Ояш -
небольшой поселок на востоке Новосибирской области. 19 декабря сюда, по дороге
из Кузбасса, заехал детский омбудсмен Павел Астахов. Он проинспектировал работу
местного дома-интерната для умственно отсталых детей. Корреспондент Тайги.инфо
посетил это учреждение на несколько дней раньше и посмотрел, в каких условиях
живут его воспитанники.
От
Новосибирска до Ояша около часа езды. В машине - министр социального развития
Новосибирской области Сергей Пыхтин и уполномоченный по правам ребенка при
губернаторе Надежда Аникеева. Их задача - пройти по маршруту, которым, как
предполагается, пойдет Павел Астахов, замерить время, скорректировать график
его пребывания в регионе, чтобы нигде не было сбоев. Я - в нагрузку. До поездки
у меня дважды спросили, была ли я в подобных учреждениях прежде, умственно
отсталые дети - особый контингент. Не была. Немного волнуюсь.
По дороге от
собеседников узнаю, что раньше в Ояше дети-инвалиды жили в деревянных бараках
на березовых подпорках, построенных еще в послевоенные годы, а врачи пугали
мам, что отправят их отпрысков сюда, если те не будут нормально заниматься по
программам реабилитации. Наводить здесь порядок начали в 2000 году. «Меня тогда
назначили начальником управления соцзащиты населения при администрации
Новосибирской области, - рассказывает Сергей Пыхтин. - Приехал я в Ояш, зашел в
эти бараки, а там - дети лежачие с тоненькими ножками и смрад от испражнений.
Решил - во что бы то ни стало - сделать для них нормальные условия. Я нашел
деньги, получил полное понимание у руководства области, очень помогла Любовь
Швец (депутат Госдумы от КПРФ, - прим. Тайга.инфо), другие люди нашлись,
которые поддержали. И в 2003 году первый корпус был сдан».
Дом-интернат по
периметру огорожен высокими бетонными плитами. Неподалеку торчит труба
котельной, которая отапливает не только это здание, но и другие дома поселка.
Как оказалось, интернат для Ояша - вообще градообразующее предприятие. Это,
если вдуматься, поражает: обычно градообразующими являются фабрики-заводы, а
тут - учреждение для умственно отсталых. «А у нас котельные свои, водонапорные
башни свои. Мы даже улицы электричеством питаем», - объясняет Любовь
Присмакина, директор дома-интерната, встретившая нас у входа. В своей должности
она 12 лет, недавно за заслуги попала в книгу «Человек года». Энергичная и
подтянутая, бодро идет через холл здания и рассказывает, будто рапортует: «У
нас несколько сотен человек трудоустроены. Не только воспитателями и
медработниками. Есть те, кто работает на хозяйстве - со скотом, на посадках.
Тут же больше трех гектаров земли за нами закреплено, мы и овощи высаживаем, и коров
содержим. Все свое. И полная автономия. Пойдемте, перекусите с дороги, у нас
как раз обед».
На обед - борщ, к
нему - загустевшие сливки собственного производства, на второе - картошка с
мясом. Рядом на тарелочках маленькие пирожки. Тоже с мясом, очень вкусные. И
главное - к ним какое-то особенное внимание. Спрашиваю - почему? Оказывается,
воспитанницы интерната, те, что постарше, учатся готовить в специально
оборудованных кухнях, ну и лепят там эти пирожки.
После обеда идем
по зданию, заглядываем в комнаты, где живут и учатся дети. Именно учатся: все
дети с более-менее сохранным интеллектом зачислены в школу, к ним приходят
преподаватели, а по итогам обучения выдается аттестат государственного образца.
И диагноз - необучаемый - снимается. Принцип поселения - по 12 человек. Группы
называют семьями, ребятишек в них отбирают по способностям и увлечениям. В
качестве «квартир» две комнаты, в одной, побольше, стоят кровати для отдыха, в
другой - столы для занятий. Дети помладше после обеда спят, те, что постарше -
занимаются. Здесь повсюду плоды их творчества - раскрашенные фигурки из теста,
вышитые нитками и бисером узоры, поделки, вазочки. Каждый проявляет себя, как
может. Пытаюсь установить контакт, спрашиваю у ребят имена и кто что делает
прямо сейчас. Некоторые отвечают очень неразборчиво - говорить хорошо они пока
не научились. Я не переспрашиваю, задаю следующий вопрос - будто мне все
понятно. Они снова отвечают - так же неразборчиво, стесняются и опускают глаза.
У логопеда сидит
девочка Вера. Правда, сначала кажется, что Вера - мальчик. У нее короткая
стрижка и на голове ни одной заколочки. Женщина, которая с ней занимается,
громко произносит ее имя. Вера оглядывается на нас и улыбается. Она учится
говорить. Одно из упражнений - дуть в соломинку, чтобы в полулитровой банке
булькала вода. В привычном нам мире эти соломинки подают к алкогольным
коктейлям, кока-коле и прочим напиткам.
В одной из
«квартир» нас встречает Костя. Сложно сказать, сколько ему лет. На вид - около
десяти. С Костей еще трое парней в трусах. Увидев нас, они разбегаются по
комнате, выкрикивая маты - то немногое, чему научились у родителей. Костя
замечает мой фотоаппарат, хватается за него и требует: «Дай нажать на кнопку!»
Все три снимка, которые он сделал, получились отлично, даже горизонт не
завален. Костя требует еще, но нам пора уходить. «Очень энергичный парень», -
говорю я воспитателям. Те в ответ объясняют, что гиперактивность - одно из
проявлений болезни.
По соседству
комната-класс. Там стоят большие мониторы Apple, купленные по одной из
федеральных программ. Здесь четыре и в другом классе два. Говорят, надо бы
больше, этих не хватает. Дети на компьютерах играют в игры и проходят
специальные развивающие программы. Один из мальчиков рисовал пальму: надо
навести курсор мышки на точку, нажать на нее и тогда от соседней точки к этой
проложится черная линия. Точек много, пальма - одна. Он ее почти закончил.
На первом этаже
зал, где дети занимаются специальными физическими упражнениями. Когда мы туда
заходим, в специальных прыгунках, привязанных к протянутому под потолком тросу,
сидит Максим. Недавно ему сделали операцию, чтобы он мог стоять на ногах.
Теперь - учится ходить. Я спрашиваю, нравится ли ему. Он кивает головой,
смеется, говорит, что даже не больно, и вместе с воспитателем проходит половину
комнаты.
Следующий пункт
нашей программы - социальная гостиница на 80 мест, которую в Ояше выстроили и
запустили в марте 2010 года. Это уникальное решение для тех детей, кто достиг
18 лет. Раньше воспитанников из детского дома-интерната переводили в
дом-интернат для взрослых, где контингент куда более тяжелый. Ну а оттуда одна
дорога - на кладбище. Теперь у парней и девушек есть возможность
социализироваться под присмотром соцработников: они живут в комнатах по
нескольку человек или в одиночку, обставляют их на свой вкус (средний размер
пенсии по инвалидности - около семи тысяч рублей) и работают, трудоустраиваясь,
как правило, на полставки - уборщицами, столярами и т.д. Кто-то со временем
находит себе вторую половину, и тогда им подбирают в селе дом. У одной пары
даже родился ребенок - здоровый.
Здесь же - мамы с
больными ребятишками. Они не только используют возможности дома-интерната, но и
сами учатся ухаживать за своими детьми - под присмотром специалистов
реабилитационного центра. Мне поясняют, что традиционно для проведения курса
реабилитации ребенка помещают в медицинское учреждение - на три недели и без
родителей. В Ояше этот принцип нарушили. Мамы и папы проходят реабилитацию
вместе с ребенком, причем, долгосрочную. «Мы здесь уже три месяца, прорыв очень
большой, все нравится, и ребенок делает успехи», - рассказала нам одна из мам.
Она уверяет, что после всех новосибирских клиник результат увидела только
здесь.
Однако на этом
останавливаться не собираются. Любовь Присмакина все так же энергично ведет нас
к каким-то постройкам, показывает помещения. В одном из них разместят коров с
телятами, в другом - крытый ипподром (открытый работает уже давно), чтобы в
качестве реабилитации детей иппотерапию можно было использовать и зимой.
Оглядываясь на то, что уже сделано, понимаешь - все здесь будет, и тяжелый
медицинский диагноз - не всегда приговор.
Елена Шкарубо
Источник: tayga.info
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/11454/#more |