Не изолировать, а объединить |
Татьяна Тхорецкая
Дети-инвалиды - такие же члены
общества, как и их здоровые сверстники. Поэтому они должны иметь равные с
остальными права. И обучение ребят с ограниченными возможностями - не
исключение. Этот насущный вопрос обсудили специалисты во время круглого
стола.
Инклюзивное образование - это процесс
развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для
всех в плане приспособления к нуждам детей.
В Нижнем Новгороде в общей сложности
проживает более двух с половиной тысяч детей с инвалидностью.
- Маленькими шагами мы идем к тому, чтобы
они общались со здоровыми детьми и получали образование.
Девяносто процентов ребят посещают школы. В
общеобразовательных учреждениях есть специальные коррекционные классы и
классы компенсирующего обучения, - рассказала Ирина Борисовна Тарасова,
директор департамента образования и социально-правовой защиты детства
администрации Нижнего Новгорода.
В областном центре существует четыре
базовых учреждения по инклюзивному образованию. Это школы № 97 (Ленинский
район), № 19 (Нижегородский) № 85 в (Сормовский) и специальная коррекционная
начальная школа - детский сад шестого вида (Сормовский).
- Уровень инвалидности в области ежегодно
растет. Первое место занимают психические расстройства, второе - врожденные
аномалии развития, третье - болезни нервной системы, - говорит Ольга
Александровна Каратаева, руководитель педиатрического состава главного бюро
по Нижегородской области.
Проблем, с которыми приходится сталкиваться
родителям особенных детей - много. Одна из основных - это трудности,
связанные и их передвижением. Последние двадцать лет школьных и дошкольных
учреждений для инвалидов в городе строилось мало, в основном они только
ремонтировались. Но справедливости ради стоит отметить, что все же подвижки
есть. Год назад были открыты три новые школы. Они все построены с пандусами,
специализированными санузлами, дверными проемами. В ближайшее время
планируется оснастить всем необходимым и некоторые другие образовательные
учреждения.
Кроме того, родители обычных школьников не
всегда согласны с тем, чтобы дети с ограниченными возможностями учились рядом
с их чадами. Они считают, что это может навредить их кровинкам. Но, по мнению
специалистов, благодаря такому общению, здоровые дети становятся более
толерантными. Да и инвалидам это идет на пользу. Они имеют возможность
находиться в кругу своих сверстников. Для них очень важно, чтобы общение было
свободным и постоянным, а не от случая к случаю, например только по
праздникам.
- Если есть возможность у ребенка с
ограниченными возможностями, лучше всего посещать общеобразовательную школу.
Тогда не будет нужды отправлять его в школу-интернат. Он остается жить в
своей семье. Это очень для него важно, - считает Ольга Васильевна Ременец,
координатор программы «Защита детей» Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).
Условия должны соответствовать потребностям
для нормальной жизни инвалидов в обществе. Если в Нижнем Новгороде еще можно
найти приспособления для людей с инвалидностью, то в отдаленных районах
области с этим гораздо сложнее... Не менее важная проблема -
неукомплектованность штата специалистов для занятий с детьми в школах.
Специалисты сошлись на мнении, что нужно
продолжать развитие службы ранней помощи для родителей, воспитывающих детей с
ограниченными возможностями, сеть кратковременного пребывания, оказывать
консультативные услуги, подключать мам и пап к участию в обучении ребенка.
Необходима и профессиональная подготовка
подростков с дальнейшим их трудоустройством. В этом случае, кроме пенсии по
инвалидности они смогут получать заработную плату.
Представители Нижегородских региональных
общественных организаций детей и молодежи «Верас» и «Инватур» поделились
опытом своей работы.
«Нижегородская правда»
|