Катерина Богданова
Большинство
из нас и не подозревает, какая это роскошь для некоторых – просто выйти из
дома. Для кого-то каждая ступенька – целая преграда, и чем больше этих
ступенек, тем выше и сложнее препятствие. Не знать о том, как живут такие
люди, – легко. И они сами с детства укрывают себя за стенами своих жилищ.
Чтобы никого не видеть, и чтоб никто не видел их. Такое типичное для стран
бывшего Советского Союза поведение, удобное всем. Но теперь мы не живем в
изоляции – путешествуем, пользуемся Интернетом – и знаем, что у людей,
которым трудно выйти из дома, может быть другая жизнь, насыщенная событиями и
эмоциями.
Юля и Ира – женщины разных возрастов и
разных социальных статусов. Их объединила одна общая беда – диагноз ДЦП,
поставленный их детям-ровесникам. Детский церебральный паралич – болезнь
коварная. Она может напрочь лишить малыша возможности координировать свои
движения, но сохранить интеллект, а может поразить лишь чуть-чуть, и ее в
человеке будет выдавать только странная походка или не совсем обычная речь. А
может… но это совсем печальный случай. Сыновья Юли и Иры дружат, они умеют
думать и рассуждать. В свои восемь лет они просто не научились хорошо ходить,
их плохо слушаются руки, но школьную программу первого класса мальчики
освоили. В прошлом году родители добились, чтобы для их детей открылся первый
класс. В этом году пошли дальше – записали своих детей в развивающие кружки
Центра молодежного творчества.
– Работники ЦМТ были очень удивлены, узнав,
что наши дети не ходят, но при этом хотят заниматься лепкой и соломкой, –
рассказывает Ирина. – Оказывается, за все годы существования центра мы были
первыми родителями, которые пришли записать своих детей с ДЦП в кружок.
Поэтому мы хотим обратиться ко всем мамам, которые воспитывают таких же
детей, как и наши: выводите своих малышей на улицу, записывайте их на
развивающие занятия, чтобы дети общались со сверстниками, гуляйте в парке.
Наверное, это самое простое, что могут
сделать родители детей с двигательными нарушениями, – гулять с ними в парке,
где создана безбарьерная среда, возить на кружки. Это кажется простым для
человека, который не представляет, что такое воспитывать ребенка с
особенностями развития. Только полгода назад Юля начала выводить своего сына
Никиту на улицу за руки. До этого срабатывал некий психологический барьер –
как на тебя посмотрит случайный прохожий. Этому тоже нужно поучиться – не
обращать внимания на любопытствующих, чтобы решать более насущные проблемы.
Например, добиваться школы для своего ребенка.
Потому что вопрос получения образования в
коллективе для таких детей пока остается открытым. Прошлый год стал в
некотором роде прорывом: в Ленинском районе Бреста на базе детского сада № 10
открылась первая группа для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, в этом году откроется еще одна группа. Прорыв колоссальный. Мамы
могут пойти на работу, трехлетки имеют возможность контактировать друг с
другом. Важно и другое: здоровые дети узнают, что есть на земле такие малыши,
у которых болят ножки, их нельзя обижать и смеяться над ними. Казалось бы,
сделан первый шаг на пути к интегрированному обучению и формированию
толерантного отношения к инвалидам в обществе.
Но когда через 2-3 года эти дети окончат
дошкольное учреждение, движение их на пути к обществу рискует заметно
притормозить, а то и прекратиться вовсе. Получается, все то хорошее, что
наработано в плане социализации ребенка во время его обучения в детском саду,
может быть перечеркнуто: школы, где могли бы обучаться такие дети, в Бресте
не существует. Тот первый класс, который действует при центре коррекционного
обучения и реабилитации Ленинского района «Стимул», – временная мера. В этом
году первоклашек с диагнозом ДЦП в школах не будет. Их ждут надомные занятия.
Собственно, так сегодня большинство способных к обучению детей с ДЦП и
занимаются. Как выход, можно применить смешанную учебу – приводить ребенка в
школу на некоторые устные предметы. Но это полумера – нормального общения со
сверстниками в таком случае все равно не получится. А ведь именно этого так
хотят родители.
– Формально я нигде не работаю, –
рассказывает Ирина. – Но на самом деле мой рабочий день начинается с
пробуждением моего сына и заканчивается, когда он укладывается в постель на
ночной сон. Я ему так и говорю: пока ты не ходишь, я хозяин твоих ног. И нам
нельзя расслабляться. Не позанимаешься ЛФК – не будет динамики. Позволишь ему
не вставать на ноги – он вообще перестанет это делать. Да, надомное обучение
легче для родителей: учителя приходят, никуда ребенка везти не надо. Но мы
просто не можем позволить себе слабину. Ни на секунду.
Власти города проблему видят, но в
ближайшие годы меры для ее решения не предлагают. Как альтернатива
прорабатывается возможность создать интернат для детей с особенностями
развития со всей области. Но далеко не каждая мама отдаст своего ребенка в
интернат. В качестве компромиссного решения директор центра «Стимул» Ольга
Черненко видит интернат вблизи областного центра с возможностью подвоза детей
из дома. Но школа все же предпочтительней.
– Все три года, что я работаю здесь, мы
ищем возможность организовать обучение в коллективе для детей с двигательными
нарушениями. В идеале это должна быть новая школа или пристроенный к
существующему корпус с пандусом, поручнями вдоль стен и в санузлах, в штате
должен быть человек, который помогал бы учителю организовывать учебный
процесс. Но главное – провести хорошую психологическую подготовку среди
педагогического коллектива и учащихся. Достаточно одного такого учреждения на
весь Брест – первые годы в нем будет обучаться не так уж много спецклассов –
1-2, не больше. Но у нас подрастают дети десятого сада, закрывать их в
четырех стенах неправильно. Но в одиночку, усилиями только центра или
родителей, этот вопрос не решится – нужна специальная комиссия в составе
специалистов коррекционных центров, отделов образования, строителей.
А для родителей главное – просто выйти на
улицу, держа за руки своего ребенка.
"Вечерний
Брест"
|