...Что касается
грима, то Гайдай сказал:
—
Гримироваться вам ни к чему. У вас лицо и так глупое, моргайте только почаще.
Многие
придумки Гайдая были выброшены в корзину, во—первых, по соображениям цензурным,
а во—вторых, ради ритма, ради цельности произведения.
К примеру,
«Пес Барбос и необычайный кросс» должен был начинаться так: к высокому
сплошному забору подбегает Балбес, пишет мелом громадную букву «X», затем к
нему присоединяется Бывалый, выхватывает из рук Балбеса мел и пишет следующую
букву «У» и передает мел Трусу. В этот миг слышится трель милицейского
свистка. Трус быстренько дописывает мелкими буквами «дожественный фильм», и
тройка срывается с места. Но, посовещавшись, решили, что такое начало сочтут
пошлым, и благоразумно отказались от него. Был также выброшен эпизод, когда,
убегая от собаки с динамитом, тройка несется мимо бабушки, которая сидит на
опушке и держит корзину яиц. Все трое перескакивают через эту корзину, а затем
Никулин, как бы одумавшись, возвращается и, подпрыгнув, попадает точнехонько в
корзину. Сцена в общем—то соответствовала стилистике фильма, но было
непонятно, что делала старушка с корзиной яиц на опушке леса.
В снятом Гайдаем незадолго до
«Операции «Ы» и других приключения Шурика» фильме «Деловые люди» по новеллам
О’Генри так же было много режиссерских находок. Гайдай чуть ли не помешался на
звуках: ходил, стучал по всяким предметам и прислушивался. Когда в «Деловых
людях» похищенного паренька трясут за ноги, раздается металлический звон. На
вопрос, зачем он это сделал, Гайдай пожимал плечами:
— Не знаю.
Нравится, и все... А зачем — критики что—нибудь придумают...
Тем временем
9—минутный фильм «Пес Барбос и необычайный кросс» имел огромный успех. Гайдай
нашел настоящую «золотую жилу». Приемы эксцентрической американской комедии
приобрели у него вполне советское звучание. Незатейливая короткометражка
породила уникальный феномен трех суперпопулярных героев—масок советского
кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, которые потом были задействованы в
следующей короткометражке «Самогонщики», снятой в 1962 году, в третьей новелле
комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», снятой в 1965 году и в
«Кавказской пленнице» в 1966 году.
В фильм
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Леонид Гайдай пригласил юную актрису
Наталью Селезневу. Нужно было как—то добиться того, чтобы в новелле
«Наваждение», где они с Шуриком готовятся к экзамену по физике, она естественно
и без стеснения разделась перед камерой до купальника. Нужно отметить, что в то
время подобные сцены для режиссеров и актрис были весьма проблематичны. Леонид
Гайдай нашел ловкий ход. Он сказал, что в кадре актрисе нужно будет
раздеться...
— Но у вас,
возможно, не очень хорошая фигура, — как бы засомневавшись, добавил он.
— Как это не
очень хорошая! — возмутилась Селезнева и одним движением скинула с себя платье.
После этого
актрисе было уже гораздо проще и легче сниматься в этом эпизоде.
«Операция «Ы» и другие приключения
Шурика», «Кавказская пленница» и комедия «Бриллиантовая рука», снятая в 1968
году, и удостоенная Государственной премии в 1970 году, образовали лучшую
комедийную трилогию 1960—х годов. Эти фильмы за 15 месяцев проката посмотрели
222,8 млн. зрителей, то есть практически все население СССР. Всего аудитория в
советских кинотеатрах на фильмах Гайдая составила без учета повторного проката
около 600 миллионов человек. Для сравнения — у Стивена Спилберга в США зрителей
было раза в полтора меньше.
Во избежание
ненужной критики, Гайдай часто шел на разнообразные ухищрения. В фильме
«Бриллиантовая рука» Нонна Мордюкова, обращаясь к жене Семена Семеновича
Горбункова, произносила такую фразу: «Я не удивлюсь, если узнаю, что ваш муж
ходит в синагогу», но фразу эту Гайдай убрал, опасаясь обвинения в антисемитизме.
В 1971 году на экраны вышла комедия
Гайдая «12 стульев». Сам Леонид Иович не раз признавался, что это одна из его
самых любимых картин. Экранизировать роман Ильфа и Петрова режиссер решил в
1967 году, до съемок «Бриллиантовой руки». Однако руководители Госкино велели
ему подождать, пока Михаил Швейцер поставит «Золотого теленка», и работа Гайдая
над картиной начались лишь в 1970 году. Самой большой трудностью стали поиски
актера на роль Остапа. Гайдай перепробовал 22 артиста, среди которых были
В.Басов, В.Высоцкий, А.Баталов, О.Борисов, Е.Евстигнеев, А.Миронов, пока не
остановился на ни кому неизвестном Арчиле Гомиашвили. Сам Гайдай сыграл в этом
фильме эпизодическую роль Коробейникова.
В 1970—е
годы Гайдай поставил еще две комедии, вошедшие в золотой фонд отечественного
кино — «Иван Васильевич меняет профессию» в 1973 году и «Не может быть!» в 1975
году. Песня «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...» из кинофильма «Иван
Васильевич…» стала визитной карточкой всех ресторанов страны 1970-х и 1980-х
годов. А фильм стал одним из лидеров проката в том году.
«В
кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть
лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель», — говорил Гайдай. И был верен
своим пристрастиям. Трюки сыпали в его фильмах, как из рога изобилия, монтаж
был жесточайшим, темп не позволял зрителю перевести дыхание, а слова и фразы
сразу становились крылатыми.
У Гайдая был
дар работы со словом, что встречается у режиссеров не так часто. Он варьировал
выражения и интонации, пока не добивался такого звучания фразы, что она становилась
заразительной и ее подхватывали все, кто слышал. Так, сразу же после выхода на
экран фильмов Гайдая разошлись многие реплики: «Сядем усе», «Клиент готов»,
«Наши люди на такси в булочную не ездят», «У вас ус отклеился», «Не виноватая
я...» и т.п. Актеры вспоминают, что фильм «Кавказская пленница» еще находился в
стадии съемок, а уже повсюду повторяли вслед за В. Этушем: «Шляпу сними».
Подсобные рабочие ходили и бормотали друг другу при встрече: «Бамбарбия!
Кергуду!»
— Если
рабочие смеются, значит, будет смеяться вся страна! — говорил Гайдай и был
абсолютно прав.
В начале
1980—х годов на экраны вышли комедии «За спичками» и «Спортлото—82». Эти
картины были последними, которые имели большой успех у зрителей. Последующие
работы Гайдая «Опасно для жизни!», «Частный детектив, или Операция «Кооперация»
и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон—Бич опять идут дожди»
пользовались меньшей популярностью у зрителей.
Прожив с
Ниной Гребешковой 40 лет, в конце жизни Гайдай признался: «Мне с тобой очень
повезло... Что бы я ни делал, тебе все нравится». Секрет семейного счастья был
прост — Нину Павловну отличала необыкновенная женская мудрость. Она никогда не
просила мужа, чтобы он снимал ее в своих фильмах. Но если предлагал, не
отказывалась. Был случай, на Киевской киностудии предложили главную роль, а
Гайдай в это время начал съемки «Кавказской пленницы», где Нине Павловне
предстояло сыграть эпизодическую роль врача—психиатра. Гребешкова выбрала
работу у мужа.
\«Каким был Леня? Посмотрите на
Шурика, и вам все станет ясно», — говорила Нина Гребешкова. Леонид Иович был
большим наивным ребенком, совершенно неприспособленным к быту. Ему не нужны
были ни шикарная квартира, ни машина — ее всегда водила Нина Павловна. Чтобы заработать
на кооператив, она снималась на Алма—Атинской студии, там платили больше. Сама
же потом делала ремонты. «Зачем? — спрашивал муж. — У нас и так все хорошо!..
Ну, тебе это надо? Делай!» И она шла в магазин за краской и обоями. «Нинок! У
тебя там лампочка перегорела», — обращался Гайдай к жене, имея в виду
настольную лампу на... своем рабочем столе. «Нинок! По—моему, у тебя в машине
что—то капает», — говорил он о семейных «Жигулях».
Нина
Гребешкова рассказывала еще один случай, который очень точно характеризует
режиссера. Однажды в Москве пропал из магазинов лук. И вот она видит, что на
улице торгуют луком с машины, но стоит огромная очередь. А Гайдай имел книжку
инвалида войны. Жена бегом домой:
— Леня, там
гигантская очередь! Пожалуйста, сходи, купи хотя бы килограмм.
Гайдай
отправился за луком и пропал на несколько часов. Вернулся с килограммом лука.
Оказывается, он все это время отстоял в очереди, поскольку стеснялся
воспользоваться удостоверением.
— Почему
всего один килограмм, ведь давали по три? — спросила Гребешкова.
— Но ты же
велела один килограмм! — ответил Гайдай...
Нина
Гребешкова рассказывала: «Равнодушный к званиям, он имел их все — до народного
СССР. Помню, когда ему давали очередной орден, он приходил и говорил: «Слушай,
меня опять записали на какую—то цацку». Он не понимал, зачем артисту вообще
звания. Как их можно просить? И он меня в какой—то мере воспитал. Если
заслуживал — то дадут. А сама я хлопотать не буду... Зачем? Я от этого ни
лучше, ни хуже не стану...»
О последних
годах жизни Гайдая вспоминает Нина Гребешкова:
«Последние
годы ему тяжело работалось. Он не был лежачим больным, но страдал — на ноге
открылась рана плюс эмфизема легких. Причем он курил. Но он был счастливый
человек — жил только тем, что его интересовало. Например, любил играть в карты
или на «одноруких бандитах». Он проигрывал огромное количество денег.
— Леня! Так
никто не живет! — пыталась я остановить его.
— Как никто?
Я так живу.
Бороться
было бесполезно. К тому же я всегда работала сама, и у меня водились свои
деньги... В 1993—м году Волович и Инин написали для него комедийный сценарий о
подводной лодке. Но вдруг он сказал: «Ребята, я, наверное, не смогу...»
В 70 лет у него началось воспаление
легких... Сначала было плохо — в легких накапливалась жидкость. Потом он уже
лучше стал себя чувствовать. Я бывала у него в больнице каждый день, даже
ночевала. И вот 19 ноября 1993 года. Стемнело... Я с ним. Он вздохнул — и все.
Прибежали врачи, надели маску... Все бесполезно. Он ушел. Тромбоэмболия
легочной артерии — оторвался тромб. Произошла закупорка. К тому же он страдал
сердечной аритмией. Спасти его было невозможно».
Сразу после
смерти режиссера началась переоценка творчества Гайдая, запоздало признанного
безусловным классиком, неповторимым мастером советской эксцентрической и
сатирической комедии.
Леонид
Гайдай был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
В 2008 году
о Леониде Гайдае был снят документальный фильм «Операция «Ы» и другие
приключения Леонида Гайдая», в котором о режиссере рассказали Яков
Костюковский, Максим Никулин, Нина Гребешкова, Оксана Гайдай, Виктория
Островская, Нина Маслова, Михаил Кокшенов, Дмитрий Харатьян, Светлана
Светличная, Наталья Селезнёва, Наталья Варлей, Георгий Юнгвальд-Хилькевич,
Владимир Этуш и Наталья Крачковская.
Фильмография:
1955 Ляна -
актер
1956 Долгий путь - режиссер
1958 Ветер - актер
1958 Жених с того света - режиссер
1960 Трижды воскресший - режиссер
1961 Пес Барбос и необычный кросс (новелла в к/а "Совершенно
серьезно") - автор сценария, режиссер
1961 Самогонщики - режиссер, автор сценария
1962 Деловые люди - автор сценария, режиссер
1965 Операция "Ы" и другие приключения Шурика (к/а) - режиссер, автор
сценария
1966 Кавказская пленница, или новые приключения Шурика - автор сценария,
режиссер
1968 Бриллиантовая рука - режиссер, автор сценария
1971 12 стульев - автор сценария, режиссер, актер
1973 Иван Васильевич меняет профессию - режиссер, автор сценария
1975 Не может быть! - режиссер, автор сценария
1977 Инкогнито из Петербурга - режиссер, автор сценария
1978 По улицам комод водили... - худ.рук.
1980 За спичками - режиссер, автор сценария
1982 Спортлото-82 - автор сценария, режиссер
1985 Опасно для жизни! - автор сценария, режиссер
1989 Частный детектив, или операция "кооперация" - режиссер, автор
сценария
1992 На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-бич опять идут дожди -
режиссер, автор сценария
Текст
подготовил Андрей Гончаров
Использованные
материалы:
Материалы
сайта www.leonid—gaidai.ru
Материалы сайта www.akter.kulichki.net
Материалы сайта www.peoples.ru
Источник: http://chtoby-pomnili.com
Источник: http://neinvalid.ru/biografii/leonid-gajdaj-chtoby-pomnili/ |