Как учили глухих триста лет назад
В 1660-х годах Александр Пофэм, глухой отпрыск
благородного английского семейства, приступил к освоению речи. Его учитель Джон
Валлис написал по такому случаю своеобразный учебник, который в 2008 году был
обнаружен в поместье Литлкот и тщательно изучен. Лингвист Дэвид Крэм из
Оксфордского университета, рассказавший о находке на специальном мероприятии
Королевского общества, считает, что Валлис намного опередил своё время.
Фото Королевского общества.
Так повелось с давних пор, что глухих считали
дурачками, идиотами, болванами (собственно говоря, это верно по сей день, когда
парализованный, лишённый дара речи человек воспринимается слабоумным, хотя в
действительности с интеллектом у него всё в порядке: он всего лишь не может
говорить). Им не дозволялось составлять завещание или принимать наследство. А
проблема была лишь в том — и Валлис это, кажется, понял одним из первых, — что
глухих не учили общаться.
Благородное семейство не могло допустить, чтобы их сын
потерял высокий статус, и поэтому пригласило в качестве учителей двух выдающихся
людей своего времени, титанов английского Возрождения — музыкального теоретика
Уильяма Холдера и математика Джона Валлиса (кстати, именно он ввёл знак
∞).
Успех был потрясающим: Александр научился не только
общаться, но и говорить (увы, неизвестно, насколько хорошо), стал знаменитостью
и был представлен ко двору. Дело кончилось тем, что он женился на дочери одной
из самых блестящих интеллектуалок своего времени и был покровителем философа
Джона Локка. Репутация семейства оказалась спасена.
Впоследствии между Холдером и Валлисом разгорелся спор
о том, кому из них удалось разговорить глухого. Холдер был первым, и поэтому
под его руководством Александр, по-видимому, начал произносить первые слова. Но
г-н Крэм делает вывод о том, что ученик повторял за учителем как попугай.
Судя по рукописи в кожаном переплёте, именно Валлис
осознал, что речь и общение не равны друг другу. Иными словами, способность
производить звуки не гарантирует, что тебя поймут. И наоборот: глухие могут
общаться, но прежде, чем учить их речи, надо понять их самих, установить с ними
контакт. Результатом стал примитивный символический язык — далёкий прообраз
сегодняшнего.
Книжечка содержит подробное описание вокальной
артикуляции, геометрические фигуры и символы, упражнения по фонетике,
синтаксису и построению фраз.
Валлис, конечно, не был первым. За сотни лет до него
монахи бенедиктинского ордена, дававшие обет молчания, выработали собственный
язык жестов, на основании которого в Испании предпринимались попытки научить
глухих общаться.
Подготовлено по материалам LiveScience.
Дмитрий Целиков
Компьюлента
Источник: http://invak.info/stati/1648-kak-uchili-glukhikh-trista-let-nazad.html |