Большинство родителей после того, как у них появляются дети с
инвалидностью, перестают общаться с друзьями, родственниками и замыкаются в
кругу семьи; избежать этого поможет заинтересованный учитель и особая тактика
поведения, считают опрошенные РИА Новости психологи.
"Родители детей с
особенностями развития подвергаются сильнейшему прессингу уже в роддоме. Мало
того, что они, мягко говоря, растеряны, так еще врачи тут же советуют
отказаться от ребенка, рассказывают, как все будет плохо и что общество их не
примет. Со временем они ограничивают круг общения и замыкаются. Это
преодолимо, но только за счет общности", - считает психолог Центра
реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир" Ирина Голубева.
Уход от непонимания
"У меня два ребенка-инвалида, и оба -
колясочники, поэтому мы очень стеснены в передвижении и почти никуда не
ходим, только на прогулки и по врачам. Со здоровыми детьми мы почти не
общаемся. Нам нечего сказать друг другу. Пока не побудешь на нашем месте,
никогда не поймешь нашу проблему", - рассказала Ольга, мама двух детей с
диагнозом ДЦП.
По мнению Голубевой, одна из причин, по
которой у родителей особенных детей возникает боязнь общества, кроется в
стереотипах, которые до сих пор существуют. Людям необходимо рассказывать,
что ДЦП и синдром Дауна - это не заразно, что детям полезно общаться со
сверстниками-инвалидами, отметила эксперт. "Это развивает в них милосердие.
Помочь залезть на горку ребенку, который сам этого не может сделать, - это
серьезный шаг в развитии личности", - пояснила психолог.
По словам специалиста, основной совет для
родителей, которые боятся налаживать контакты с окружающим миром, - преодолеть
свой страх и попытаться включить ребенка в обычный социум. За помощью можно
обратиться за тьюторской поддержкой, которую оказывают специализированные
центры по коррекции проблем в развитии. Тьюторы - это специалисты, которые
сопровождают детей с особенностями, помогают им общаться и знают, что делать
при любых изменениях в их поведении.
"Можно самому
выйти на площадку и предложить детям игры, которые будут интересны всем.
Пускать пузыри или воздушного змея - все равно. Главное, чтобы все
чувствовали свою вовлеченность. Или можно пригласить тьютора, и тогда он
будет организовывать общение, подсказывать ребенку, что делать дальше, а
родитель просто будет находиться рядом", - отметила Голубева.
По ее словам, если ребенка что-то сильно
расстроило или обидело, то нужно разрешить эту ситуацию, не уводя его с
детской площадки. Иначе к нему сформируется ненужное особенное отношение,
пояснила психолог.
При выборе школы для ребенка-инвалида также
следует найти помощника, считают специалисты. "Когда родители собираются
отдать ребенка-инвалида в школу, нужно искать человека, который захочет ему
помочь. Если учительница в обычной школе захочет помочь этому человеку, она
придумает, как это сделать. Искать надо не школу, а учителя", - считает
преподаватель Центра лечебной педагогики Надежда Моргун.
Проблемы с чужим воспитанием
Боязнь столкнуться с агрессивной,
неправильной или насмешливой реакцией окружающих, которую испытывают все
родители детей-инвалидов, естественна и обоснована, считают психологи. По их
мнению, единственный способ изменить настроение в обществе и помочь ему быть
более толерантным - распространять информацию, особенно, если люди проявляют
к ней интерес.
"Наверно, самый
правильный выход из данной ситуации - аккуратно объяснить окружающим, что
ребенок - инвалид и что это нормально. Но часто родители особых детей
настолько напряжены и фрустрированы, что сами начинают нападать", -
считает мама ребенка-аутиста Яна Золотовицкая.
Участница сообщества родителей особых детей
"Дети-ангелы" Маргарита рассказала, что самое неприятное для нее -
это повышенное внимание. "Я понимаю, что мой ребенок не такой как все,
но я воспринимаю его как обычного малыша. Хочется больше не слышать вопросов
окружающих детей, что у него с ножками и почему он не ходит", - сказала
она.
По мнению Голубевой, самое главное в любой
ситуации - не отвечать негативом на негатив, потому что это может
спровоцировать еще большую агрессию. Лучше проигнорировать человека, чем
вступать с ним в перебранку, отметила она.
По мнению экспертов, отрицательное
отношение к инвалидам со стороны обычных детей - это исключительно проблема
воспитания. В такой ситуации психологи советуют либо самостоятельно
поговорить с обидчиками, либо обратиться к их родителям.
Декан факультета социальной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета Михаил
Кондратьев рассказал историю, которая произошла у него во дворе. Его сосед не
стал ругать своего сына за то, что тот отнял велосипед у мальчика с ДЦП. Он
просто заставил его в течение недели гулять с согнутой ногой, перед выходом
привязывая ему щиколотку к бедру.
"Это не было издевательством - его сын
мог в любой момент развязать себя, но все же продолжал гулять на одной ноге.
После этого случая ребенка с ДЦП перестали обижать, потому что тот мальчик
начал за него заступаться. Я не говорю, что это панацея, но случай все-таки
показательный", - сказал психолог.
Регуляторы погоды в доме
К сожалению, люди, у которых в семье
появился особенный ребенок, сталкиваются не только с неприятием посторонних
людей, но и членов собственной семьи, отметили эксперты. По мнению
Кондратьева, общение с такими родственниками следует прекращать.
"Разрушающий фактор должен быть отсечен. Допускать таких людей в семью
нельзя", - считает психолог.
Если принимать нового члена семьи
отказывается старший ребенок, то его нельзя винить, его реакция неприятия
совершенно обоснована, пояснил он. По словам эксперта, в этом случае приказы
не подействуют. Нужно воздействовать косвенно: разговаривать при нем о существующих
проблемах так, чтобы он слышал, но не вовлекать его в разговор напрямую,
показывать своим поведением, как трудно даются повседневные обязанности,
отметил он.
"Самое страшное - создать иллюзию, что
он чем-то жертвует ради брата или сестры. Если ребенок любит своих родителей,
то он обязательно поможет. Проблема возникает только в начале процесса, и его
нельзя стимулировать приказами. Если вы хотите породить какие-то чувства, в
частности, любовь, то они и должны быть порождены любовью", - объяснил
Кондратьев.
Он также напомнил, что родители
детей-инвалидов в любой момент могут обратиться за психологической поддержкой
и что этим не стоит пренебрегать.
"Если человек
находится в состоянии, когда, как говорят, опускаются руки, у него изменено
сознание, ни в коем случае нельзя принимать решения. Подобного рода ситуация
очень близка к стрессово-депрессивной и предполагает вмешательство
профессионала. Он поможет не с решением проблемы, а с приведением человека в
готовность эту проблему решать", - сказал Кондратьев.
Источник: http://www.ria.ru/society/20120627/686085976.html
|