В России инвалиды
по слуху изо дня в день вынуждены прилагать немалые усилия для решения
актуальных жизненных вопросов: воспитание, обучение, поиск работы, а общение со
слышащими порой и вовсе становится непосильной ношей. Поворот наметился сейчас,
после того, как был подписан закон о придании русскому жестовому языку (РЖЯ)
статуса официального (№296-ФЗ от 30.12.2012 г.). Теперь язык, базирующийся на
жестах и мимике, может преподаваться и изучаться. О том, какие проблемы решит
жестовая речь, став связующим звеном между миром глухих и слышащих, рассказали
сотрудники нижегородского отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ).
- Где в Нижнем Новгороде можно обучиться жестовому языку?
- На сегодняшний
день нижегородцы могут стать переводчиком жестового языка, если они родились в
семье глухих родителей или решились ехать в столицу для получения этой
профессии, - говорит зампредседателя ВОГ Елена Усова. – Однако в нашем городе
пока нет ни вузов, ни курсов жестовой речи, несмотря на интерес нижегородцев.
- Если изучение
азов русского жестового языка введут в школьную программу или в качестве
факультатива в вузе, можно будет без труда преодолеть языковой барьер между
обществом и инвалидами по слуху, - добавляет председатель городского управления
ВОГ Елена Малева. - Также необходимо обеспечить качественную подготовку
педагогов, хорошо владеющих жестовой речью. К сожалению, немногие учителя даже
в специализированных школах для глухих владеют жестовым языком.
- Как в
таком случае ведется обучение?
- Раньше велось
множество споров о том, как лучше преподавать. Сурдопедагоги учили детей читать
с губ и опираться на остаточный слух, говорить исключительно голосом,
учителя-предметники вели занятия голосом, и далеко не все использовали
дактильную (пальцевую) азбуку в объяснении. За использование жестов в школе детей
даже били по рукам, - продолжает Елена Усова.
- Получается
ситуация, когда дети скатываются на двойки только потому, что между учащимися и
преподавателем нет взаимопонимания. Попытки перековать глухих в слышащих редко
увенчиваются успехом, ведь основа восприятия у глухих иная – она визуальна, -
подчеркивает Елена Малева. - Только сочетание жеста и слова помогает ребенку
понять смысл высказывания и способствует лучшему усвоению предмета. Правда,
получить работу слабослышащий учитель, носитель языка, не может - считается,
что такой преподаватель не научит детей правильной речи. Тем не менее, задача
учителя - объяснить дисциплину, а для этого он должен разговаривать с учениками
на одном языке. Речью же обязан заниматься логопед.
- Что
поможет детям с нарушениями слуха подготовиться к реальной жизни в обществе?
- Глухой ребенок
не может овладеть речью так, как слышащий. Однако грамотная письменная речь
поможет ему лучше адаптироваться в обществе. Кроме того, немаловажно, чтобы
родители занимались с ребенком дополнительно, - считает Елена Малева.
- Когда в семье
слышащих рождается глухой ребенок, взрослые долго не могут смириться с этим.
Этот протест родителей выражается по-разному: молчанием, плачем, нежеланием
выучить жестовый язык. Семья фактически отстраняется от процесса воспитания, не
понимая, что для глухого ребенка этот язык полезен и важен. Ведь он является
более естественным, чем звуковая речь, которую этот ребенок не слышит и с
трудом воспроизводит, - рассказывает Елена Усова. - Под влиянием сурдопедагогов
родители тратят годы на то, чтобы ребенок научился читать слова по губам и
издавать членораздельные звуки. Его не отдают в спецсады и спецшколы.
"Говорящего глухого", не владеющего РЖЯ, не рассматривают в качестве
"своего" среди глухих; в обществе слышащих, несмотря на владение
словесной речью, его также принимают.
-
Распространение жестового языка может решить проблему трудоустройства глухих?
- Несомненно, -
уверена Елена Усова. - Чаще всего, если и случается чудо и для инвалида по
слуху находится вакансия, не факт, что он будет трудоустроен. Недавно к нам
обратилась глухая девушка. Она рассказала, что вот уже который месяц буквально
не находит себе места. Ей отказывают в приеме на работу. На предприятиях, где никогда
не было глухих, инвалидов по слуху брать боятся. Опасения работодателей связаны
с тем, что они не представляют, как общаться с таким работником. Хотя глухому
достаточно один раз все объяснить с помощью переводчика - и он будет прекрасно
работать.
- Если бы
работодатели или кто-либо из сотрудников знал бы жестовый язык, недоверия к
глухим претендентам на вакансию удалось бы избежать, - добавляет Елена Малева.
- Глухие очень трудолюбивы. Если слышащие постоянно делают перерывы, чтобы
попить чай, поболтать, покурить, то глухим зачастую не с кем общаться, и они
продолжают работать.
- Какая
работа подошла бы глухим?
- У глухих хорошо
развита мелкая моторика за счет того, что они используют жестовый язык в
общении. Поэтому из них получаются хорошие зубные техники. Инвалиды по слуху
трудятся и на производстве. Среди них много токарей и фрезеровщиков. Например,
Бобов Владимир, отметивший в этом году юбилей, 75 лет, - токарь высочайшего
класса, работал в оборонной промышленности. Олег Кудряшов и Виктор Бушуев -
конструкторы на Горьковском автомобильном заводе, - рассказывает Елена Усова. -
Но такие примеры, скорее, являются исключением. В основном, людям с проблемами
слуха предлагают низкооплачиваемый труд, поскольку в обществе распространено
мнение: раз у инвалидов есть пенсия, то они согласны работать за копейки.
- Взглядом и
руками глухие могут рассказать, как сложно порой докричаться до тех, кто может
помочь им стать востребованными для общества. А слышащие, зная жестовый язык,
окажут им посильную помощь, - отмечает Елена Малева.
Анастасия
Андронова
Источник: nn.mk.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/25950/#more |