...Общение ребенка
со_ сверстниками оказывает воздействие на многие его жизненные сферы. Оно
является важным средством самопознания и формирования адекватного представления
о себе. Сверстник выступает для ребенка в роли своеобразного зеркала, в котором
он видит себя. Ощущение сходства доставляет ему огромное удовольствие. Видя
перед собой равное существо, он интуитивно понимает свое состояние, сравнивает
его с собой.
Общение со
сверстниками - важнейший источник развития познавательной деятельности.
Контакты между детьми дают им дополнительные впечатления, положительные
переживания, открывают возможность продемонстрировать свои умения. В ходе
общения у детей налаживаются и совершенствуются совместные практические и
игровые действия, формируются представления о другом человеке, равном по
возрасту.
Общение со
сверстниками - это и особая форма жизнедеятельности, которая существенно
отличается от общения взрослых. Близкие взрослые обычно внимательны и
доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным
навыкам и умениям. Сверстники поступают иначе. Они менее внимательны и
доброжелательны, не слишком торопятся помочь друг другу, поддержать и понять
сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы.
Начиная с
четырехлетнего возраста, сверстник становится для ребенка более
предпочтительным партнером, чем взрослый. Особенности общения со сверстниками
ярко проявляются в темах разговоров, на основе которых можно проследить, что
ценит ребенок в своем сверстнике и за счет чего он самоутверждается.
Высказывания сверстников, так или иначе, связаны с собственным «Я» ребенка.
Младшие дошкольники разговаривают прежде всего о том, что они видят, или о том,
что у них есть. Они стараются привлечь внимание с помощью предметов, которыми
обладают. Данная особенность, хотя и в меньшей мере, проявляется на протяжении
всего дошкольного возраста.
Средние
дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у
них получается. В пять-семь лет дети много рассказывают о себе, о том, что им
нравится или не нравится, а также обмениваются друг с другом сообщениями, не
связанными с конкретными действиями и данной ситуацией. На протяжении
дошкольного периода развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со
сверстниками. К двум годам складывается первая форма общения -
эмоционально-практическая. Общение сводится, в основном, к беготне, веселью,
крикам, забавным движениям и отличаются раскованностью и непосредственностью.
Дети долго играют одни, а для установления контактов используют все действия,
которыми овладели в общении с взрослыми: жесты, позу, мимику.
В возрасте с 4 до
5 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения. В 4 года
потребность в общении со сверстниками выдвигается на одно из первых мест.
Стремление действовать совместно у них так сильно, что они идут на компромисс,
уступая друг другу привлекательную роль в игре, игрушки и т. п. У них
появляется склонность к конкуренции, соревновательности, непримиримость к оценке
товарищей.
На пятом году
жизни они постоянно спрашивают об успехах сверстников, требуют признать
собственные достижения, замечают неудачи других детей, пытаются скрывать свои
промахи. Однако в это время ребенок еще не понимает мотивов поведения сверстников,
не выделяет их интересы и желания, но проявляет интерес ко всему, что делает
сверстник. Примерно в пять лет дети начинают понимать, что они нужны друг
другу.
В 6-7 лет
начинается тенденция к развитию внеситуативно-деловой формы общения. Возникает привязанность,
дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям,
возникает интерес к личности ровесника, не связанный с конкретными действиями.
Знание
особенностей развития функции общения у детей важно, прежде всего, для
эффективной организации воспитания ребенка, для создания условий его
полноценного развития, формирования личностных качеств, необходимых для
безболезненного вхождения в окружающую социальную среду. Исследования
показывают, что приобретение детьми положительных качеств в совместной
деятельности со сверстниками во многом зависит от умения воспитателя
определенным образом организовывать эту деятельность.
Так С.Т. Якобсон,
изучая детей дошкольного возраста, экспериментально доказала, что существуют
ситуации, в которых объективная логика совместной деятельности диктует
определенные взаимоотношения, подчиняя индивидуальные тенденции поведения
отдельных детей. Это означает, что воспитатель может заранее моделировать такие
ситуации взаимоотношений, в которых проявлялись бы нужные для воспитания
поступки детей. Данный вывод чрезвычайно важен для организации более
продуктивного процесса социальной реабилитации. Опираясь на возрастные
особенности детей и учитывая недостатки в развитии ребенка, вызванные причинами
различной этиологии, специалист по социальной реабилитации или воспитатель
может последовательно и целенаправленно формировать у ребенка те качества
личности, которые необходимы для установления полноценного взаимодействия с
окружающими людьми в различных ситуациях и условиях.
При организации
общения ребенка со сверстниками следует также иметь в виду, что оно в своем
развитии неоднородно и имеет разные уровни. Обычно под совместной деятельностью
понимается общение на равных: совместная игра, рисование, конструирование,
совместное времяпровождение и др. Но в детских коллективах можно наблюдать
ситуации общения, где один из детей выполняет роль взрослого и пытается учить
своего сверстника выполнению определенных правил. Такое общение уже нельзя
назвать общением на равных. Это другой тип общения.
При определении
типов общения и взаимодействия между собой детей обнаружилось, что если
партнеры имели неравные типы общения, то обладавшие более низким типом
подтягивались в процессе этой совместной игры. Дети же, выполнявшие функции взрослого
в совместной деятельности, получали в развитии значительно больше, так как они
в этом случае выступали полноценными субъектами общественной деятельности.
Итак, общение
детей со взрослыми и сверстниками существенно отличается друг от друга и
оказывает влияние на разные стороны развития личности. Поэтому организация
взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками
объективно необходима и, следовательно, является важнейшей составляющей
процесса их социальной реабилитации.
Источник: Акатов Л.И.
«Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психологические основы»
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/14855/#more |