Татьяна Голикова: В 2013-м году Россия перейдет на новые обновленные стандарты лечения (часть 2)
...плохо
информирован, а что же бесплатно. И вот это, с точки зрения организации, вы
вначале спросили: самый сложный элемент – как заставить и как проконтролировать
каждое лечебное учреждение, даже самое маленькое, чтобы оно информировало
гражданина по поводу того, что ему бесплатно, включая не только услуги, но и
соответствующее лекарственное обеспечение, которое ему оказывается в рамках оказания
медицинской помощи. Ну вот, как я уже сказала, мы сейчас предпринимаем такую
попытку, но уже сейчас закон четко говорит, что бесплатно и есть
соответствующее постановление правительства.
Бероева: - А где можно будет посмотреть гражданам список платных и
бесплатных…
Голикова: - Это публичные документы, можно смотреть всегда в интернете и
всегда на нашем сайте, потому что все нормативные документы, которые в этой
части принимаются, мы обязательно их публикуем. Ну, вот еще кусочек осталось
принять по этому…
Бероева: - Ну что ж, прежде чем отправиться в поликлинику, нужно заглянуть
на сайт Минздрава, можете также заглянуть на наш сайт, мы обязательно будем
сообщать о всех новшествах, которые будут вводиться в этой области.
Татьяна Алексеевна, лекарственный вопрос такой же болезненный, как и все
остальные, очень сложный. Насколько я знаю, много лет обсуждается возможность
введения обязательного лекарственного страхования. Вот эта идея, возможно, что
она будет реализована в ближайшее время?
Голикова: - С учетом того, что нас слушает достаточно большая аудитория,
наверное, есть необходимость дать определенные пояснения того, что сегодня
имеет право получать гражданин в сегодняшнем законодательстве и дальше уже
сказать о том, а что же подразумевается под возможностью введения
лекарственного страхования. У нас на сегодняшний день на амбулаторном этапе,
потому что здесь основные проблемы, есть три типа лекарственного обеспечения,
которые получают достаточно большое количество наших граждан. Первый тип
лекарственного обеспечения – это привычные уже в нашем сознании семь
высокозатратных заболевания, по которым государство осуществляет
соответствующее финансирование. На это государство ежегодно тратить 51 млрд.
рублей из федерального бюджета, это достаточно большие деньги и год от года, в
связи с тем, что уровень медицины постепенно поднимается за счет современного
оборудования, за счет расширения профилактических осмотров, количество таких
граждан, которые нуждаются в дорогостоящем лечении, возрастает. Это исключительно
финансирует и администрирует федеральный бюджет. Вторая часть – это
лекарственное обеспечение, которое получают так называемые федеральные
льготники. Это те граждане, которые получили право на лекарственное обеспечение
в связи с заменой натуральных льгот на денежные выплаты, но, тем не менее, они
выбирают не денежные выплаты, а выбирают натуральное лекарственное обеспечение.
Выбор добровольный, таких граждан у нас 4,6 миллиона человек. И на эти цели
тоже направляются средства федерального бюджета, но мы их передаем регионам
страны и непосредственно закупку и обеспечение, в соответствии с
законодательством, осуществляют регионы, но за счет денег федерального бюджета.
На эти цели тоже ежегодно тратится порядка 50 млрд. рублей. И есть третья
категория. То, что должны обеспечивать исключительно регионы за счет своих
бюджетов. И вот это самая большая часть, количество граждан там чуть более 13
миллионов человек и основные проблемы, которые сегодня складываются именно в
амбулаторном звене по лекарственному обеспечению, это проблемы там. И решение
этой задачи сейчас является ключевым. Регионы недостаточное количество средств,
даже по сравнению с нами, направляют на лекарственное обеспечение этих
категорий, которые за ними закреплены. Но было бы неправильно сказать, что мы
сваливаем всю эту проблему на регионы и не хотим ее видеть и не хотим ею
заниматься. Сейчас совместно с регионами начали вот эту работу для того, чтобы
подойти к теме лекарственного страхования или некоего аналогичного механизма.
Проблема быстрого его введения или какого-то такого срочного введения связана с
несколькими обстоятельствами. К сожалению, в течение 20 лет Россия сильно
утратила позиции на фармацевтическом рынке и только в последние несколько лет
происходит восстановление российского фармацевтического рынка. А это,
естественно, более доступные лекарственные препараты, в первую очередь, по
цене. И уровень зависимости, который у нас есть по импорту, он нам не дает
возможность полноценно регулировать цены. Потому что любое лекарственное страхование
или любая система возмещения тем гражданам, которые нуждаются в лекарственном
обеспечении, предполагает элементы государственного регулирования. Вы помните,
наверное, что в конце 2008-го, когда начался кризис, было принято решение о
государственной регистрации цен на жизненно важные лекарственные препараты,
чего до этого не было. И вот эта работа, которая была проведена, она позволила
нам хотя бы сейчас понять, в каком диапазоне ценовом мы находимся по тем или
иным лекарственным препаратам. И сейчас мы осуществляем расчеты по поводу того,
сколько реально финансовых ресурсов нам потребуется и какие усилия должны
предпринять отечественные фармпроизводители, чтобы вся эта программа не
оказалась, с одной стороны, очень дорогой, а, с другой стороны, чтобы не
получилось так, что эта программа стала банкротом, потому что любое страхование
предполагает соответствующее обеспечение. Но я бы хотела сказать еще и о том,
что без решения проблемы лекарственного обеспечения не представляется возможным
до конца реформировать систему здравоохранения, потому что от этого очень
серьезно зависит и сам процесс лечения. Я думаю, что 2014-12015 год это край,
когда нам нужно будет принять соответствующее решение.
Бероева: - У нас звонок. Инна Федоровна, здравствуйте.
Инна: - Здравствуйте, я звоню из Екатеринбурга. Вот мне в 2010 году
довелось полежать в 27-й больнице города Екатеринбурга с инфарктом. Я лежала в
палате, где лежат и мужчины, и женщины вместе. Это разве допустимо? Кровати
там, наверное, с 30-х годов в этой кардиологии. Это просто невозможно. Это в
Екатеринбурге. Недавно приезжал сюда Рошаль и он сказал, что в Екатеринбурге
все более-менее нормально. Так как тогда в других-то городах? В поселках как у
нас тогда?
Голикова: - Что касается информации, которую мы дали по поводу того, что в
палате лежали и женщины, и мужчины – это прямое нарушение даже ранее
существовавшего законодательства – это нарушение санэпидрежима. И, естественно,
пациент в этом случае вправе предъявлять администрации учреждения соответствующие
претензии. Что касается того, в каком состоянии находится оборудование, то как
раз я и хотела донести до наших слушателей то, что программа, которая сейчас
государство силами регионов и силами федеральных средств реализует, это
средства как раз на ремонты и полную замену того оборудования, которое сегодня
стоит в лечебных учреждениях. Мы можем с учетом того, что был приведен
конкретный случай, проинформировать слушателя по поводу конкретно этой
больницы, потому что мы знаем на сегодняшний день, какие учреждения у нас
включены в программу модернизации. А что касается отдаленных регионов, даже не
регионов, а отдаленных мест поселения в соответствующих регионах – это
фельдшерские пункты, фельдшерско-акушерские пункты. Очень жестко мы
ориентировали, и это было поддержано председателем правительства, когда мы
формировали эти программы, чтобы основной упор в модернизации в регионах был
сделан на развитии первичного звена и на доступность, а, соответственно, на
развитие фельдшерско-акушерских пунктов. И если даже в каком-то населенном
пункте в силу того, что количество домов и жителей там осталось совсем
незначительным, нужно развивать систему домовых хозяйств. То есть, оказания
самой элементарной медицинской помощи и, соответственно, мы дали возможность
регионам за счет наших федеральных денег приобретать мобильные пункты оказания
медицинской помощи для того, чтобы они могли с определенной периодичностью в
отдаленные населенные пункты приезжать. Но я еще раз хочу повторить, что это
работа рассчитана на два года, мы ее жестко очень отслеживаем и рассчитываем на
то, что основная масса наших учреждений будет приведена в порядок.
Бероева: - Татьяна Алексеевна, а вот по воду модернизации и введения
новых технологий в наше здравоохранение. Очень много было разговоров по поводу
электронных больничных листов. Звучало все это крайне заманчиво, потому что у
каждого из нас есть огромная медицинская книжка, история болезни… Когда,
возможно, пластиковые карты заменят нам эти наши тома?
Голикова: - Слово, которое вы употребили, «модернизация» - это как раз
относится к тем программам, о которых я говорила. Одно из составляющих там
является информатизация. На два года на эти цели направляется 24 млрд. рублей и
сейчас регионы осуществляют первый этап этой информатизации. К сожалению, как я
уже сказала, значительное количество наших учреждений не имели ни компьютеров,
ни интернета и сейчас первый этап этой работы – это сделать тотальную
информатизацию лечебных учреждений, включая интернет, включая приобретение
компьютерного оборудования и установку этого на соответствующих рабочих местах
в лечебном учреждении, ну, естественно, в зависимости от масштабности этого
учреждения.
Следующим этапом идет электронная запись к врачу и, соответственно, электронные
услуги в том смысле, что они доступны информационно для гражданина. Но это все
в принципе должно вкладываться в границы 2012 года, ну, может быть, чуть
заходить за эти границы – там к середине 2013-го. Дальше уже должна быть
обработка всех накопленных вот этих в бумажном виде историй болезни, карточек и
так далее, в электронный вид и после этого соответствующая выдача электронных
документов.
Бероева: - Это нужно переобучить практически весь персонал? Вот это уже
революция техническая.
Голикова: - Это да, это очень сложно. И было бы абсолютно
безответственно мне сказать, что вот сейчас мы быстренько тут все это сделаем.
Это не быстренько, это очень огромный объем работы. Вы правильно сказали, что
нужно обучить персонал. И не только тот, который занимается непосредственно
оказанием помощи, но и обслуживающий персонал, который оказывает в учреждении
косвенные услуги врачу. Но, тем не менее, мы эту работу начали и уже назад мы
точно не пойдем, мы только теперь пойдем вперед. Но другое дело, что какие-то
регионы сделают это быстрее и успешнее, поскольку у них были соответствующие
заделы просто. А кто-то, кто не имел ни средств, ничего, они, конечно, будут
чуть отставать, но все равно они обязаны эту работу провести.
Бероева: - То есть, обладая этой карточкой электронной, можно будет
через интернет записаться к врачу на определенное время, прийти и это в
принципе должно решить, в том числе, и вопрос с очередями?
Голикова: - Конечно. На это и нацелена информатизация, чтобы, в первую
очередь, создать удобство и не создавать тех очередей, которые сейчас у
нас есть в поликлиниках.
Бероева: - Татьяна Алексеевна, в этом году вступил в силу еще один закон из
реформы здравоохранения, если мы так уже назвали, - закон об основах охраны
здоровья. Как он должен изменить жизнь наших граждан? Есть какие-то такие яркие
моменты, которые граждане почувствуют на себе уже в ближайшее время?
Голикова: - Первое, о чем я уже говорила, это то, что касается выбора
врача, то, что касается стандартов и порядков оказания медицинской помощи. Но
важно было бы сказать, что это базовый закон в системе здравоохранения,
который, если можно так выразиться, закрыл все правовые пробелы, которые до
этого существовали в старом законодательстве. Он не называется кодексом, но по сути
своей он является неким кодексом, который собрал в себе все понятия, которые
применяются, все виды медицинской помощи с соответствующими расшифровками, все
виды осмотров, которые может получить гражданин, все принципы оказания
медицинской помощи, все технологии, которые на сегодняшний день применяются, и
лишь только некоторые из них должны быть законодательно еще доурегулированы в
очень узких законах. Ну, трансплантация там, туберкулез, СПИД и так далее. Но в
принципе это кодифицированный акт, который отвечает на все вопросы, которые
связаны с функционированием здравоохранения. Ну, достаточно сказать, что в
качестве, наверное, одного из принципов является охрана здоровья детей.
Например, введен институт орфанных редких заболеваний, чего в Российской Федерации
не было никогда. На сегодняшний день мы четко имеем критерии, какие заболевания
могут быть отнесены к орфанным. У нас никогда в законодательстве не были
отрегулированы вопросы репродуктивного здоровья женского населения, сейчас это
в законодательстве появилось. Мы привыкли к термину ЭКО, как часто называют
экстракорпоральное оплодотворение, но в законодательстве этого ничего не было.
И сегодня закон, по сути, дает ответы на эти и еще ряд достаточно серьезных
многих вопросов.
Бероева: - У нас звонок. Здравствуйте.
- У меня вопрос один. Планируете ли вы оставаться в правительстве после
президентских выборов?
Голикова: - Хороший вопрос, но это не решение Татьяны Алексеевны – это
решение руководства страны. Как руководство страны решит, так и будет.
Бероева: - Татьяна Алексеевна, у нас еще был один звонок, но он, к
сожалению, сорвался. Нам звонила 75-летняя жительница Москвы и спросила, с
какого возраста можно претендовать на то, чтобы вам выписывали льготные
лекарства?
Голикова: - Я просто не знаю, к какой категории эта женщина относится,
потому что это может быть федеральный льготник, - тогда это не имеет...