Фабрики детского несчастья
|
|
|
"На
этой неделе я был в Кировском детском доме-интернате для умственно отсталых
детей, где накануне мой "детский спецназ" обнаружил привязанную к
кровати девочку - рассказывает уполномоченный по правам ребенка при президенте
РФ Павел Астахов. - Посмотрели медицинскую документацию: ребенок тяжелобольной,
с синдромом Дауна, но никаких показаний по применению мер физического стеснения
нет."
Администрация
детского дома стала объяснять: "Нянечка на минутку отлучилась выбросить
мусор, привязала девочку, чтобы она не упала". Нянечку сразу уволили, но я
уверен, она даже не поняла за что. Ведь она так поступала всегда.
Очевидно -
увольнением санитарок, медицинских сестер, врачей проблему не решить. Проблема
- в самой системе детских домов-интернатов. Если вспомнить самые громкие
скандалы последних лет, то они все произошли в детских домах-интернатах.
В интернате для
умственно отсталых детей "Березовка" (Хабаровский край) нянечка
надела на 14-летнего мальчика смирительную рубашку, после чего он умер. В
Свердловской области в Нижнетуринском детском доме-интернате для умственно
отсталых детей в конце февраля отравились 33 ребенка, находившихся на
принудительном вскармливании. Трое из них умерли.
Ситуация с
Разночиновским домом-интернатом для умственно отсталых детей (Астраханская
область), где за 10 лет умерло 34 ребенка, не утихает до сих пор. Покойных
воспитанников хоронили в безымянных могилах. Внимание к дому-интернату
привлекли волонтеры, именно они публиковали в интернете фото изможденных
воспитанников и неухоженных могилок.
Я посетил
несколько десятков коррекционных домов-интернатов по всей России. Все
учреждения сложные, везде не хватает персонала. Конечно, такую форму воспитания
детей-инвалидов нужно реформировать. Во-первых, их нужно разукрупнять. В
печально известном Павловском детском доме-интернате N 4 под Санкт-Петербургом
проживают 550 детей. Из них почти половина - в отделении милосердия, то есть
это дети, которые не могут себя обслуживать, большинство - лежачие.
Естественно, в таком огромном учреждении не хватает персонала, многие
сотрудники берут ставки по совместительству. А с волонтерами, которые могли бы
стать большим подспорьем в уходе и занятии с детьми, у директора дома-интерната
был постоянный конфликт. В результате директора уволили с занимаемой должности,
а на ее место назначили главных критиков работы дома-интерната - людей, полных
энтузиазма и желания помогать детям.
Двери детских
домов должны быть открыты для общественников, волонтеров, молодежи, а с ними
придут изменения. Сегодня возраст специалистов социальной сферы стремится к
пенсионному, катастрофически не хватает молодой крови. Активное участие
волонтеров в жизни детских домов позволит обеспечить общественный контроль за
деятельностью учреждений. О тяжелых ситуациях в Разночиновском и Павловском
детских домах-интернатах стало известно благодаря волонтерам. И это нормально
для гражданского общества.
Ребята в детских
домах не должны проживать в изолированном от окружающего мира пространстве, им
необходимо общение со сверстниками. Представьте, что ребенка-инвалида сначала
бросила мать, потом его определили в дом ребенка, потом - в коррекционный
дом-интернат. К нему подходят, только чтобы покормить или сменить подгузник. На
этом общение с внешним миром заканчивается. Даже если бы ребенок был физически
здоровым, в таких условиях у него нет ни шанса стать полноценным членом
общества. Какое у него будущее? После совершеннолетия он будет определен в дом
престарелых. И таких детей очень много.
В 2010 году в 148
стационарных учреждениях социального обслуживания детей-инвалидов содержалось
21 823 ребенка. Таких детей чрезвычайно сложно определить в приемную семью.
Клеймо "умственно отсталого" ломает ребенку жизнь, вместе с тем, если
ему уделять больше внимания, заниматься его развитием, можно добиться
впечатляющих результатов. К сожалению, у нас наблюдается избыточная диагностика
умственной отсталости, когда на трудных, но небезнадежных ребятишек ставят
штамп "необучаемых". На детях даже с глубоким поражением нервной
системы нельзя ставить крест, нужно реализовывать их право на получение
образования.
Здесь мы
сталкиваемся с другой проблемой домов-интернатов - допотопные методики обучения
детей-инвалидов. Обучение и воспитание детей в этих учреждениях осуществляются
по крайне устаревшим учебным планам 1983 года, утвержденных еще НИИ
дефектологии АПН СССР. Необходимо внедрять новые методики работы с
детьми-инвалидами, о чем я сообщил в своем докладе о соблюдении прав и законных
интересов детей в Российской Федерации, представленном на имя президента. Я
убежден, что общими силами мы сможем изменить ситуацию с детскими
домами-интернатами, потому что мы должны остановить фабрику детского несчастья.
Источник: izvestia.ru
Общество, Дети
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/13117/#more |