Новый сайт инвалидов
Зеленогорска (красноярского края)
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 06:31



Меню сайта
Категории раздела
инвалиды и общество [436]
работа и образование [190]
параспорт [81]
интервью [277]
Historia -magistra vita [62]
История-учитель жизни(лат.)
дети-инвалиды [169]
юридическая страничка [200]
медицина,фармакология и тех.средства реабилитации [13]
соц.обслуживание [1]
безбарьерная среда [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
WoWeb.ru - портал для веб-мастера
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » дети-инвалиды

Общение как важнейший компонент социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями(часть 4 заключительная)

...Общение ребенка со_ сверстниками оказывает воздействие на многие его жизненные сферы. Оно является важным средством самопознания и формирования адекватного представления о себе. Сверстник выступает для ребенка в роли своеобразного зеркала, в котором он видит себя. Ощущение сходства доставляет ему огромное удовольствие. Видя перед собой равное существо, он интуитивно понимает свое состояние, сравнивает его с собой.

Общение со сверстниками - важнейший источник развития познавательной деятельности. Контакты между детьми дают им дополнительные впечатления, положительные переживания, открывают возможность продемонстрировать свои умения. В ходе общения у детей налаживаются и совершенствуются совместные практические и игровые действия, формируются представления о другом человеке, равном по возрасту.

Общение со сверстниками - это и особая форма жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения взрослых. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Сверстники поступают иначе. Они менее внимательны и доброжелательны, не слишком торопятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы.

Начиная с четырехлетнего возраста, сверстник становится для ребенка более предпочтительным партнером, чем взрослый. Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров, на основе которых можно проследить, что ценит ребенок в своем сверстнике и за счет чего он самоутверждается. Высказывания сверстников, так или иначе, связаны с собственным «Я» ребенка. Младшие дошкольники разговаривают прежде всего о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стараются привлечь внимание с помощью предметов, которыми обладают. Данная особенность, хотя и в меньшей мере, проявляется на протяжении всего дошкольного возраста.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В пять-семь лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится, а также обмениваются друг с другом сообщениями, не связанными с конкретными действиями и данной ситуацией. На протяжении дошкольного периода развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками. К двум годам складывается первая форма общения - эмоционально-практическая. Общение сводится, в основном, к беготне, веселью, крикам, забавным движениям и отличаются раскованностью и непосредственностью. Дети долго играют одни, а для установления контактов используют все действия, которыми овладели в общении с взрослыми: жесты, позу, мимику.

В возрасте с 4 до 5 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения. В 4 года потребность в общении со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Стремление действовать совместно у них так сильно, что они идут на компромисс, уступая друг другу привлекательную роль в игре, игрушки и т. п. У них появляется склонность к конкуренции, соревновательности, непримиримость к оценке товарищей.

На пятом году жизни они постоянно спрашивают об успехах сверстников, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей, пытаются скрывать свои промахи. Однако в это время ребенок еще не понимает мотивов поведения сверстников, не выделяет их интересы и желания, но проявляет интерес ко всему, что делает сверстник. Примерно в пять лет дети начинают понимать, что они нужны друг другу.

В 6-7 лет начинается тенденция к развитию внеситуативно-деловой формы общения. Возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, возникает интерес к личности ровесника, не связанный с конкретными действиями.

Знание особенностей развития функции общения у детей важно, прежде всего, для эффективной организации воспитания ребенка, для создания условий его полноценного развития, формирования личностных качеств, необходимых для безболезненного вхождения в окружающую социальную среду. Исследования показывают, что приобретение детьми положительных качеств в совместной деятельности со сверстниками во многом зависит от умения воспитателя определенным образом организовывать эту деятельность.

Так С.Т. Якобсон, изучая детей дошкольного возраста, экспериментально доказала, что существуют ситуации, в которых объективная логика совместной деятельности диктует определенные взаимоотношения, подчиняя индивидуальные тенденции поведения отдельных детей. Это означает, что воспитатель может заранее моделировать такие ситуации взаимоотношений, в которых проявлялись бы нужные для воспитания поступки детей. Данный вывод чрезвычайно важен для организации более продуктивного процесса социальной реабилитации. Опираясь на возрастные особенности детей и учитывая недостатки в развитии ребенка, вызванные причинами различной этиологии, специалист по социальной реабилитации или воспитатель может последовательно и целенаправленно формировать у ребенка те качества личности, которые необходимы для установления полноценного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях и условиях.

При организации общения ребенка со сверстниками следует также иметь в виду, что оно в своем развитии неоднородно и имеет разные уровни. Обычно под совместной деятельностью понимается общение на равных: совместная игра, рисование, конструирование, совместное времяпровождение и др. Но в детских коллективах можно наблюдать ситуации общения, где один из детей выполняет роль взрослого и пытается учить своего сверстника выполнению определенных правил. Такое общение уже нельзя назвать общением на равных. Это другой тип общения.

При определении типов общения и взаимодействия между собой детей обнаружилось, что если партнеры имели неравные типы общения, то обладавшие более низким типом подтягивались в процессе этой совместной игры. Дети же, выполнявшие функции взрослого в совместной деятельности, получали в развитии значительно больше, так как они в этом случае выступали полноценными субъектами общественной деятельности.

Итак, общение детей со взрослыми и сверстниками существенно отличается друг от друга и оказывает влияние на разные стороны развития личности. Поэтому организация взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками объективно необходима и, следовательно, является важнейшей составляющей процесса их социальной реабилитации.

Источник: Акатов Л.И. «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы»


 



Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/14855/#more
Категория: дети-инвалиды | Добавил: Пилюлькин (15.08.2011) | Автор: по книге Акатова Л.И.
Просмотров: 1581 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz
Преодоление - мы делаем людей сильными! Сайт для продвинутых людей, современные технологии без комплексов. Мобильность, интеграция, коммуникация и инновация для инвалидов  Искусство созданное без рук инвалидность не приговор ”voi-deti.ru”