Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770
года в городе Бонн, принадлежавшему кёльнскому курфюрсту. В его жилах, помимо
немецкой, текла и фламандская кровь. Отец Бетховена был певчим Боннской
капеллы. Мать — кухаркой. Отцу маленького Людвига, Иоганну ван Бетховену
(1740—1792) не давали покоя лавры Вольфганга Амадея Моцарта, поэтому обучение
музыке будущего композитора проводилось зачастую довольно жестокими методами.
Принуждениями и побоями отец заставлял 4-летнего ребёнка часами просиживать за
фортепиано и заучивать упражнения на скрипке. В 1782 году Бетховен уже написал
три сонаты для клавесина, ему тогда шёл 13-й год. В шестнадцатилетнем возрасте
Людвиг уже пользовался широкой известностью в Бонне. В
1787 — первая поездка в Вену. Встреча с В. А. Моцартом. Прослушав игру юного
Бетховена, Моцарт сказал: «Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе
говорить». Внезапно получив известие о болезни матери, Людвиг был вынужден
срочно вернуться в Бонн; впоследствии он учился в Вене у Й. Гайдна, И. Г.
Альбрехтсбергера и А. Сальери.
1789 — Людвиг стал вольнослушателем философского факультета Боннского
университета [1].
1792 — окончательный переезд в Вену. Симпатии к Французской революции.
К началу 1800-х гг.
Бетховен — автор многих произведений, поражавших современников драматизмом и новизной
музыкального языка. В их числе: фортепьянные сонаты № 8 («Патетическая»), 14
(т. н. Лунная), соната №21 (Аврора), первые 6 струнных квартетов.
В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена.
Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1798, заставила
Бетховена впоследствии постепенно сократить концертную деятельность, а после
1815 от неё отказаться. Известен факт, о том, что Бетховен специально отпилил
ножки от своего рояля, чтобы лучше чувствовать вибрацию пола и восполнять
недостаток слухового аппарата. В произведениях 1802—1812 полностью выявились
характерные признаки зрелого стиля Бетховена. В последний период творчества
появились 9-я симфония с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера
и Торжественная месса, а также шедевры его камерной музыки — сонаты для
фортепьяно № 28—32 и квартеты № 12—16.
Людвиг ван Бетховен
На формирование мировоззрения Бетховена
сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции и эпохи
наполеоновских войн; его творчество тесно связано с современным ему искусством,
литературой, философией, с художественным наследием прошлого (Гомер, Плутарх,
Уильям Шекспир, Жан Жак Руссо, Иоганн Гёте, Иммануил Кант, Фридрих Шиллер).
Основной идейный мотив творчества Бетховена — тема героической борьбы за
свободу, воплощённая с особенной силой в 3, 5, 7 и 9-й симфониях, в опере
Фиделио, в увертюре «Эгмонт», в фортепьянной сонате № 23 (т. н. Аппассионата) и
др. Вместе с тем, Бетховен создал множество сочинений, выражающих тончайшие
личные переживания: знаменитая «Лунная» соната была посвящена графине Джульетте
Гвиччарди — первой любви композитора; 3-я симфония («Героическая») была
сочинена в честь Наполеона, несущего, как виделось Бетховену, знамя
республиканства в старую Европу, но впоследствии, с принятием Наполеоном титула
императора, композитор с болью в сердце перефразировал посвящение в
«Героическая симфония, сочинённая в память Великого Человека»; 4-я симфония
сотворена под впечатлениями лета 1806 года, которое он провёл в имении своих
друзей Брунсвиков, в венгерском городке Коромпа, где обрёл любовь в лице Терезы
Брунсвик; 5-я симфония — «симфония Судьбы», написана под гнетущими
переживаниями, связанными с прогрессирующей глухотой, в симфонии можно
почувствовать, как Судьба стучит в двери, но несокрушимая душа мечется,
пытается уйти от тьмы и найти свет; пытаясь найти успокоение в единении с
природой рождается 6-я симфония «Пасторальная» (пастушеская, сельская); 9-я
симфония — итог всей жизни, его страстей, волнений и радостей, призыв не падать
духом и никогда не сдаваться.
Представитель венской классической школы,
Бетховен вслед за И. Гайдном и Вольфгангом Моцартом разрабатывал формы
классической музыки, позволяющие отразить разнообразные явления
действительности в их развитии. Сонатно-симфонический цикл был Бетховеном
расширен, наполнен новым драматическим содержанием. В трактовке главной и
побочной партий и их соотношения Бетховен выдвинул принцип контраста как
выражения единства противоположностей. Этим в значительной мере обусловлены
расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующих и
заключительных партий, увеличение масштаба разработок и введение в них новых
лирических тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации в развёрнутую
коду. С этим же связано и более широкое понимание границ тональности и сферы
действия тонального центра, чем у его предшественников. Бетховен расширил
оркестровые диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех
оркестровых партий.
Бетховен начинал свой творческий путь как
новатор и преобразователь пианизма. Он был не только великий композитор, но
гениальный исполнитель и непревзойдённый импровизатор. В своё творчество он
внёс новые неожиданные изменения, которые с трудом принимались его
современниками: это значительное обогащение стиля, расширение границ пианизма.
Новые средства выразительности Бетховен черпал из собственных технических
возможностей. Бетховен один из первых начал подробнейшим образом сопровождать
нотный текст подробными словесными ремарками и динамическими указаниями,
проставлять точный темп и педализацию.
Творчество Бетховена привлекает внимание
многих отечественных и зарубежных исследователей-теоретиков: Г. Галя, П. Миса,
Г. Ноттебома, А. Шмитца, Г. Яловеца; В. Бобровского, А. Климовицкого, Л.
Мазеля, Ю. Холопова, А. Альшванга, Б. Асафьева, А. Глазунова, Б. Яворского.
Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 от
цирроза печени, осложненного водянкой (вследствие перенесенного в 1825
гепатита).
29 августа 2007 года венский патолог и
эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины
Венского Медицинского Университета) объявил, что виновником смерти Бетховена
неумышленно стал его врач Андреас Ваврух, который давал ему содержащее свинец и
опасное при болезни печени лекарство.
Источник: Wikipedia
Источник: http://www.orsebor.net/silnie-duhom/ludwig-van-beethoven/ |