Неестественный отбор
Почему детей лишают права на
судьбу
Согласно исследованию российских
психологов, более трети школьников, «списанных» в умственно отсталые, вполне
могут быть реабилитированы и жить полноценной жизнью. Статья, объясняющая,
почему сотни детдомовских детей, способных к обучению, приговорены гнить в
специнтернатах до конца своих дней, будет опубликована в одном
из ближайших номеров журнала «Вопросы психологии»
По инициативе администрации нескольких
интернатов независимые эксперты обследовали их воспитанников. Результаты
отражены в публикации «О негативных последствиях системы диагностики умственной
отсталости у детей-сирот в интернатных учреждениях», подготовленной
сотрудниками Московского НИИ психиатрии, Московского городского психолого-педагогического
университета (МГППУ) и общественной организации «Я — человек».
Оказалось, что основной инструмент, с помощью
которого определяется уровень развития ребенка-сироты, — это тест Векслера.
— Тест представляет собой набор заданий,
которые ребенок должен выполнить на время, — объясняет мне Светлана Воликова,
доцент кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ. — Например, нужно
исключить лишнюю фигуру, выбрать из разных городов столицу России или
объяснить, кто такой Александр Македонский.
Неудачного ответа
на тест интеллекта доста-
точно, чтобы отправиться
в психоневрологический
интернат
МИХАИЛ ГАЛУСТОВ ДЛЯ «РР»
Детдомовские дети очень боятся этого теста,
да и комиссии вообще. В интернатах детей пугают «комиссией» так же, как
домашних детей пугают милиционером. Только эта угроза — реальная, способная
перечеркнуть маленькому человеку жизнь. Он, может быть, больше всех членов
комиссии, вместе взятых, знает о том, что такое отчаяние, жестокость
и одиночество, но кто такой Александр Македонский, не знает
и оказывается неспособным вычленить лишнюю загогулину из общего
геометрического рисунка.
Неудачного ответа на тест интеллекта достаточно,
чтобы отправиться
в психоневрологический интернат
МИХАИЛ ГАЛУСТОВ ДЛЯ «РР»
Нужно сильно постараться, чтобы получить
«педагогическую запущенность», а не «олигофрению». Но проблема еще
и в том, что одной этой методики недостаточно, она просто не дает
возможности развести понятия «педагогическая запущенность» и «олигофрения»
применительно к этим детям.
— Педагоги должны обеспечить некую норму
знаний. И если с этим возникают проблемы, то у них очень трудный
выбор. Признать, что сами не справляются, или «сдать» ребенка как неподходящего
для общеобразовательной системы. Должна быть развитая система медицинского и
психологического сопровождения в детских домах. Обязательно должен работать
механизм пересмотра и снятия диагноза, — объясняет Светлана Воликова.
Получается замкнутый круг: изначально
искалеченным детям требуется реабилитация, которую обычный детдом организовать
не может, и потому он «отсеивает» тех, кто в ней наиболее остро нуждается,
через специальную комиссию в спецзаведения. Специнтернаты разного профиля
в свою очередь с нетерпением ждут пополнения — у них есть экономический
интерес. Часть «списанных» все же получают усеченное образование и, оказавшись
на улице, пополняют ряды алкоголиков, наркоманов, бомжей. Они рожают детей,
которые — несложно спрогнозировать — повторят судьбу
родителей. Другая часть — та, что попадает в психоневрологические интернаты,
— навсегда там и остается.
Доктор психологических наук, заведующая
кафедрой клинической психологии и психотерапии факультета психологического
консультирования МГППУ Алла Холмогорова объясняет, что сегодня спецучреждения
заинтересованы в «поголовье» отстающих, потому что у нас подушевое
финансирование. Если количество воспитанников меньше положенного, такой
интернат могут просто закрыть или сократить бюджет.
Даже в коррекционных школах, где учатся
дети, воспитывающиеся в семье, случается, что к директору приходит недавно
поступивший на работу выпускник-психолог и радостно сообщает: «Да ведь
у нашей Маши нет никакой олигофрении, она может обучаться в обычной
школе! А директор в ответ: «Выйдите немедленно из моего кабинета, и чтобы я больше
от вас этих глупостей не слышала!»
— В целом проблема психокоррекции — это
системная проблема, которую невозможно решить одним каким-то
нововведением, — объясняет Алла Холмогорова. — Изменение
системы диагностики даст результат, только если интернаты будут преобразованы
в реабилитационно-образовательные центры, направленные на лечение и развитие
этих детей с обязательной службой семейного жизнеустройства и психологического
сопровождения приемной семьи. Созданная при МГППУ рабочая группа, опираясь на
проведенные исследования, разрабатывает предложения, предусматривающие комплекс
мер по изменению кризисной ситуации с детьми-сиротами.
Только вот время, которое требуется на ее
внедрение, работает против детей, уже попавших в беду. Они ждать не могут
— они растут и вырастают «имбецилами». Потому что если даже абсолютно здорового
ребенка поместить в специнтернат и относиться к нему как к недоразвитому
существу, его развитие остановится и через несколько лет психиатр
зафиксирует существенное отставание. А если жизнь этого ребенка и до того была
сплошной психологической травмой, ошибочный диагноз в такой среде начнет
«самоподтверждаться» со стопроцентной вероятностью.
Светлана Скарлош
http://www.rusrep.ru/article/2011/02/21/special_kids/
Источник: http://www.rusrep.ru/article/2011/02/21/special_kids/ |