Занятость родителей в семьях
с детьми-инвалидами
|
|
|
За последние двадцать лет число детей-инвалидов в
России увеличилось в двенадцать раз и достигло примерно полумиллиона. Согласно
прогнозам, их число превысит миллион уже в ближайшие десять лет. Как правило,
детям-инвалидам независимо от возраста требуется постоянное внимание и забота,
лечение и медицинский уход. Выполнение этих обязанностей осложняет
социально-экономическую адаптацию семей, особенно когда один из родителей (чаще
всего мать) постоянно находится с ребенком.
Социальная политика в отношении семей с детьми-инвалидами
предусматривает оказание им разного рода помощи, в первую очередь финансовые
выплаты и льготы. Тем не менее, размеры финансирования социальных программ и
социального обеспечения недостаточны для решения проблемы бедности таких семей.
В этой ситуации особую роль приобретает оказание помощи родителям
детей-инвалидов в выборе занятости на условиях, позволяющих осуществлять уход
за детьми, а также изучение и понимание специфики социально-экономической
адаптации таких семей.
Данная статья основана на материалах эмпирического
исследования, проведенного коллективом специалистов Центрального
научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации
труда инвалидов (ныне Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы
и реабилитации инвалидов) Минтруда РФ при участии автора. В течение 2000 г.
проводился анкетный опрос в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), больницах,
поликлиниках, домах-интернатах и школах-интернатах г. Москвы. В выборку были
включены дети, имеющие инвалидность в соответствии с 10 классами болезней,
представленными в международной статистической классификации, в соответствии с
общей возрастной структурой детей-инвалидов в России с момента рождения до 18
лет. Ответы на вопросы о социально-экономическом положении семей были
представлены родителями и опекунами. Вопросы, включающие медико-экспертные
данные относительно ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов и степени их
выраженности, заполнялись медицинскими экспертами. Всего была собрана информация
о 574 детях-инвалидах и их семьях. Материал дополнен текстами глубинных
интервью с матерями детей-инвалидов.
Экономическая активность родителей
Проведенный опрос выявил существенные гендерные
различия в экономической активности родителей детей-инвалидов. Женщины из таких
семей уступают мужчинам по всему спектру занятий на рынке труда. Их меньше и
среди предпринимателей (1,8 против 6,4%), и среди рабочих (18,9 против 41,9%) и
среди служащих (32,4 против 37,5%), а среди самозанятых их не оказалось вовсе.
Особенно показательны тендерные различия в группе служащих, где доля женщин
обычно в несколько раз превышают долю мужчин (по данным государственной
статистики в 2002 г. в целом по экономике женщин-служащих насчитывалось 89%
против 11% служащих-мужчин. Низкий уровень занятости матерей детей-инвалидов
увеличивает их долю среди всех экономически неактивных родителей: 40,6% матерей
определили свой статус как "домохозяек", тогда как среди отцов
отнесли себя к этой группе только 0,8%.
Основными причинами перехода женщин в категорию
домохозяек являются высокая конкуренция на рынке труда, гендерная сегрегация,
дифференциация заработной платы по полу в отраслевом и межотраслевом аспектах.
Матери детей-инвалидов не являются в этом отношении исключением, но их массовый
переход в экономически неактивную группу дополняется другими, специфическими
основаниями. Масштабное вовлечение членов семей в процессы ухода за
детьми-инвалидами связано с несформированностью социальной инфраструктуры
обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, неналаженностью
практики социального патронажа и педагогического сопровождения, несовершенством
системы специального образования для инвалидов, отсутствием "безбарьерной
среды". Лечение, уход, обучение и реабилитация детей происходят при
непосредственном участии родственников и предполагают большие затраты времени.
Данные исследования показывают, что в каждой второй семье неоплачиваемый труд
матерей по уходу за детьми-инвалидами эквивалентен по времени средней
продолжительности рабочего дня (от 5-ти до 10 часов).
Особую роль в вынужденном высвобождении матерей
детей-инвалидов из сферы оплачиваемой занятости играет отсутствие механизмов
исполнения законодательных норм, регулирующих права работников с детьми-инвалидами.
Трудовыми льготами (неполным рабочим днем с сохранением рабочего места, гибким
режимом работы, частым использованием больничного листа по уходу или отпуска
без сохранения заработной платы), судя по данным исследования, пользуются менее
15% работников. Ограничения по предоставлению этих льгот возникают, когда они
осложняют производственный процесс, организацию производства, ведут к потере
прибыли предприятия.
Переходу матерей детей-инвалидов в статус домохозяек
способствует и отсутствие специальных программ, которые бы обеспечивали
переквалификацию родителей, позволяли использовать надомный труд,
организовывали оплачиваемую занятость, предполагающую совмещение работы с
уходом за детьми-инвалидами.
Типы социально-экономической
адаптации родителей
Исследование выявило три основных типа адаптации, в
каждом из которых сохраняется значительная тендерная дифференциация. Первый
предполагает трудовую занятость родителей на прежнем рабочем месте. Эту модель
трудового поведения представляет треть матерей (34%) и около двух третей отцов
(69%). Второй включает экономически неактивных родителей. По данным
исследования, для ухода за детьми свою занятость прерывают 40% матерей и 2,9%
отцов. Уволившиеся матери подчеркивают невозможность занятости: "Если я работаю,
у меня голова занята ребенком. Подумала и решила, что с работой у меня ничего
не получится, по крайней мере, с этой ... сейчас, пока острый период, надо с
ребенком заниматься. По возможности курсы лечения менять, что-то в больнице,
что-то дома обязательно делать, консультироваться. В общем, по максимуму из
этой ситуации выкарабкиваться" (Елена, ушла с работы, несмотря на
сложности материального положения семьи). Третий тип социально-экономического
поведения представляют экономически активные родители, поменявшие место работы,
чтобы беспрепятственно решать проблемы ухода за детьми-инвалидами. Эту
стратегию выбирают 13% матерей и 21% отцов. Смена занятости для матерей и отцов
имеет разные цели. Для женщин она связана с необходимостью совмещения занятости
с уходом за ребенком и часто предполагает переход на малоквалифицированную и
низкооплачиваемую работу с более свободным режимом, иногда с возможностью
использования ночного времени работы. "Работа должна быть такая, которая
бы не мешала лечению моего ребенка и моему максимальному нахождению с ним
вместе. Пошла работать уборщицей, потом дворником, потом в
ремонтно-механический цех подсобным рабочим. Убиралась в те часы, в которые
ребенок спит - ночь, поздно вечером, рано утром. Вышла, сделала работу и весь
день я дома" (Ирина, работает дворником).
Для мужчин изменение занятости мотивируется получением
более высокой заработной платы, однако также не исключается
малоквалифицированный труд с потерей профессионального статуса. "Муж
занимал должность приличную. Но ему пришлось уйти... простым рабочим. Он
потерял все, к чему стремился, заканчивая институт и работая, хотя ему тяжело
это давалось. В зарплате он, естественно, выиграл, но потерял моральное
удовлетворение". (Светлана, оставила работу, муж перешел на более
высокооплачиваемую работу).
Факторы социально-экономической
адаптации матерей детей-инвалидов
Во многом они зависят от мотивационных установок, но
каждый вариант так или иначе обусловлен заботой о ребенке. Матери, которые
продолжают работать, не меньше, чем те, которые оставили занятость, уверены,
что таким образом приносят несомненную пользу детям с ограниченными
возможностями. Кроме удовлетворения первоочередной необходимости в материальных
средствах, они могут обеспечить детям платное лечение, и, самое главное, -
считают, что их занятость помогает приучить детей к самостоятельности.
Приведем два примера разных стратегий с единой
мотивацией заботы о ребенке. "Я не бросаю работать, потому что воспитываю
ребенка одна. От этого зависит дальнейшее лечение, на все нужны деньги. Если бы
у меня была полная семья, я бы все равно работала. Я считаю, что ребенок все
должен делать сам при любом заболевании, даже если он в инвалидной коляске, все
равно он должен приучаться все делать сам, иначе он никогда ничего не сможет. А
если потом у него мамы не будет? Что он будет делать?". (Людмила, имеет
высшее образование, занимает высокую должность в коммерческой фирме,
воспитывает ребенка-инвалида одна). "Когда такая беда случилась, я впала в
какую-то депрессию, ничего не хотелось, просто хотелось ей как-то помочь,
Инвалид, такая тяжелая болезнь...". (Инна, имеет высшее образование,
замужем, оставила всякие мысли о занятости сразу после постановки диагноза
ребенку).
Трудовая мобильность у значительной доли матерей
детей-инвалидов снижается в активном трудоспособном возрасте. Причем
наблюдается не просто нисходящая профессиональная мобильность, а выход из сферы
занятости. В худшем положении на рынке труда оказываются женщины в возрасте
30-39 лет (44,7% из них прервали и 14,5% сменили занятость) и 40-49 лет (39,7%
из них прервали и 14,7% сменили занятость). Следовательно, проблема
социально-экономической адаптации женщин, матерей детей-инвалидов, напрямую не
связана с их возрастом. Мужчины возраста 30-39 лет, в отличие от женщин, чаще
сохраняют стабильную занятость (70% остаются на прежнем месте, 21,6% меняют
место работы). Сравнение трудовой мобильности мужчин и женщин по возрасту
показывает, что разрыв между показателями практически не сокращается с
возрастом, а значит женщины, прервавшие занятость в 30-39 лет, уже не
возвращаются на рынок труда.
Социально-экономическое поведение имеет некоторые
различия в зависимости от уровня образования. Женщины с высшим образованием
чаще остаются на прежнем месте работы (38%), чем прерывают занятость (35,8%), а
со средним специальным образованием - наоборот (32,6% и 45,2% соответственно).
Наиболее часто увольняются женщины, имеющие среднее образование (48,9%), из них
остаются работать на прежнем месте работы только 28%. Поскольку доля матерей
детей-инвалидов, имеющих образование на уровне средней школы и ПТУ, выше
среднероссийского уровня (соответственно на 7 и 4,5%), усиливается влияние
фактора образования на выбор типа экономического поведения женщин.
Результаты исследования подтвердили влияние
реабилитационного потенциала и возраста детей-инвалидов на занятость женщин.
Среди матерей, имеющих детей с низким реабилитационным потенциалом, не работают
71%, а средний потенциал ребенка предопределяет экономическую неактивность
матери в 69% случаев. Дети же с высоким реабилитационным потенциалом
практически не нуждаются в постоянном уходе - среди общих данных зафиксировано
только 4 случая вынужденного увольнения женщин, имеющих детей-инвалидов с
высоким реабилитационным потенциалом.
Сопоставление возраста детей-инвалидов и причин
увольнения женщин, вынужденных оказывать им постоянный уход, также подтвердило
очевидную закономерность. Дети дошкольного возраста (1-7 лет) нуждаются в
постоянном уходе чаще, чем школьники (8-17 лет). Женщины, прервавшие занятость,
чаще всего имеют детей именно дошкольного возраста (77,2%).
Тип социально-экономического поведения женщин, помимо
прочих факторов, зависит от их брачного статуса. При одних и тех же
обстоятельствах, вынуждающих обеспечивать уход детям с ограниченными
возможностями, женщины, возглавляющие неполные семьи, реже оставляют место
работы. Они выбирают свои стратегии адаптации, формы заботы о детях. Как
показывают данные исследования, эти стратегии подразумевают чрезмерные нагрузки
и перерасход человеческих сил. Модель нисходящей трудовой мобильности женщин
повторяется в полных (45,9%) и неполных семьях (женщины, состоящие в разводе, -
32,8%, матери-одиночки - 23,8%). В то же время роль кормильца в
"материнских" семьях сильнее обязывает женщин к оплачиваемой
занятости, поэтому они реже оставляют работу. Наиболее распространенной
стратегией социально-экономической адаптации для женщин из полных семей
является выход из сферы занятости (45,9%), для женщин, состоящих в разводе, -
сохранение прежнего места работы (42,1 %), а для матерей-одиночек - поиск
альтернативных вариантов занятости (31 %).
Неработающие родители, осуществляющие уход за детьми,
сегодня фактически не имеют компенсаций за свой труд (вряд ли можно считать
реальной компенсацией установленную законодательно выплату в размере 60% от
минимального размера оплаты труда, покрывающую лишь одну десятую часть
первоочередных потребностей человека). В отсутствие адекватной социальной
поддержки неработающим родителям со стороны государства увеличивается иждивенческая
нагрузка в семьях, в особенно тяжелом положении оказываются неполные семьи. В
этой связи сохранение занятости родителей детей-инвалидов (в равной степени
мужчин и женщин), поддержание их экономической активности могло бы стать важным
ресурсом и условием преодоления бедности семей с детьми-инвалидами, их успешной
социально-экономической адаптации.
Кулагина Е.В. - аспирантка, младший
научный сотрудник лаборатории гендерной экономики ИСЭПН РАН
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/19839/#more |