О медицине,
благотворительности и отношении к инвалидам в Византийской империи
Практически любая проблема, привлекающая сегодня внимание частных
благотворителей, в масштабе страны может решаться только на государственном
уровне. Да и для благотворительности, как таковой, надлежащие условия должна
создавать именно государственная власть. Рассуждая об отношении государства или
общества к людям, нуждающимся в особой заботе, мы, как правило, сравниваем
современную Россию с современными Европой и США. Но и в прошлом можно найти
немало образцов для подражания.
Ни одно
человеческое общество, и уж тем более ни одно государство в этом мире не может
быть названо идеальным. Византийская империя здесь не исключение. Однако
Византия на протяжении нескольких веков была наиболее последовательной попыткой
построить именно христианское государство. Благотворительность в Византии стала
темой особого исследования кандидата философских наук, доцента Санкт-Петербургской
духовной академии, клирика храма Преображения Господня в Лесном (СПб)
священника Игоря Иванова.
- Из каких
источников мы можем узнать о том, как обстояло дело с благотворительностью в
Византийской империи?
- Тема
византийской благотворительности и медицины довольно-таки хорошо изучена за
рубежом. Например, этим вопросам посвящены труды известного американского
ученого протопресвитера Димитрия Константелоса – Byzantine Philanthropy and
Social Welfare («Византийская благотворительность и социальное обеспечение») и
Poverty, Society and Philanthropy in the Late Medieval Greek World («Проблемы
бедности, общество и благотворительность в позднесредневековом греческом
мире»), а также Т. Миллера – The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire
(«Зарождение больниц в Византийской империи») и The Orphans of Byzantium. Child
welfare in the Christian Empire («Сироты Византии. Попечение о детях в
христианской империи»). Что касается русскоязычной литературы, можно отметить
только то, что средневековой византийской медицине уделяется некоторое внимание
в двухтомном труде Т.С. Сорокиной «История медицины».
- Когда вы
говорите о Византии, она начинает представляться чуть ли не образцовым
социумом. Не идеализируете ли вы ее? Ведь даже зная историю очень поверхностно,
можно увидеть, что все было далеко не так хорошо.
- Византия
как преемница традиций греко-римского эллинизма была государством правовым и
социальным. Христианство еще более углубило эту социальную ответственность в
обществе. В Византии, в эпоху первого христианского государства, мы видим не
только продолжение эллинской медицины, но и ее усовершенствование. Здесь
применяется высокоразвитая фармакология, излечиваются инфекционные заболевания,
совершаются операции самого разного вида. Но самым большим достижением этого
времени было применение медицины в широком общественном спектре – в
соответствии с христианским идеалом попечения о нуждающихся создаются приюты
для сирот и вдов, госпитали для бездомных и нищих, больницы для прокаженных и
немощных. Приведем их названия: nosocomium – для больных, brephotrophium – для
подкидышей, orphanotrophium – для сирот, ptochium – для неимущих и немощных,
gerontochium – для стариков, xenodochium – для бедных и больных паломников.
Отметим, что странноприимница имелась в каждом монастыре, а если учесть, что,
например, по свидетельству новгородского архиепископа Антония, число монастырей
при императоре Мануиле I (1143–1180) достигало 14 000, картина получается
внушительная.
Вместе с тем
византийское законодательство определяло и уголовную ответственность врачей,
как мужчин, так и женщин. Наказания предусматривались самые разные. Все
зависело от того ущерба здоровью, который был нанесен пациенту, и от
квалификации врача. Вина врача определялась судебной медициной. Наказания были
самые разные: от простого штрафа до частичной или полной конфискации имущества.
Применялось и публичное осуждение аморального поступка врача. Это проходило
так: врача водили по городу, он должен был держать в руках емкость для сбора
мочи и подвергаться всеобщему осмеянию публики. Еще один вид наказания —
пожизненные принудительные работы на рудниках. В самых редких случаях врача
могли приговорить к смерти.
- Нам легче
понять какие-то аспекты жизни византийцев, сравнивая их с современной
ситуацией…
- Византия была
централизованным, бюрократическим государством с монетарной экономикой и весьма
отлаженной фискальной системой. По своему устройству такой тип государства во
всем средневековье ближе всего к государствам Нового времени. Социальное
попечение – норма для высокоразвитого государства. Законодательный сборник
императора Юстиниана под названием «Новеллы» (то есть «Новые законы») говорит о
приоритете благотворительности и народного блага, что выражается, прежде всего,
в заботе о наиболее слабых элементах. Так 74-я новелла говорит о служении
людям, как о задаче императорской власти, новелла 77-я говорит о том, что
заботу императора составляет благоденствие вверенных ему людей. В новеллах
80-й, 85-й, 148-й читаем об ограждении подданных от всякого вреда и о доставлении
им всякого блага, как о задачах, лежащих на государственной власти. Таким
образом, в основу деятельности государственной власти кладется промышление о
подданных (pronoia). Новелла 81-я говорит, что забота эта имеет своим предметом
общую пользу и благоденствие государства.
- Каково
было в Византии отношение к инвалидам? О них заботилось государство? Или это
было исключительно делом их родственников и частных благотворителей?
- Еще в
Древнем Риме были, как бы сейчас сказали, реабилитационные центры для раненых и
больных воинов и рабов. Византия унаследовала и эту античную традицию.
- Инвалидов
просто опекали? Или пытались по возможности как-то влиять на их
состояние?
- Людей
пытались лечить в соответствии с их заболеванием. Так в Х в. хирурги Константинополя
сделали попытку разделить детей – сиамских близнецов, которых привезли из
Армении. Один из близнецов умер, врачи ампутировали ту часть, которая соединяла
близнецов. Но через три дня умер и второй младенец. В рукописях Иоанна Скилицы
сохранилась миниатюра этой операции. Психические заболевания также лечились в
Византии. В рукописях мы находим описание лечения различных болезней, например,
эпилепсии.
- Как
воспитывались дети-сироты?
-
Дети-сироты воспитывались на попечении опекуна до их совершеннолетия. Опекун
назначался из ближайших родственников. За неимением опекуна сироты
воспитывались, как было сказано выше, в благотворительных домах для сирот.
- Была ли
массовым явлением бездомность? Если человек оказывался без крыши над головой,
оказывалась ли ему какая-то помощь от государства или от тех, кому государство
эти обязанности или полномочия делегировало? Помогало ли общество человеку,
попавшему в такую ситуацию, вернуться к нормальной жизни?
- Миграция
была обычным явлением в эпоху великого переселения народов. Любой человек мог
стать ромеем, то есть римским гражданином, если он владел греческим языком,
становился подданным императора и был христианином. Но гражданин должен был
жить в определенном месте, заниматься определенным делом и платить определенные
налоги – в таком случае государство гарантировало ему свое попечение. Бездомным
же он становился, когда бросал свое дело и место жительства и убегал в другую
местность. Порой, это было связано с нежеланием или невозможностью платить
налоги.
Приведу
такой пример: в Византии был особый чиновник – квезитор (quaesitor) – в ранге
спектабиля, обязанностью которого было следить за прибывающими в столицу
людьми. Должность была учреждена императором Юстинианом после восстания «Ника».
Подчиненным квезитора надлежало наводить обо всех них точные справки и
способствовать скорейшему разрешению их дел, с тем, чтобы побыстрее выпроводить
их из города. Прибывших из провинции и ничем не занятых лиц квезитор водворял
на их прежнее место жительства. Не имеющих определенных занятий жителей города
квезитор должен был направлять на общественные работы, например, в пекарни или
к садовникам.
-
Преследовали ли в Византии за бродяжничество?
- Был еще
такой чиновник – квестор (quaestor) – «изыскатель», один из высших судебных чиновников
в византийское время, обладавший также нотариальными функциями. Квестор
рассматривал дела «праздношатающихся» в столице, разбирал земельные тяжбы,
заверял завещания константинопольских граждан.
- Как
относились в Византии к многодетным семьям? Многодетность была нормой? Или
редким явлением?
-
Многодетность была нормой. Характерен такой пример попечения о роженицах: по
инициативе святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, было
построено семь родильных домов в его епархиях.
- Медицина
для бедных – как решалась эта проблема в византийском обществе?
- Был
специальный тип больниц: ptochium – для неимущих и немощных. Кроме того,
византийские врачи часто лечили бедняков бесплатно. Около 500 г. в
Константинополе практиковал прославленный врач Иаков Психрестий – он отличался
своими талантами диагноста и терапевта, а также тем, что, будучи штатным
больничным врачом, при частной практике не брал платы с бедняков. Его отцом был
известный врач Исихий из Дамаска, воспитавший еще двух сыновей-врачей –
Асклепиодота и Палладия. Здесь нужно отметить, что практика безвозмездного
врачевания была широко распространена среди врачей-христиан. В IV-VI веках
сложилось почитание целителей-бессеребренников: святые Косма и Дамиан, Кир и
Иоанн, Пантелеимон и Ермолай, Сампсон и Диомид, Фотий и Аникита.
- Какую роль
в вопросах благотворительности играла Церковь?
- На первом
Вселенском Соборе в Никее были приняты решения, обязывающие архиереев лично
курировать систему оказания медицинской помощи неимущим гражданам.
Благотворительность
могла быть государственной, частной и церковной. Последняя проводилась на
епархиальном, приходском и монастырском уровнях. Государство всячески
обеспечивало ее. Например, предоставляя налоговый иммунитет благотворителям.
Средства, причитающиеся государству, жаловались благотворителю. Известен
«Податный устав» времен Льва Мудрого (886-912). По объяснению академика
Г.А.Острогорского «при перечислении различных видов предоставляемых податных
льгот и объяснении их причин и способов применения в параграфе 6 Податного
устава говорится об изъятых (из писцовых книг) пожалованиях. «Эти так
называемые изъятые пожалования, - говорит составитель Устава, - возникли в
прежние времена и давались давно умершими императорами до царствования государя
Льва, названного Мудрым. Возникли же они так: тот или иной император приказывал
не взыскивать государственных податей с владений, принадлежащих тому или иному
странноприимному дому, богадельне, монастырю, церкви или кому-либо другому, но
упразднить их на вечные времена и считать императорским дарением. Ввиду этого,
чтобы не подвергались беспокойству ни имеющие такое пожалование, ни взимающие
подати и ведущие счета, графы этих пожалований совершенно вырывались и
устранялись из писцовых книг».
Делами
широкой благотворительности известны были патриарх Константинопольский Тарасий
и Симеон Новый Богослов. Патриарх Тарасий (730-806), управлявший Церковью 22
года, вел суровую аскетическую жизнь и все свое имение тратил на богоугодные
дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а на Пасху устраивал для них
трапезу, на которой сам прислуживал. Про Симеона Нового Богослова известно,
что, когда в конце X в. он прибыл в Студийский монастырь, за неимением
свободной кельи он был размещен именно в странноприимнице, которая имелась в
каждом монастыре. Позднее, будучи назначен игуменом пришедшего в упадок
монастыря св. Маманта, Симеон Новый Богослов сделал из него центр
благотворительности, которая была настолько широкой, что некоторые чиновники
подозревали его в растрате средств.
- Законы
общества, связанные с благотворительностью, были одинаковы для мужчин и для
женщин? Или были различия?
- Любое
частное лицо могло заниматься благотворительностью, располагая своим имением по
своему усмотрению. Женщины обладали имущественными правами наравне с мужчинами.
- Эти законы
действовали на всей территории Византийской империи? Касались ли они тех, кто
жил в империи, но не являлся ее гражданином?
-
Богоугодные учреждения, как частные, так и церковные, действовали согласно
своим уставам. Для выявления возможных ограничений надо изучать именно их.
В-целом же, поскольку государство покровительствовало всем богоугодным
заведениям – как церковным, так и мирским – можно сказать, что принципиального
различия по принципу гражданства в социальном попечении не было. Во всех
городах были учреждения, занимавшиеся исключительно оказанием медицинской
помощи больным людям. Причем медицинское обслуживание проводилось независимо от
профессии, социального положения, национальности и пола больного: во всех
филантропических учреждениях Византии абсолютно все могли лечиться либо совсем
бесплатно, либо за очень умеренную плату.
Игорь Лунев
Источник: Милосердие.RU
Источник: http://dislife.ru/articles/view/28494#cut |