Существуют
специализированные, так называемые коррекционные школы, где обучаются не только
дети-инвалиды, но и любые дети, имеющие трудности в обучении. У вашего ребенка
проблемы со здоровьем и трудности с обучением, и поэтому его не принимают в
«нормальную» школу и направляют обучаться в коррекционную. Справедливо ли это?
А что если не принимают даже в коррекционную? И в одном, и в другом случае
родителям надо действовать!
Ребенок отстает в развитии...
Заботливые
родители, которые внимательно относятся к своему ребенку, начинают понимать,
что-то с их чадом «что-то не так», не к первому классу, а гораздо раньше. К 6
годам отставание от сверстников в интеллектуальном развитии становится уже
очевидным: скудная речь, бедность словарного запаса, подчас даже неумение
держать в руках карандаш... Скорее всего, для родителей «особых детей» не
становится новостью, что их сына или дочь не хотят принимать в обычную школу.
Увы, не только учителя, но и сами родители сознают, что их наследник просто не
справится с программой средней общеобразовательной школы. Таких деток
направляют в специализированную, так называемую коррекционную школу.
Амбиции
родителей или здравый смысл?
Итак, обычная
средняя школа не зачисляет вашего ребенка и направляет на ПМПК -
психолого-медико-педагогическую комиссию, которая должна решить его дальнейшую
судьбу - в коррекционной школе какого вида ему обучаться. Существуют
коррекционные школы VII вида - для детей с ослабленным слухом и имеющих
отставание в речевом развитии. Бывают коррекционные школы VIII вида, где
обучаются дети с легкой и глубокой умственной отсталостью. В свою очередь в
школах VIII вида классы могут быть разделены - для более и менее способных
деток. Последних называют детьми «со сложной структурой дефекта» и объединяют
их в классы, где по сути за 9 лет учебы учителя должны их научить только
читать, писать и считать - не более.
И даже если в
глубине души вы понимаете, что обычной школе вашему чаду не учиться, первая
реакция родителей на отказ и направление обучаться в коррекционной школе - это
гнев, возмущение и злоба, смешанная с обидой. В этот момент родительские
амбиции часто возвышаются над здравым смыслом. Мы-то нормальные! - рассуждают
мать и отец - почему наш ребенок должен учиться в школе для УО - так дети
дразнят умственно отсталых. Но когда проходит первый гнев, затихают обида и
боль, приходит трезвое понимание ситуации. Да, мой ребенок не в силах учиться в
обычной общеобразовательной школе, потому что не справится с программой в силу
своих индивидуальных особенностей развития: он быстро утомляется, часто
простывает, и у него имеется непростой медицинский диагноз. Ведь если
коррекционные школы создает и содержит государство, тратя на эти учебные
заведения огромные средства, значит, они все-таки нужны?
Отдавайте
в обычную школу!
Каждый человек -
индивидуальность, а в случае с особыми детьми индивидуальных особенностей еще больше.
Главное - все эти дети имеют настолько несхожие проблемы (психологические,
медицинские и проч.), а перспективы развития порой настолько сложно
прогнозировать, что давать читателю однозначные советы просто невозможно. И тем
не менее, возьму на себя ответственность посоветовать родителям «особых детей»:
постарайтесь сначала все-таки начать обучение в обычной образовательной школе.
Никто не знает, как станет развиваться первоклашка: быть может, поначалу будет
отставать от сверстников, а потом постепенно наверстает? Словом, отдавайте в
обычную школу, чтобы бы вам ни советовали! Помните: все советы врачей,
психологов и педагогов для вас - не более чем рекомендации. На вашей стороне
закон Конституции РФ: «Каждый человек, без каких-либо исключений, имеет право
на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность
дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст.ст.
7, 43 Конституции РФ)». Рассуждайте по принципу: поживем-увидим! Если через
год-два обучения ваш ребенок будет явно отставать от ровесников и не успевать
по всем предметам - коррекционная школа от него никуда не денется, туда попасть
он всегда успеет. А вот наоборот - едва ли.
После
школы VIII вида в «нормальную» путь закрыт?
Опыт показывает,
что перевести ребенка из коррекционной школы в «нормальную» практически
невозможно. Даже если школьник прогрессирует в своем развитии. Надежду вселяет
повсеместное введение инклюзивного образования. Однако пока реальность такова:
если в средней общеобразовательной школе вы только заикнетесь, что ваш ребенок
до сих пор обучался в школе VIII вида, знайте - от него будут открещиваться как
от прокаженного. Придумают любые предлоги для отказа: нет мест, классы
переполнены. Списков учеников вам не покажут: не придете же вы 1 сентября на
линейку, чтобы сосчитать учеников! Словом, будут придумывать и говорить что
угодно, лишь бы напрямую не называть истинную причину отказа: «Ваш ребенок
сложный, требующий особого внимания, и нам неохота с ним возиться, у нас своих
проблем хватает», - открытым текстом вам этого не скажет никто! Потому что есть
вышеназванный закон Конституции РФ. Однако закон-то существует, а вот в
реальность такова: из школы VIII вида в «нормальную» ребенку путь закрыт.
Ситуация поистине трагична для ребенка, который со временем начинает
развиваться и наверстывать сверстников, становится умнее и собраннее, а его
продолжают держать на том уровне, который он давно перерос.
Пусть
сидит как овощ?
Бывает и
по-другому. Ребенку очень трудно дается учеба. Однако родители, невзирая на
умственные возможности ребенка, все-таки оставляют его учиться в «нормальной»
школе. Да, по закону он имеет право в ней учиться. И ни учитель, ни школьный
врач не вправе требовать справку из психиатрического диспансера и даже пытаться
выяснять диагноз. Знайте, что по закону о психиатрии (ст. 5 Закона РФ «О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N 3185-I) вы можете
не называть диагноз ребенка, так же как другие не вправе требовать от вас его
оглашения. Однако, если одноклассники вашего чада уже читают «Войну и мир», а
сам он все еще читает по слогам - в буквальном смысле! - не лучше ли все-таки
отдать его в коррекционную школу? Возможно, в обычной общеобразовательной школе
он научиться писать и читать, но остальная информация пройдет для него мимо.
Потому что ребенок с серьезным медицинским диагнозом подчас усваивает
информацию намного медленнее здоровых сверстников. Что толку, что в обычной
школе ваш наследник будет сидеть как овощ?! Впрочем, выбор школы - личный выбор
каждого.
Плюсы
и минусы коррекционных школ
Начнем с плюсов
коррекционных школ. Там в каждом классе от 7 до 14 учеников. Наполняемость
класса более 14 детей считается нарушением: такой класс обязаны поделить
пополам и выделить еще одну ставку для нового педагога. Очевидно: чем меньше
детей, тем больше внимания каждому. С учениками работают не обычные учителя, а
педагоги-дефектологи, которых специально обучают в ВУЗах работать детьми,
имеющими непростые медицинские диагнозы. Такие преподаватели знают, как найти
ключик к самому сложному ребенку. В коррекционных школах особое внимание
уделяется развитию речи. С детьми занимаются логопеды, причем с особо сложными
детьми - индивидуально. Психологи работают с учениками и при необходимости дают
консультации родителям. Для коррекционных школ разработаны специальные
учебники. Там щадящая программа, не такие сложные задачи и упражнения, так как
«особые дети» быстро утомляются, имеют проблемы с концентрацией внимания.
Учитывая то, что «особые дети» усваивают информацию медленнее своих обычных
сверстников, темпы п
одачи нового материала в коррекционной школе замедлены. Словом, такая школа
позволяет ребенку постепенно, микроскопическими шагами продвигаться к освоению
новых вершин - знаний, которые даются ученику так непросто. И тут коррекционная
школа идет в ногу с развитием ученика.
Одна из главных
проблем коррекционных школ заключается в том, что в них объединяют детей
невероятно разных. Несхожи медицинские диагнозы, психологические и
психиатрические проблемы... Можно ли подобрать для всех универсальную
программу? Часто в «особых детях» сочетается явное отставание в одной области с
одаренностью в другой. Один не в ладу с математикой, зато рисует как художник.
Другой криво пишет, зато обладает очевидной способностью к иностранным языкам.
А они-то как раз программой коррекционных школ и не предусмотрены! Потому что
большинство учащихся коррекционных школ с трудом говорят по-русски. Какой уж
там английский!
В коррекционные
школы нередко «сплавляют» неугодных - ребятишек из социально неблагополучных
семей. Потому что дети алкоголиков и наркоманов поначалу действительно слегка
отстают в развитии - ведь горе-родители совершенно не уделяют им внимания. А
потом, когда с учениками начинают усиленно заниматься профессионалы, ученики
быстро наверстывают упущенное в раннем детстве и выравниваются со здоровыми
сверстниками: ведь у них нет сложных генетических или психиатрических
диагнозов, отягощающих обучение. И что этим здоровым детям делать дальше в
одном классе с больными синдромом Дауна? Однако, если ПМПК видит, что ребенок
хотя бы чуть-чуть выбивается за рамки трафарета - его тут же отправляют в
коррекционную школу.
ПМПК:
наберитесь терпения
ПМПК - особая и
болезненная тема для родителей, которым хоть раз пришлось пройти эту экзекуцию
вместе со своим чадом. Знайте, что люди, сидящие в
психолого-медико-педагогической комиссии, совершенно не заинтересованы в
развитии вашего ребенка и его дальнейшей благополучной судьбе. Будьте готовы к
тому, что они будут внимательно изучать медицинские справки, выписки от
психиатра и другие документы, но... ни разу не посмотрят на самого ребенка!
Когда же вы попытаетесь обратить их внимание, на того, ради кого, собственно, и
собралась комиссия, они ответят: «А чего нам не нее (на него) смотреть? В
справках все написано!» Вы можете возмутиться: «Но как же так, у ребенка
очевидный прогресс в развитии: раньше он не умел держать карандаш в руках, а
теперь держит и даже пишет. Раньше чтение было побуквенным, а теперь читает
бегло!» Ответ однозначен: «С вашим диагнозом в нормальные школы не берут».
Главное для вас сохранять на этой церемонии бронебойное спокойствие, каких бы
усилий вам это ни стоило. Из посещения ПМПК вы можете извлечь единственную
пользу: там знают, в какой именно коррекционной школе вашего округа обучаются
детки более-менее равные по уровню развития и способностей вашему чаду. Вежливо
попросите членов ПМПК дать вам номера подходящих вам коррекционных школ - тут
они окажут вам реальную помощь. То есть, если у вашего ребенка отсутствует
разговорная речь, он изъясняется только звуками, то ему будет сложно в
окружении детей, которые бегло говорят и изъясняются, пусть даже простыми
фразами. И наоборот, если ваш наследник владеет живой разговорной речью, то его
категорически нельзя отдавать в один класс с не говорящими детьми. Иначе
проблемы с речью начнутся и у вашего!
Кстати, это еще
одна из проблем коррекционных школ: умственно отсталые дети часто склонны к
подражательству. Какой пример они видят перед собой - такому и следуют. Видят
хорошее - повторяют хорошее. Слышат, что одноклассник заикается - начинают
копировать его заикание. Какой выход? Интегрировать «особых детей» в среду
детей здоровых, интеллектуально развитых. Когда у них перед глазами будет
достойный для подражания пример, они будут учиться хорошему, правильному и
развиваться быстрее. На этом пути уже стоит отечественная система образования.
Инклюзивное
образование - в жизнь!
Сейчас в Москве
вводится инклюзивное образование, при котором «особые дети» интегрируются в
среду обычно развивающихся сверстников. Необычных детей обычно бывает 2-3 в
классе. Российское общество сегодня только начинает понимать, что такое
толерантность - принятие и понимание другого, не такого как ты. И если
некоторые родители возмущаются: «Почему это мой сын должен учиться в одном
классе с Дауном?!» - это свидетельствует лишь об их духовной незрелости. Во
всем цивилизованном мире объединяются темнокожие и белые, физически здоровые и
люди в инвалидных креслах. В цивилизованном обществе стремятся к тому, чтобы
никто не чувствовал себя ущербным, ущемленным, обиженным. Родители здоровых
детей могут задать вопрос: «Да, умственно отсталому ребенку для же развития
необходимо здоровое окружение, а моему-то сыну или дочери это зачем?!»
Приходится разъяснять: обычные дети, в обществе которых учатся и воспитываются
«странные», необычные ребятишки с ослабленным здоровьем, сами становятся более
внимательными, добрыми, заботливыми, способными проявить сочувствие. Эти
человеческие черты - способность помогать и проявлять сочувствие к старым,
слабым, больным - не будут лишними в жизни. Родители, помните о том, что и вы
когда-нибудь станете старыми и беспомощными!
Стучите,
и вам откроют
Безусловно, пока
не во всех столичных учебных учреждениях Москвы руководители внутренне приняли
позицию Департамента образования города Москвы о необходимости инклюзивного
образования: внешне, на словах согласились - приказ начальства, как ни
выполнить! А на деле продолжают под любыми предлогами отталкивать «особых
детей», закрывая им путь к полноценному образованию - как в обычных школах, так
и в учреждениях дополнительного образования. Знайте: если вашего ребенка не
принимают в какой-либо коллектив лишь на том основании, что он «не такой как
все», смело просите руководство школы или учреждения дополнительного
образования написать вам отказ в письменном виде: «Мы не принимаем Иванова Васю
в кружок «Умелые руки» потому что Вася странный, не такой как все дети». И с
этим письменным отказом идите в окружное Управление образования, и заодно
продублируйте и отправьте письменный отказ в Департамент образования города
Москвы - тогда ваш призыв о помощи точно не останется без ответа. Более того,
как только вы потребуете выдать отказ в письменном виде, к вашему чаду резко
изменится отношение: с него тут же начнут сдувать пылинки. Ни в какой
Департамент обращаться не придется! Потому что все знают: уважительное
отношение к инвалидам провозглашено на уровне Президента РФ, и прошедший 2010
год не случайно был объявлен Годом инвалида. Значит, пришло время менять в
обществе отношение к людям с ограниченными физическими или умственными
возможностями.
Так что боритесь
за права своего ребенка. Ищите людей, учителей, директоров школ, которые скорее
проявят понимание и сочувствие. Действуйте в соответствие с библейской
заповедью: «Стучите, и вам откроют». Вы непременно найдете людей, которые по
внутреннему убеждению согласятся на этот самоотверженный труд - обучать
сложного ребенка.
Не
принимают в школу? Идите в суд
Разумеется,
амбиции родителей «особых детей» не должны доходить до абсурда: то есть, нет
смысла отдавать ребенка с диагнозом ДЦП, прикованного к инвалидному креслу, в
секцию вольной борьбы. Зато есть, например, спортивные секции для тех, кто
занимается бальными танцами, находясь в инвалидном кресле. И все же будьте
разумны в своих желаниях: взвешивайте реальные физические и умственные
способности и возможности вашего ребенка.
Бывают очень
сложные дети: психически неуравновешенные, крикливые, гиперактивные, говоря
языком учителей - «неуправляемые». Они срывают урок всему классу, полностью
берут внимание учителя на себя, не позволяя заниматься остальными учениками.
Это происходит не от того, что ребенок плохо воспитан: он ведет себя в
соответствие со своим диагнозом. Однако его диагноз совершенно не означает, что
ребенок необучаем! Он может учиться, усваивать информацию, у него сохранный
интеллект, есть лишь поведенческие отклонения. Почему тогда от его поведения
должны страдать остальные дети в классе, тоже, заметим, не самые простые в
обучении? Они страдать не должны. Поэтому особенно сложных детей дирекция школы
обязана перевести на надомное обучение: выделить педагога, который будет
приходить к ученику домой и давать уроки. Но вообще не зачислить ребенка в
школу не имеют права - следуя все тому же закону Конституции РФ и Закону об
образовании: каждый человек имеет право на обучение, независимо от диагноза.
Исключение составляют лишь те случаи, когда вынесен медицинский приговор:
«ребенок необучаем». Если же такой приговор вашему чаду не вынесен, а его не
принимают даже коррекционную в школу - идите в суд. Но прежде, опять же,
попросите директора школы написать письменный отказ. И вот увидите: место в
классе тут же найдется и возможность для надомного обучения вашего непростого
ребенка - тоже!
Помните: право
родителей выбирать школу и форму получения образования для своего ребенка
установлено законодательством и гарантировано государством.
Ященко Лилия
Источник: uvao.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/15916/#more |