Обычная история особенного ребенка. Часть
третья
|
|
|
РИА Новости
продолжает публикацию дневников Марины Слепян, мамы мальчика с аутизмом,
основателя группы по коррекции аутизма "Суламот". В этой главе она
рассказала о том, как ей и ее семье удалось справиться с отчаянием и научиться
по-другому воспринимать окружающий мир. Наш ребенок расцветал на глазах - его
отношение к миру уже не было негативным и настороженным. Он будто бы стал
излучать спокойную уверенность в себе, в своих достоинствах и возможностях.
Продолжение,
начало см.
Обычная история особенного
ребенка. Часть первая
Обычная история особенного
ребенка. Часть вторая
Мы, конечно,
"работали" под руководством детского сада, реализуя все советы и рекомендации,
и с удивлением наблюдали, как положительная, теплая, поддерживающая атмосфера
мотивирует ребенка. Он рвался участвовать во всех детсадовских мероприятиях, а
если пропускал какое-нибудь занятие, например из-за того, что несколько часов
находился на интеграции в соседнем инклюзивном садике, то по возвращении
требовал восполнить пробел.
Всех детей в садике он считал своими друзьями, невзирая на уровень их
функционирования. В группе было двое невербальных детишек, которых Том, с его
потребностью все расставить по полочкам, называл малышами и соответственно,
покровительственно к ним относился.
Конечно, случались и неприятности: не раз и не два он возвращался с отпечатками
зубов на плече - его кусал друг, который не любил проигрывать. Однажды меня сорвали
с работы, после того, как наш лучший друг запустил в Тома кубиком и раскроил
ему лоб. Когда я прилетела в садик, там уже стояла скорая помощь, готовая
отвезти его в больницу. Ранку зашили, и все быстро забылось. Мы относились к
таким инцидентам совершенно спокойно. Главное, что они не оставляли в его душе
никаких следов, и вместе с болью проходила и обида.
В нашем коммуникативном садике, кроме когнитивных занятий, Тома и других
детишек учили базисным правилам общения. Например, понимать, что если кто-то
расстроен и плачет, то нужно подойти, предложить помощь, поддержать. Нужно
уметь выигрывать, не обижая проигравшего, и проигрывать, не впадая в истерику.
Вести, хоть и короткую, беседу со сверстниками. Слушать другого и стараться
понять его.
Один из методов назывался "обратная интеграция" - к нам в детсад
приглашали "обычного" ребенка из примыкавшего инклюзивного садика, и
прикрепляли к одному из аутичных детей. Они играли на пару под неусыпным
контролем терапевта, который направлял игру в нужное русло.
Это позволяло нашим детям потренироваться в общении в "лабораторных
условиях", оттачивая свои социальные навыки. Напарники из обычного садика
обожали такие мероприятия и боролись за это право "погостить".
Итак, Том несся вперед семимильными шагами, а я... постепенно все глубже и
глубже погрязала в море литературы об аутизме. Чем больше я читала, тем больше
осознавала ширину пропасти между Томом и нeйротипичным миром, в котором мы
живем. Я была не способна радоваться его достижениям, которые казались мне
каплей в океане его трудностей, и обнаруживала все больше и больше жизненных
аспектов, в которых ему всегда будет нужна помощь. Моя деятельная натура не
могла смириться с тем, что не в моих силах кардинально изменить ситуацию. Я не
могла по-настоящему уделить внимание никому и ничему другому, думая только об
этом, и оказалась в тупике, в состоянии, из которого было очень сложно
выбраться своими силами. Мне не хотелось общаться с теми, кто не имеет
отношения к аутизму, меня не волновали их разговоры и интересы.
На мое счастье, я была окружена любящими людьми: муж, родители и дети дружно
тащили меня из глубокой ямы, в которую я провалилась.
В процессе моего восприятия аутизма, можно выделить этапы, которые, как
выяснилось, довольно характерны для таких случаев: недоумение,
раздражение, тревога, отрицание, понимание, отчаяние, депрессия, принятие и,
наконец, адекватное отношение.
Наступил момент, когда туман отчаяния рассеялся, я увидела ситуацию такой,
какой она есть, и восприняла Томика как ребенка, а не как свой единственный
жизненный "проект". Я снова стала матерью четверых детей с их
проблемами, особенностями и радостями и выстроила новый порядок приоритетов.
К счастью, все эти душевные бури не затронули Тома, который продолжал свое
счастливое существование под сенью детского сада. Заканчивался первый год в
коммуникативном садике, ребенок чувствовал себя в нем как рыба в воде.
Дома мы тоже научились обходить острые углы и уже не делали ошибок, которые
раньше могли надолго выбить нас из колеи. Когда Том говорил: "Смотри,
самолет", - мы не отвечали привычное "где, не вижу?", тем самым
вызывая бурю негодования у ребенка, который не может понять, что у нас разное
поле зрения. Мы автоматически рефлексировали: "А, ты увидел самолет!".
Мы проговаривали четко и по нескольку раз, то что было необходимо донести до
его сознания и старались избегать выражений в переносном значении, а когда не
получалось - объясняли ему скрытый смысл. Если кто-нибудь "умирал" от
голода, "падал с ног" от усталости, работал до "посинения"
- мы натыкались на недоуменный взгляд сына, и тут же "переводили" на
понятный ему язык. И, конечно, главное - мы постоянно проявляли доступные знаки
любви. "Мама, ты купила мне новый мяч, потому что ты любишь меня?", -
иногда уточнял Томик, чтобы развеять окончательные сомнения.
Как родители, мы стали гораздо лучше, чем были раньше, и не только по отношению
к Тому. Он, своими гипертрофированными реакциями, научил нас не торопиться,
внимательнее прислушиваться к собеседнику, позволять ему быть другим, идти
навстречу.
Так прошел для нашей семьи год "погружения" в аутичный спектр.
Благодаря Тому, каждый из нас за этот год узнал много нового об окружающем нас
мире, о близких людях и о самом себе.
Источник: ria.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/19725/ |