Мишель Петруччиани. Музыка вопреки
автор: Юлия Баграмова
|
|
В январе 2009 году
исполнилось 10 лет со дня смерти выдающегося современного джазового исполнителя
и композитора Мишеля Петруччиани, ему было всего 36 лет. Но за такой
непродолжительной отрезок времени Петруччиани успел записать
более 30 дисков с произведениями собственного сочинения и объездить множество
стран с концертами.
Такая музыкальная плодовитость была
одновременно благодаря и вопреки его врожденному недугу – незавершенному
остеогенезу. Это очень редкое заболевание. В результате врожденного
генетического дефекта костная ткань не в состоянии выполнять свою основную
функцию – быть опорой и надежным каркасом. Замедляется и прекращается рост,
кости хрупки, «хрустальны», поэтому часты переломы от самых незначительных
движений.
К счастью руки Мишеля Петруччиани были
крепкими и сильными, что позволяло мальчику проводить за инструментом по 8
часов в день. Встреча с музыкой и желание связать с ней жизнь были в
какой-то мере предопределены: его отец держал магазин музыкальных инструментов
и сам играл на гитаре. В 4 года Мишель увидел по телевизору выступление Дюка
Эллингтона. «Я хочу играть на этом,»- сказал он, указывая на пианино. В ближайшее
Рождество родители подарили ему детское пианино. Однако сын потребовал
настоящий инструмент, а подарок быстро разнес молотком на кусочки. Видя
серьезность намерений, отец купил ему старое пианино, переделав его так, чтобы
мальчик мог доставать до педалей. 8 лет мальчик занимался добросовестно и
неотступно, изучая классический репертуар.
Его настойчивость в овладении инструментом
скоро стала сказываться. К 9-ти годам Мишель прекрасно владел клавишными
инструментами. Мальчик стал помогать отцу в магазине в качестве
инструменталиста-демонстратора.
Однажды в магазин вошла некая
дама и, услышав игру Мишеля на органе, пожелала приобрести такой же инструмент
для своего сына. Пару дней спустя они вернулась в магазин и пыталась призвать к
ответу продавцов. Дескать, ей продали неисправный орган, т.к. ее отпрыск такого
же возраста, как и Мишель, никак не мог извлечь из инструмента такие же чарующие
звуки. Петруччиани-старшему пришлось потратить немало времени, чтобы убедить
даму в том, что дело вовсе не в органе, а в уникальных способностях его сына.
Примечательно, что письмом и чтением мальчик
овладел позже умения хорошо играть на пианино. После 8-ми лет добросовестного
изучения классической музыки Мишель Петруччиани переключился на джаз: его
привлекали практически бесконечные импровизационные возможности джаза.
Отец много занимался с мальчиком. Нагрузки и
требования в музыке были почти как у братьев. И за это Мишель был бесконечно
благодарен отцу. «Он дал мне все,- пишет Мишель. Он позволил исследовать и в
полной мере ощутить произведения великих джазменов. Отец научил меня тому, что
жизнь музыканта это прежде всего работа, требующая постоянных усилий и много
энергии. До сих пор я многому учусь у него, мнение отца чрезвычайно важно для
меня, он мой самый строгий критик». Своего рода проявлением благодарности стал
тур Мишеля Петруччиани в дуэте с отцом в 1992 году, который назывался «Like
Father, Like Son». «Теперь настал мой черед взять тебя за руку и представить
публике»,-сказал он.
А началась карьера Мишеля Петруччиани рано –
в 13 лет он выступал как профессионал на французском джазовом фестивале «
Cliousclat Festival ». На этом фестивале Мишель познакомился с известным
трубачом Кларком Тэрри. Ему нужен был пианист и, Мишель предложил свои услуги.
«Сыграй-ка мне блюз,»-скептически глядя на мальчика, сказал музыкант. Но через
минуту они играли уже вместе.
К 15 годам Мишель Петручиани был уже
вполне известным исполнителем у себя на родине. Он принимал участие в
национальных джазовых фестивалях, играя вместе с прославленными джазовыми
исполнителями, а так же выпустил свою первую пластинку.
В 16 лет Петруччиани покидает родной дом, ему
хочется посмотреть мир. В конце этого путешествия в 1981 году он оказывается в
Америке. В Калифорнии он знакомится с известным джазовым саксофонистом Чарльзом
Ллойдом. К тому времени Ллойд несколько отошел от активной исполнительской
жизни, а кипучая энергия молодого талантливого пианиста дала ему новые силы.
Ллойд организовал новый квартет, куда вошел и Петруччиани. Благодаря судьбоносному
знакомству с Ллойдом карьера Петруччиани стала стремительно развиваться.
Три года играл Петруччиани в составе квартета Кристофера Ллойда. Затем он
перебрался в Нью Йорк, где организовал собственное трио и с успехом выступал на
лучших джазовых площадках. Мишель заключил долгосрочный контракт с известной
джазовой звукозаписывающей фирмой Blue Note Lable и с 1986 по 1994 года
выпустил 7 дисков. Многие произведения на этих пластинках были записаны с
известными американскими джазменами. Параллельно Петруччиани вел активную
концертную деятельность.
Внутренняя мощь и кипучая энергия Мишеля
Петруччиани на первый взгляд не вязались с недугом, из-за которого он был едва
виден за роялем. Из-за его небольшого роста и трудностей с передвижением к
роялю его подсаживали помощники, над чем он всегда иронизировал. Выжимать слезу
своим внешним видом было не в правилах Мишеля. Скорее слушатели могли
расчувствоваться до слез от силы и эмоций, которыми было наполнено его
исполнение. «Люди не понимают простую истину. Ведь чтобы быть человеком, не
обязательно иметь двухметровый рост. Главное, что у тебя в голове, а не какое у
тебя тело» - говорил Петруччиани.
Гитарист Джон Аберкромби однажды сказал о
Петруччиани: «Он прирожденный музыкант. Ему удалось стать крупной фигурой в музыкальном
мире вопреки своего роста. Внутренняя сущность этого человека многократ
масштабней его физического воплощения». И все это благодаря тяжелому труду за
клавиатурой инструмента, глубокому изучению игры своих кумиров Дюка Эллингтона
и Билла Эванса. Главным в музыке для Петруччиани была эмоциональная сторона. Он
говорил: «Моя философия достаточно проста: чрезмерная интеллектуализация в
музыке скучна, как и пресыщение ее безудержным весельем. Когда чего-то много,
всегда становится скучно. Нам всем следует чувствовать, когда следует вовремя
остановиться».
В конце 1998 года фирма Dreyfus Jazz
выпустила один из лучших альбомов Мишеля Петруччиани « Solo Live ». Альбом был
составлен из наиболее интересных композиций последних лет как собственного
сочинения, так и из классического джазового репертуара. Это был словно подарок
к его дню рожденья – 28 декабря 1998 года Мишелю Петруччиани исполнилось 36
лет. В планах уже стояли 5 концертов в родной Франции в январе, а в марте
парижская «Олимпия» ждала его выступлений. Еще он мечтал об учреждении во
Франции международной школы джаза, чувствуя что джаз переживает кризис как в
исполнителях, так и в композиторах. К сожалению всем этим планам не суждено
было реализоваться. 6 января 1999 года Мишеля Петруччиани не стало. Это была
большая потеря для джазового мира и для Франции, где Петруччиани считали
национальным героем. В 1994 году он был награжден орденом Почетного Легиона –
высшей французской наградой. Похоронен Петруччиани на кладбище Пер Ла Шез рядом
с Шопеном.
Мишель Петруччиани успел сделать много, но
далеко не все из того, о чем мечтал. Сделанное им увековечивает память о нем, а
несделанное дает старт новым именам.
Источник: http://www.pravmir.ru/article_4274.html |