"Особенный" ребенок:
инвалидность является естественной частью человеческой жизни
|
|
|
Рождение ребенка
с ограниченными возможностями здоровья или приобретенная инвалидность в первые
годы жизни становится тяжелым испытанием для семьи Как обеспечить гармоничное
физическое и духовное развитие «особенного» ребенка? Есть несколько правил,
следуя которым можно решить эту проблему. Слово – нашему эксперту, детскому
психологу Артуру Воробьеву.
Правило первое: Относитесь к ребенку-инвалиду как к
здоровому человеку
Принято считать,
что отсутствие зрения, слуха или способности самостоятельно передвигаться делает
ребенка несчастным, обрекает на пожизненные страдания. На самом деле
инвалидность, как это ни парадоксально, является нормальной и естественной
частью человеческой жизни.
В США и странах Западной Европы такое отношение к инвалидам формируют с
четырех-пяти лет. Выпускаются специальные куклы на инвалидных колясках, куклы
без рук или ног, куклы в черных очках и с белой тростью...
В начальной и средней школе для детей проводят специальные игровые тренинги.
Всех учеников в классе обеспечивают настоящими инвалидными колясками и учат ими
управлять. Сидя в них, дети под руководством преподавателя отправляются на
экскурсию по пришкольной территории и близлежащим улицам.
В другой день весь класс на несколько часов погружается в мир инвалидов по
зрению. Глаза детям завязывают черными повязками и учат их ориентироваться с
белой тростью. Частью учебной программы массовых школ становится также изучение
языка жестов, используемого глухими людьми. Зарубежный опыт интеграции
детей-инвалидов направлен на то, чтобы показать «нормальность»,
«естественность» инвалидности. Такая психологическая установка очень помогает
семьям, в которых воспитываются дети с особыми потребностями.
Правило
второе: Не избегайте товарищей по несчастью!
В последние годы
во многих регионах нашей страны создаются общественные объединения родителей
детей-инвалидов. Общаясь со своими товарищами по несчастью, родители
приобретают ценный опыт обучения и развития детей. Можно получить консультации
по взаимоотношениям с государственными структурами, социальными службами и
благотворительными организациями. Не менее важен и психологический аспект:
здесь встречаются люди, которые сталкиваются с одинаковыми проблемами. Таким
образом собственные беды представляются не такими значительными.
Правило
третье: Откажитесь от гиперопеки!
Одна из главных
ошибок, которые совершают родители детей-инвалидов, – гиперопека. Дети и даже
подростки практически лишаются самостоятельности, мамы и папы стараются
контролировать каждый их шаг. Взрослые люди действуют из благих побуждений: они
хотят оградить своих чад от опасностей внешнего мира. Но в конечном счете
гиперопека негативно сказывается на развитии личности: дети не приобретают
навыков самообслуживания, не учатся принимать решения и нести ответственность
за их последствия.
Правило
четвертое: Выбирая учебное заведение, ориентируйтесь на личность ребенка
Необходимо ли
«особенным» детям обучаться в специальных учебных заведениях, ориентированных
на профильную инвалидность (по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату и
т. д.),
или они могут ходить в обычные, массовые школы, вместе со своими здоровыми
ровесниками? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. При многих
заболеваниях посещение массовых учебных заведений вполне реально. Но в целом
ряде случаев специальные учебные заведения жизненно необходимы.
Правило
пятое: Не «подрезайте» подросткам крылья!
Деликатной темой
является половое созревание. Многие родители детей-инвалидов убеждены в том,
что их повзрослевшие чада не нуждаются во внимании противоположного пола и в
последующей жизни не смогут создать семьи.
На самом деле почти все виды инвалидности – за редким исключением – не являются
препятствием для личного счастья. Нельзя «подрезать» подросткам крылья! Не
говорите молодым людям, что из-за состояния здоровья им нужно отказаться от
поиска своего «принца» или «принцессы»! Родителям необходимо помнить, что
взрослеющая девочка на инвалидной коляске так же, как и ее здоровая ровесница,
начинает проявлять интерес к косметике, хочет ярко одеваться, нравиться противоположному
полу… Это совершенно нормальное и естественное явление!
Правило
шестое: Избавьтесь от чувства вины!
Многие родители
детей-инвалидов сами являются инвалидами. При этом некоторые из них начинают
корить себя за то, что решились на продолжение рода, имея плохую
наследственность… Но давайте помнить и о том, что люди с особыми потребностями
имеют такое же право на семейное счастье, на счастье материнства и отцовства,
как и все остальные. Жизнь, которую вы дали своему ребенку, в любом случае является
бесценным подарком, даже если этот дар сопряжен с ограничениями по здоровью.
Правило
седьмое: Не забывайте о себе и о здоровых детях!
Нередко в семьях с
«особенными» детьми все внимание уделяется именно им. Родители забывают и о
собственных интересах, и о своих здоровых детях…
Разумеется, состояние здоровья ребенка накладывает ограничения на жизнь семьи.
И все же современные методики реабилитации, помощь социальных служб и
благотворительных организаций, как правило, позволяет таким семьям вести
нормальную, обыкновенную жизнь. Помните о том, что ваш «особенный» ребенок
нуждается не только в уходе и заботе, но и в отдохнувших, счастливых родителях!
Илья Бруштейн
Источник: aif.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/20303/#more |