Ребенок в коррекционном
интернате: без права быть личностью
|
|
Тяжелее
всего сейчас в России детям, которые находятся детских домах-интернатах для
детей с особенностями развития. Как можно ли облегчить их участь? Что нужно
сделать, чтобы у таких детей появилось будущее?
«Право на индивидуальность: защита прав детей-сирот в коррекционных интернатах
и ДДИ» так называлась конференция, которою фонд «Волонтеры в помощь
детям-сиротам» провел в конце декабря в Общественной палате. Специалисты НКО из
Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова и других регионов собрались, чтобы поговорить
о том, как можно изменить будущее детей- сирот из интернатов.
Жизнь в системе
В нашей стране есть категория детей, которые до сих пор живут в условиях,
нарушающих все их возможные права. В частности, полностью игнорируется право на
индивидуальность, право быть личностью, быть собой, иметь хоть какую-то
возможность развития.
Само устройство учреждений таково, что перспектив у этих детей нет: их не
готовят к жизни в обществе и вообще не готовят к жизни, общение с ними
ограничивается уходом и кормлением, никакого развития не предусмотрено, не
происходит в большинстве случаев лечения и реабилитации. Из ДДИ дети переходят
в интернат или дом престарелых и остаются там пожизненно. С наступлением
совершеннолетия государство лишает их дееспособности, а с ней и возможности
что-то решать в своей жизни, за них все решают другие – где жить, во сколько
просыпаться, что есть и когда мыться. По отношению к подопечным интернатов государство
выполняет функцию «камеры» хранения.
Об этом говорили участники встречи и ее ведущая, Елена Альшанская, директор
фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: «Весной мы побывали в трех
учреждениях в Тульской и Владимирской областях. Число выпускников, которые
вышли из этих учреждений не в психоневрологические интернаты и не в дома
престарелых. Причем дом престарелых – лучший вариант, это считается удачей.
Несмотря на то, что у большинства подопечных интернатов живы и здоровы кровные
родители, но случаи возвращения из интерната в семью чрезвычайно редки. О
возможности самостоятельного проживания для выпускника ДДИ сейчас в России
никто пока даже заговаривает.
Если такие дети остаются в семье, то над их развитием, образованием и
устройством в жизни по мере сил работают родители. Государство семье никак не
помогает, государственные механизмы включаются только для контроля. Если
государство решит, что семья не справляется с воспитанием и наносит ребенку
вред, то ребенка из семьи изымают и передают в интернат».
Новый закон – перемена участи
Каким образом можно изменить ситуацию, разорвать замкнутый круг, вывести сирот
из системы, которая их калечит? Первое что приходит в голову – изменить закон.
Работа над документом, который изменит жизнь подопечных детдомов,
домов-интернатов и домов ребенка уже начата и представители общественных
организаций в ней активно участвуют.
Проект документа по этому вопросу уже подготовлен и может быть рассмотрен
правительством уже в январе 2014 года. «Постановление Правительства РФ Об
устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
разработано Минобрнауки во исполнение изменений в статью 155-1 СК РФ, внесенных
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ.
Специалисты НКО, изучившие документ, отметили, что в нем, в частности,
говорится о том, что устройство ребенка в учреждение – временное, до его
семейного устройства. Появляется надежда на то, что интернат, наконец,
перестанет быть для особых людей местом жизни. Но, тем не менее, в документе
есть статьи, которые позволяют человеку пожизненно оставаться в интернате.
Приоритет семейного устройства в проекте постановления не заявлен и путь,
который должен пройти ребенок для устройства в семью – не прописан. При желании
новый закон можно прочитать как некие правила помещения сирот в госучреждение.
Информации о том, что прежде чем передать ребенка, нужно исчерпать все
возможности его устройства в семью, в документе нет.
Елена Альшанская: «Самая сложная тема в этом постановлении – дети с
особенностями развития. Наша организация участвовала в разработке этого
документа в рамках рабочей группы при Министерстве образования и говорили о том,
что главное необходимое изменение – возможность не делить детей по диагнозам.
Если ребенок остался без семьи, это очень тяжелая для него ситуация, мы очень
надеемся на то, что она будет временной и в это время ребенок должен получить
какую-то реабилитацию, помощь и поддержку. Но акцент именно на профильную
помощь и уход, который ставился раньше – не верен, это ведет к изоляции от
социума. И нам удалось добиться того, чтобы в документе появились строчки о
том, что дети должны обучаться в учреждениях, находящихся рядом с местами
проживания».
Сегодня особый ребенок, завтра «ничейный» взрослый
На встрече специалисты много говорили о том, как построить для особого человека
путь
развития, рассуждали не только о том, как вывести детей с нарушениями из
интерната в жизнь, но и о том, что можно сделать для того, чтобы в интернат не
попали взрослые особые люди.
Когда у особого человека нет семьи и нет тех, кто в состоянии его защитить, он
действительно может стать жертвой мошенников. Беда в том, что из-под опеки государства
нет выхода. Но, оберегая, государстволишает человека дееспособности, а вместе с ней – права
распоряжаться собственной личностью, у него нет ни малейшей свободы – пенсию
забирают, каждый шаг контролируют. Жизнь такого человека превращается в
пожизненное заключение в интернате.
К психоневрологическим интернатам приковано и внимание «особых» родителей, ведь
их детей от помещения в подобное учреждение отделяет буквально один шаг. Если
рядом нет родителей, для инвалида других вариантов – нет.
Среди представителей НКО на этой встрече была Светлана Бейлезон,
общественный деятель, мама взрослого инвалида с психиатрическим диагнозом:
«Для тех, кто живет в семье тоже никаких вариантов нет, он просто они пока
живут дома. Если что-то случится с родителями, подросший ребенок попадет в
интернат. Где взять для такого человека приемную семью? Кто захочет стать его
опекуном?
Как воплотить в закон мечту об обычной жизни для инвалида, о его жизни в
обществе?
Я бываю в психоневрологических интернатах, когда я пытаюсь как-то помочь
позаботиться о подопечных, даже директора не против. Там на 500 человек – 5
человек персонала, там физически некому заниматься с подопечными, сил хватает только
на насущные действия. Даже о прогулках речь не идет.
Мы ищем какие-то возможности обучения для колясочников, но находим их только в
негосударственных учреждениях, которые от интерната далеко. Мне кажется что мы
должны придумывать какие-то ходы для того чтобы эти люди могли жить
по-человечески и предлагать их государству»
Помогаем развиваться и учиться
На сегодняшний день инициативы по реабилитации, развитию и обучению подопечных
интернатов – точечные. Проекты реализуются силами НКО. Об образовательном
проекте для особых детей, живущих в интернатах Санкт-Петербурга рассказала на
встрече директор Cанкт-Петербургской общественной организации «Перспективы»
Мария Островская, об этом проекте мы уже писали.
Присутствовавшая на встрече Светлана Емельянова, координатор волонтеров и
сестер милосердия в московском интернате для детей-сирот № 15, рассказала о
том, как волонтеры и сестры помогают особым детям, чтобы сделать их жизнь
полноценной. Благодаря сюжету, который есть у нас на сайте, это можно даже увидеть.
О своих проектах и методах взаимодействия с государством говорили и другие
представители общественных организаций. К сожалению, это пока капли в море, но
диалог с законодателям начат, а значит есть надежда на то, что каждый человек в
России, вне зависимости от здоровья и удачи сможет воспитываться в семье и жить
в обществе, а не в интернате.
Источник: http://www.miloserdie.ru/articles/rebenok-v-korrekcionnom-internate-bez-prava-byt-lichnostyu |