Большинство родителей после
того, как у них появляются дети с инвалидностью, перестают общаться с
друзьями, родственниками и замыкаются в кругу семьи; избежать этого поможет
заинтересованный учитель и особая тактика поведения, считают опрошенные РИА
Новости психологи.
"Родители
детей с особенностями развития подвергаются сильнейшему прессингу уже в
роддоме. Мало того, что они, мягко говоря, растеряны, так еще врачи тут же
советуют отказаться от ребенка, рассказывают, как все будет плохо и что
общество их не примет. Со временем они ограничивают круг общения и
замыкаются. Это преодолимо, но только за счет общности", - считает психолог
Центра реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир" Ирина
Голубева.
Уход от
непонимания
"У
меня два ребенка-инвалида, и оба - колясочники, поэтому мы очень стеснены в
передвижении и почти никуда не ходим, только на прогулки и по врачам. Со
здоровыми детьми мы почти не общаемся. Нам нечего сказать друг другу. Пока не
побудешь на нашем месте, никогда не поймешь нашу проблему", - рассказала
Ольга, мама двух детей с диагнозом ДЦП.
По мнению
Голубевой, одна из причин, по которой у родителей особенных детей возникает
боязнь общества, кроется в стереотипах, которые до сих пор существуют. Людям
необходимо рассказывать, что ДЦП и синдром Дауна - это не заразно, что детям
полезно общаться со сверстниками-инвалидами, отметила эксперт. "Это
развивает в них милосердие. Помочь залезть на горку ребенку, который сам
этого не может сделать, - это серьезный шаг в развитии личности", -
пояснила психолог.
По словам
специалиста, основной совет для родителей, которые боятся налаживать контакты
с окружающим миром, - преодолеть свой страх и попытаться включить ребенка в
обычный социум. За помощью можно обратиться за тьюторской поддержкой, которую
оказывают специализированные центры по коррекции проблем в развитии. Тьюторы
- это специалисты, которые сопровождают детей с особенностями, помогают им
общаться и знают, что делать при любых изменениях в их поведении.
"Можно
самому выйти на площадку и предложить детям игры, которые будут интересны
всем. Пускать пузыри или воздушного змея - все равно. Главное, чтобы все
чувствовали свою вовлеченность. Или можно пригласить тьютора, и тогда он
будет организовывать общение, подсказывать ребенку, что делать дальше, а
родитель просто будет находиться рядом", - отметила Голубева.
По ее
словам, если ребенка что-то сильно расстроило или обидело, то нужно разрешить
эту ситуацию, не уводя его с детской площадки. Иначе к нему сформируется
ненужное особенное отношение, пояснила психолог.
При выборе
школы для ребенка-инвалида также следует найти помощника, считают
специалисты. "Когда родители собираются отдать ребенка-инвалида в школу,
нужно искать человека, который захочет ему помочь. Если учительница в обычной
школе захочет помочь этому человеку, она придумает, как это сделать. Искать
надо не школу, а учителя", - считает преподаватель Центра лечебной
педагогики Надежда Моргун.
Проблемы с
чужим воспитанием
Боязнь
столкнуться с агрессивной, неправильной или насмешливой реакцией окружающих,
которую испытывают все родители детей-инвалидов, естественна и обоснована,
считают психологи. По их мнению, единственный способ изменить настроение в
обществе и помочь ему быть более толерантным - распространять информацию,
особенно, если люди проявляют к ней интерес.
"Наверно,
самый правильный выход из данной ситуации - аккуратно объяснить окружающим,
что ребенок - инвалид и что это нормально. Но часто родители особых детей
настолько напряжены и фрустрированы, что сами начинают нападать", -
считает мама ребенка-аутиста Яна Золотовицкая.
Участница
сообщества родителей особых детей "Дети-ангелы" Маргарита
рассказала, что самое неприятное для нее - это повышенное внимание. "Я
понимаю, что мой ребенок не такой как все, но я воспринимаю его как обычного
малыша. Хочется больше не слышать вопросов окружающих детей, что у него с
ножками и почему он не ходит", - сказала она.
По мнению
Голубевой, самое главное в любой ситуации - не отвечать негативом на негатив,
потому что это может спровоцировать еще большую агрессию. Лучше
проигнорировать человека, чем вступать с ним в перебранку, отметила она.
По мнению
экспертов, отрицательное отношение к инвалидам со стороны обычных детей - это
исключительно проблема воспитания. В такой ситуации психологи советуют либо
самостоятельно поговорить с обидчиками, либо обратиться к их родителям.
Декан
факультета социальной психологии Московского городского
психолого-педагогического университета Михаил Кондратьев рассказал историю,
которая произошла у него во дворе. Его сосед не стал ругать своего сына за
то, что тот отнял велосипед у мальчика с ДЦП. Он просто заставил его в
течение недели гулять с согнутой ногой, перед выходом привязывая ему
щиколотку к бедру.
"Это
не было издевательством - его сын мог в любой момент развязать себя, но все
же продолжал гулять на одной ноге. После этого случая ребенка с ДЦП перестали
обижать, потому что тот мальчик начал за него заступаться. Я не говорю, что
это панацея, но случай все-таки показательный", - сказал психолог.
Регуляторы
погоды в доме
К
сожалению, люди, у которых в семье появился особенный ребенок, сталкиваются
не только с неприятием посторонних людей, но и членов собственной семьи,
отметили эксперты. По мнению Кондратьева, общение с такими родственниками
следует прекращать. "Разрушающий фактор должен быть отсечен. Допускать
таких людей в семью нельзя", - считает психолог.
Если
принимать нового члена семьи отказывается старший ребенок, то его нельзя
винить, его реакция неприятия совершенно обоснована, пояснил он. По словам
эксперта, в этом случае приказы не подействуют. Нужно воздействовать
косвенно: разговаривать при нем о существующих проблемах так, чтобы он
слышал, но не вовлекать его в разговор напрямую, показывать своим поведением,
как трудно даются повседневные обязанности, отметил он.
"Самое
страшное - создать иллюзию, что он чем-то жертвует ради брата или сестры.
Если ребенок любит своих родителей, то он обязательно поможет. Проблема
возникает только в начале процесса, и его нельзя стимулировать приказами.
Если вы хотите породить какие-то чувства, в частности, любовь, то они и
должны быть порождены любовью", - объяснил Кондратьев.
Он также
напомнил, что родители детей-инвалидов в любой момент могут обратиться за
психологической поддержкой и что этим не стоит пренебрегать.
"Если
человек находится в состоянии, когда, как говорят, опускаются руки, у него
изменено сознание, ни в коем случае нельзя принимать решения. Подобного рода
ситуация очень близка к стрессово-депрессивной и предполагает вмешательство
профессионала. Он поможет не с решением проблемы, а с приведением человека в
готовность эту проблему решать", - сказал Кондратьев.
Источник: http://www.ria.ru/society/20120627/686085976.html
|