуре, отличия в заболеваниях, отличия в
поведении. Также у нас есть специальный тренинг, на котором учителям, ведущим
занятия у обычных детей, объясняют, как сделать так, чтобы эти дети чувствовали
себя наиболее приспособленными к существованию "других" людей.
- Ведется ли в США какая-то работа с родителями?
Марина Азимова: Обязательно. Родители обычных детей приглашаются на
difference days, им каждый год рассылается новый буклет примерно такого
содержания: "Здравствуйте, в этом году в нашем классе будет учиться тот-то
и тот-то с диагнозом "аутизм", и поэтому, если ваша дочь или сын
придут домой, рассказывая о необычном поведении детей, мы хотим чтобы вы знали,
почему это поведение может быть необычным".
- Но культурные нормы меняются довольно медленно, и на первых этапах
внедрения инклюзивного образования в России неизбежно будут сложности, и дети с
ментальными особенностями пострадают…
Марина Азимова: Они не пострадают, если проводить правильную
образовательную программу. Надо создавать инклюзивные классы и начинать тренировать
детей в той школе, где они созданы. И тренировать родителей этих детей.
- Как надо поступать, если со стороны детей все-таки есть признаки
агрессии?
Марина Азимова: В этом случае надо наказывать агрессора.
- А если агрессия исходит от родителей?
Марина Азимова: Если со стороны родителей, то им надо предложить выбрать
любую другую школу.
- Но разве это не нарушит право их детей на образование?
Марина Азимова: Ничего подобного. Они же пытаются нарушить право на
образование этого аутиста? Почему права типичного ребенка более важны, чем
права аутиста? Покажите мне такую строчку в законе, и тогда мы обсудим этот
вопрос.
- Родители нейротипических детей часто говорят, что добавление в класс
аутистов может снизить общий образовательный уровень из-за того, что они
усваивают материал не так, как обычные дети. Что вы можете возразить на это?
Марина Азимова: Если использовать ту модель, о которой я говорила, то
общая образовательная программа никак не изменится от наличия в школе аутистов
и других "особенных" детей.
Яна Золотовитская: Другой вопрос, что в России никто не владеет
педагогическими технологиями, которые бы обеспечивали потребности аутиста, не
снижая при этом образовательную планку нейротипичных детей. Так что отчасти
почва для опасений у родителей есть.
- С родителями и детьми более или менее ясно. А откуда брать педагогов,
способных грамотно работать с детьми, имеющими ментальные особенности?
Яна Золотовитская: Требуется переработка педагогического подхода.У нас
есть масса учебных заведений, которые готовят специальных педагогов для работы
в коррекционных школах, готовят психологов-дефектологов. Отечественная
дефектология все-таки не вчера возникла, она выработала достаточное количество
неплохо работающих приемов, которые умеют учитывать индивидуальные особенности
ребенка. Достаточно просто модифицировать это образование и, во-первых, обучать
педагогов тому, что такое аутизм. Потому что сейчас им об этом не рассказывают
- может быть, есть 1-2 лекции, где говорят об этом заболевании в общих чертах.
Такое незнание порождает огромное количество мифов и стереотипов, которые не
соответствуют действительности. Например, что все аутисты сидят в углу и
раскачиваются, что они не любят, чтобы их трогали, не смотрят в глаза. Но
аутисты очень разные.
- Необходимо ввести какую-то образовательную норму, которая будет
готовить специальных педагогов со специализацией по аутизму. Ничего даже не
нужно изобретать заново, достаточно взять методики, давно работающие за
границей.
Катя Мень: Кроме того, существует четкая разница между понятиями
"инклюзия" и "интеграция", а у нас эти два термина часто
путают - отсюда и многие страхи родителей нейротипичных детей. Интеграция - это
процесс, при котором человека с недостатками любой ценой дотягивают до нормы. То
есть она основана на том, что негативные эффекты выключаются и преодолеваются.
Инклюзия - это совершенно противоположное понятие. Она меняет общество и
окружающую среду для того, чтобы человек с дефектом мог бы чувствовать себя
свободно. Простой пример: знаменитый летчик Мересьев, у которого отнялись ноги
и который в замечательном фильме с Кадочниковым лихо и с улыбкой на людях
отплясывал в протезах, а потом с серым от боли лицом в одиночестве отмачивал
культи. Общество отдает должное его героизму за то, что он с протезами смог
сесть в самолет. Так вот, инклюзия - это создание такого самолета, при котором
летчик мог бы летать без протезов. А все остальное - это интеграция.
Поэтому, когда мы отбираем детей для совместного обучения с обычными ребятами -
это не инклюзия, это интеграция. И когда мы говорим о том, что в школе аутичный
ребенок должен не мешать нейротипичным детям, должен сидеть и не дрыгаться,
должен читать - это тоже интеграция, а вовсе не инклюзия.
- Есть ли сейчас в России специалисты, которые в состоянии обучать
учителей, директоров, психологов этим методикам?
Яна Золотовитская: Практически нет. В итоге приходится обучать их
"варяжеским" способом, привозя из-за границы тех, кто знает, как
нужно обучать, кто сможет разрушить мифологию, сможет на конкретных примерах из
жизни сломать стереотипы наподобие "я этим занимаюсь 30 лет, и я знаю, как
надо обращаться с такими детьми".
- Существуют ли какие-то централизованные программы по приглашению в
Россию иностранных лекторов, рассказывающих об особенностях инклюзивного
образования?
Яна Золотовитская: Со стороны государства существует огромное количество
деклараций, вроде повышения пенсий и так далее. В случае с инклюзивным
образованием ситуация та же: например, в московском законе об образовании эта
идея прописана, но при этом право "особенных" детей учиться вместе со
всеми ничем не обеспечено. И в итоге дело даже не в том, что родители здоровых
детей скажут, что они против. Дело в том, что родители больных скажут, что они
не поведут в обычный класс, без тьюторов и так далее, своего ребенка, который
не умеет разговаривать. Нужно быть совершенным безумцем, чтобы ребенка, который
требует абсолютно иного подхода, вдруг бросить туда, как щенка в прорубь.
- Зачем вообще пытаться внедрять инклюзивное образование? Существуют же
коррекционные школы, в которых аутистов чему-то учат, прививают определенные
навыки.
Яна Золотовитская: Коррекционная школа не способна подготовить ребенка к
жизни в обществе. Как раз сейчас я разрабатываю индивидуальный план для
девочки, которая вышла из такой школы. Ей сейчас 20 лет, и ее всю жизнь учили
писать палочки и крючочки. Она толком не может держать карандаш, но ее никто до
сих пор не научил надевать собственную обувь на правильную ногу. Что важнее в
20 лет: чтобы она умела писать крючочки или чтобы она умела сама вытирать себе
нос? В Америке в специальных классах детей учат всем этим навыкам, плюс они
находятся в среде, гораздо больше приближенной к реальности, чем коррекционная
школа, и тоже таким образом учатся.
- Кто был инициатором разработки и внедрения программ инклюзивного
образования в США?
Яна Золотовитская: Изначально инициаторами были родители, а также
педиатры, социальные работники и психологи-бихевиористы. В какой-то момент
критическая масса тех, кто этого требовал, была превышена, и государственным
учреждениям просто не оставалось выхода, надо было реагировать. И уже потом в
парламенте были приняты соответствующие законодательные документы.
Ирина Якутенко
Источник: lenta.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/19465/#more |