Общение как важнейший компонент социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями
|
|
|
Социальная
реабилитация детей с ограниченными возможностями
Общение –
специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членов единого
общества. В общении реализуются социальные отношения людей. Можно сказать, что
любое взаимодействие между людьми - это и есть общение. Например, ты улыбнулся
незнакомому человеку на улице, а он тебе; ты поднял руку своему знакомому в
знак приветствия, а он ответил тем же; ребенок просит игрушку, указывая в ту
сторону, где она находится, а вы ее берете и подаете ему. Как видим, в качестве
знаков-средств общения выступают и мимика, и жесты, и действия, и слова.
То
есть, общение это не просто взаимодействие, а сложный, многоплановый процесс
установления и развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью
и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии
взаимодействия, восприятия и понимания партнеров по общению.
Благодаря общению
человечество создает и передает от поколения к поколению общественный опыт,
знания, формы культуры, традиции, нравы, обычаи, реализует свои потребности во
взаимодействии с другими людьми. В общении раскрывается внутренний мир
человека, его индивидуальные особенности, проявляется характер, культура,
интеллект. В результате общения с другими людьми человек становится личностью.
Общение в жизни
человека выполняет различные функции. В наиболее распространенной классификации
выделяют три его стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная
сторона общения - это обмен информацией между партнерами. Задача говорящих в
процессе передачи информации - повлиять друг на друга, обогатиться знаниями,
сведениями, которыми располагает партнер по общению, уточнить непонятное и т.
п. Коммуникативное сообщение предполагает также выработку новой информации,
представляющей интерес для общающихся людей.
Интерактивная
сторона общения характеризуется тем, что в ходе общения люди стремятся не
только передать информацию, но и повлиять друг на друга. Данная задача реализуется
партнерами по общению в процессе организации ими своеобразной совместной
деятельности, основанной на межличностном взаимодействии. Каждый участник
вносит в это взаимодействие свои мысли, реакции в виде выразительных жестов, и
это продолжается до тех пор, пока информация не будет понята партнерами по
общению.
Перцептивная
сторона общения предполагает взаимное восприятие общающимися друг друга с целью
более полного взаимопонимания. В процессе общения его участники пытаются по
некоторым признакам (внешности, одежде, манерам поведения, жестам, мимике,
характере проявления эмоций, речи, строении черт лица, тела и др.) определить
характер своего партнера и на основании сложившегося образа выбрать приемлемые
формы общения и поведения.
Основными психологическими
средствами познания другого человека в общении выступают идентификация
(суждения о людях по аналогии с самим собой), стереотипизация (сложившиеся в
обществе стереотипы, по которым прогнозируются некоторые черты характера: узкий
лоб - глупый, массивный подбородок - агрессивное поведение и т. д.), эффект
первичности (первое впечатление о человека оказывается более сильным, чем все
последующие), эффект ореола (проявляется в устойчивости первого впечатления и в
нежелании его изменять) и др.
Кроме того, на
восприятии одного человека другим сказываются личностные и профессиональные
качества человека, а также опыт общения и взаимодействия с другими людьми.
Незнание особенностей проявления в общении названных механизмов может привести
к искаженному восприятию человека. Наиболее распространенные ошибки, которые
встречаются при познании одного человека другим, - предубеждения, предрассудки
и необъективная оценка. Знание названных механизмов позволяет более точно
прогнозировать поведение партнера, а сам процесс общения становится более
предсказуемым. Наиболее полное использование названных трех сторон такого
уникального человеческого феномена, как общение, в единстве - важное условие
оптимизации совместной деятельности и взаимоотношений.
Процесс передачи
информации в общении осуществляется с помощью различных знаковых систем.
Выделяют два вида коммуникации: вербальную - в качестве знаковых систем
используется язык, и невербальную - в ходе данной коммуникации применяются
различные неречевые знаковые системы.
Главным средством
вербальной коммуникации является язык.
Язык - это система
знаков, выражений, действий и правил, используемых для передачи мысли другим
людям. Общение для партнеров доступно лишь тогда, когда используется один и тот
же язык.
Основной единицей
языка является слово. Слово - это знак, символ, значение, посредством которого
обозначаются все явления реального мира, встречающиеся в жизнедеятельности
человека. Язык реализуется в речи.
Речь - это язык в
действии, исторически сложившаяся в ходе взаимоотношений и преобразующей
деятельности людей форма общения, опосредованная языком. С точки зрения учения
И.П. Павлова, физиологической основой речи является наличие у человека второй
сигнальной системы. Слово как раздражитель выступает в нескольких формах: слуховой,
зрительной, двигательной и осязательной. Соответственно в мозгу формируются
адекватные центры. Как установлено, речевые центры возбуждаются не только в
момент проговаривания, но и во внутренней речи.
Речь включает в
себя внешний (чувственный) и внутренний компоненты.
Внешний компонент
проявляется в действиях артикуляционного аппарата, в произнесении голосом слов
и словосочетаний, в жестах, мимике, пантомимике. Чувственный компонент - это
эмоциональная окрашенность речи. Он связан с передачей чувств и отношений
говорящего человека к предмету - спокоен, огорчен, взволнован.
Внутренний
компонент - с его помощью происходит перестройка чувственных данных, их
осознание и мотивация в определенной системе понятий и суждений.
В психологии
общения выделяют два вида речи: внешнюю и внутреннюю. К внешней речи относят
устную и письменную речь.
Устная речь - это
вербальное общение посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.
Разновидностями устной речи являются диалогическая и монологическая речь.
Диалогическая речь
возникает в процессе общения двух или нескольких людей, когда появляется
необходимость в согласовании совместных действий или мыслей. Диалог всегда
ведется в условиях эмоционального контакта и взаимного восприятия.
Разговаривающие люди воздействуют друг на друга жестами, мимикой, интонацией.
Диалогическая речь при общей теме разговора называется беседой.
Монологическая
речь - это изложение мыслей, знаний, информации одним человеком. Примером
монологической речи может служить рассказ, лекция, выступление. Монологическая
речь может присутствовать и в диалоге, если партнер по общению излагает свои
мысли в законченном виде.
Кроме названных
видов речи существуют также специальные виды, используемые при дефектах
развития. Это дактильная и жестовая речь.
Дактильная речь -
речь, воспроизводящая слова посредством дактильных букв с помощью пальцев и
движений.
Жестовая речь -
способ общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов, в основе
которого лежат своеобразные лексические и грамматические закономерности.
Закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической
единицы - жеста, а также его функциональным назначением - использованием в
сфере непринужденного общения. В сфере официального общения (лекция, собрание)
применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно
используются для воспроизведения слов. В такой речи применяются элементы
дак-тильной речи для обозначения окончаний, суффиксов и пр. Жестовая речь, как
и дактильная речь, используется в отечественной сурдопедагогике как
вспомогательное средство при обучении глухих словесной речи, а также в
межличностной коммуникации глухих и в общении слышащих с глухими.
Письменная речь -
это вербальное (словесное) общение с помощью письменных текстов. Ей присущи графическое
изображение, грамматические и синтаксические конструкции, правила написания.
Благодаря письменной речи человек приобретает знаниями приобщается к мировой
культуре. Письменной речью овладевают в процессе обучения в школе. Основа
письменной речи - алфавит, представляющий собой совокупность букв, слогов и
других графических знаков, расположенных в соответствии с определенными
правилами.
Письменная речь
абсолютным большинством людей воспринимается зрением. Для тех же, у кого
зрительная функция утрачена, существует специальная система письма, основанная
на использовании функции ощущения (азбука Брайля). Обучение детей, потерявших
зрение, с помощью этой азбуки открывает путь к знаниям и культуре,
зафиксированной в источниках письменности.
Внутренняя речь -
это речь с использованием языковых значений вне процесса реальной коммуникации.
Ее основное назначение - осмысление специфики предстоящей устной или письменной
речи. Во внутренней речи мысль и язык сливаются в неразрывный комплекс.
Благодаря внутренней речи словесно выражаются процессы восприятия мира,
переживания личности, формируются ее установки и отношение к миру, развивается
способность к саморегулированию поведения. Начало формирования внутренней речи
приходится на раннее детство. Основным механизмом ее появления служит
интериоризация внешней речи. Переходным этапом от внешней речи к внутренней
выступает так называемая эгоцентрическая речь.
Эгоцентрическая
речь - это речь, обращенная к самому себе. Она выполняет контролирующую и
регулирующую функции в практической деятельности ребенка. Эта форма детской
речи впервые была описана швейцарским психологом Ж. Пиаже. Наблюдается она в
возрасте 3-5 лет и к концу дошкольного возраста исчезает. Данная речь
проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто бы ни к кому не обращаясь.
Эгоцентрическая речь - важное средство психического развития
Выделяют три
основных типа внутренней речи:
- Внутреннее
проговаривание - «речь про себя». Данный тип сохраняет без произнесения звуков
структуру внешней речи. Чаще всего используется при решении мыслительных задач
в затрудненных условиях.
- Собственно
внутренняя речь. Она имеет специфическую структуру и отличается от структуры
внешней речи (код образов, схем, предметов). Используется как средство
мышления.
- Внутреннее программирование
- формирование и закрепление в специфических единицах (программы) речевого
высказывания, целого текста и содержательных частей.
Чтобы речь была
доступной и понятной партнеру по общению, она должна отвечать определенным
требованиям. К основным свойствам речи относят: содержательность, понятность,
выразительность и воздейственность.
Содержательность
речи определяется качеством информации и доказательностью высказываемых в ней
мыслей и суждений. Понятность - зависит от знания слушателями той области, к
которой относится речь говорящего, от его умения строить краткие и
синтаксически правильные предложения, следить за логикой изложения, не
злоупотреблять специальными терминами. Выразительность - определяется
эмоциональной насыщенностью речи, четкостью и ясностью произношения слов,
умелым использованием пауз, интонации. Воздейственность речи состоит в ее
влиянии на мысли, чувства и волю других людей, их убеждение и поведение.
Процесс общения
протекает по определенным социально-психологическим закономерностям, в условиях
социального контроля на основе определенных правил, норм, образцов поведения,
сложившихся в обществе на протяжении истории. Они охватывают все стороны жизни:
семейные и деловые отношения, этические и эстетические нормы, нормы морали и
многое другое.
Нормы поведения в
обществе начинают прививаться ребенку с раннего детства и служат ему затем
формой опосредованного контроля за своими действиями и поступками.
Ориентировка на
нормы и правила поведения позволяет человеку использовать их как критерии,
сравнивать свои поступки и формы поведения с тем, как это делают другие люди и
регулировать их, не допуская осложнений во взаимоотношениях. В случае же
несоблюдения или нарушения норм и правил поведения в действие вступают
механизмы социального контроля в виде осуждения, неодобрения, наказания.
Конечная цель этих санкций - добиться, чтобы человек, нарушивший их, мог
скорректировать свое поведение, как этого требует общественная мораль.
Общение, как неотъемлемая
форма жизнедеятельности людей, является непременным условием организации
процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. В
процессе общения у ребенка формируется активная речь, являющаяся основой
психического и личностного развития, устраняются речевые недостатки, он учится
слушать и понимать поступающую к нему информацию и в соответствии с ней
действовать. У него формируются коммуникативные и другие качества, необходимые
для нормального вхождения в окружающий его социальный мир. Для специалиста по
социальной реабилитации знание средств и способов общения - это главное условие
подготовки ребенка или подростка к самостоятельной жизни и эффективному
взаимодействию с людьми.
Развитие
речи как средства общения у детей. Нарушения в развитии речи, их причины и
последствия
Речь - инструмент
развития высших отделов психики человека. Задержка речевого развития на первых
возрастных ступенях не может быть в полной мере компенсирована впоследствии.
Внимание к развитию речи ребенка особенно важно потому, что в это время
интенсивно растет его мозг и формируются психические функции, которые в детстве
легко поддаются тренировке.
Речь у человека возникает на самых ранних стадиях детского возраста и
совершенствуется на протяжении всей его жизни. Появление и развитие речи как
формы общения, опосредованной языком, возможно, во-первых, тогда, если исправно
функционируют все органы, участвующие в ее производстве: мозг, представляющий
центральное звено речевой деятельности и исполнительные органы речевого
механизма - полость рта и носа, зубы, губы, язык, гортань, легкие. Во-вторых,
когда есть активное взаимодействие ребенка и взрослого в эмоциональной,
игровой, учебной и других видах деятельности. В результате у ребенка возникает
потребность в общении,....
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/14855/#more |