Несколько месяцев назад, как принято писать в таких
случаях, «разгорелся жуткий скандал». Жительница Астрахани Вера Дробинская
опубликовала в Интернете фотографии безымянных могил, в которых лежали
воспитанники интерната для умственно отсталых детей в селе Разночиновка. Крик
тогда стоял - дай Бог. Выяснилось, что медицинская помощь детям в этом
интернате ужасная. И что многим детям там вообще нечего делать, потому что они
умеют читать и хотят учиться. И что воспитанники там вкалывают за спасибо, а
зарплату получает руководство. Все думали: ну-у, полетят головы дирекции,
интернат расформируют, детей переведут в больницы, школы, а то и семьи. Прошло
больше полугода. И - ничего.
Я позвонила волонтерам - людям, которые начали
вытаскивать на свет страшные тайны этого интерната. «Ну, что у вас изменилось?
Сняли директора? Может, дети стали учиться?»
- Нет, - ответили мне. - Девочку вот только одну
перевели в другой интернат. Свету...
Света. Интернат - это навсегда
В ноябре прошлого года много шума наделало письмо
воспитанников интерната для умственно отсталых детей в Павловске под Питером.
Они послали его по всем адресам и твиттерам: «...Дети работают дворниками, на
кухне, стирают. Платят за это 500 рублей (в месяц. - Авт.). Когда мы хотим
сходить в магазин с воспитателем, пишем заявление, что мы хотим себе купить.
Это заявление рассматривается администрацией. Покупка личных вещей запрещается.
Паспорта и деньги нам на руки не выдают. В город самостоятельно не выходим.
...Дети работают без выходных, таскают тяжелые баки с едой...»
А вот видеозапись, которую в марте сделала
воспитанница разночиновского интерната Светлана, пока мало кто видел.
-Меня зовут Света, сегодня 20 марта. ...Мы здесь
работаем уборщицами, 200 рублей получаем (в месяц. - Авт.). Работаем каждый
день, выходной один, воскресенье. Раньше на эти деньги покупали мыло, шампунь,
трусики, нитки. Но мы давно не получаем денег. Лежачие? Нет, не гуляют.
Последний год - совсем. ...Много детей топилось, убегали, одна убежала, ее
поймали, она так просила: отпустите меня, я больше здесь находиться не могу...
Аборты многим детям делают. Они все в другом интернате теперь. Я много раз
спрашивала: почему меня отсюда не отпускают? Квартиру не дают?..
История жизни Светланы ужасна. Она попала в интернат
случайно. Она вообще не умственно отсталая. Если бы лет семь назад девочка не
попалась на глаза чиновникам органов опеки, Света была бы сейчас вольным
человеком и находилась дома. До того как попасть в интернат, она жила в деревне
с родителями-алкоголиками, которые до 13 лет не отдавали ее в школу. Потом было
изъятие, череда детских домов. C девочкой, которая в 13-14 лет не умеет читать,
надо было заниматься отдельно. Желающих не было. В конце концов ее для простоты
услали в интернат для умственно отсталых.
Будь у девочки заботливые родственники, такого бы не
произошло. Но за Свету было некому заступиться. А беда в том, что интернат -
это не временно. Чиновники облегчили себе жизнь, зная, что больше они со Светой
не встретятся. Не надо будет заниматься ее обучением, жильем. Это с каторги
можно выйти, из подобного интерната - никогда.
В разночиновском интернате ей исполнилось 16. Суд, без
ее присутствия, автоматически лишил ее дееспособности. И теперь Света - никто.
Голосовать, к примеру, она не может. Поехать куда-то - тоже. Там же, в детском
интернате, ей исполнилось 17, 18, 20 лет. И теперь, не будучи по сути умственно
отсталой, она на всю жизнь останется за решетками специнтернатов.
И вот 20 марта, после того как видеозапись о ее
житье-бытье попала в прокуратуру, Светлана... моментально исчезла из
разночиновского интерната. После долгих поисков выяснилось, что ее спешно
перевели в соседний интернат для взрослых. Но там к Свете уже не пускали
посетителей, не подзывали к телефону: «Она на карантине, она болеет». Вот это и
называется «Свету перевели в другой интернат». Перепрятали. Но волонтеры
говорят, что будут добиваться признания ее дееспособной: Света должна выйти на
волю. Хотя после интерната ей теперь будет очень сложно жить самой: там ее не
научили ничему, не дали никаких навыков.
А знаете, что девушка попросила в подарок у волонтеров
на свое 20-летие? Букварь. Чтобы научиться наконец читать. Живая душа, не хочет
умирать, не согласна...
И она в Разночиновке не одна такая.
- Перед праздниками мы навещали девочек, и они
загадывали желания, - рассказывает астраханский волонтер Ольга Лазарева. - И
многие загадали: «Я хочу учиться»...
Ольга Лазарева - один из старейших волонтеров, опекающих
Разночиновку. Уже довольно давно она ездит туда в группу к старшим девочкам.
Хотя, говорит, каждый раз приходится упрашивать директора разрешить визит.
- В старшей группе все девочки «необучаемые». У них
нет ни одного педагога, только воспитатели, которые с ними делают аппликации.
Но эти девочки умеют писать - и письма, и СМС! И они все равно «необучаемые». А
для сироты это очень важно - обучаемый ты или нет. Потому что после 18 лет
будет распределение по другим интернатам. Те, кто более перспективен, окажутся
в учреждении, где можно жить по-человечески. А «тяжелые» попадут в какое-нибудь
ужасное. Но в Разночиновке ни у кого нет цели - обеспечить детям хорошее
будущее...
Целая группа детей умеет читать и писать, у некоторых
прекрасный почерк. Почему они не учатся в школе? Кто их туда отправил с ложным
диагнозом «тяжелая умственная отсталость»? Почему их не переводят в другие
учреждения? На эти вопросы могла бы ответить ПМПК -
психолого-медико-педагогическая комиссия, которая и сортирует детей. Это от нее
зависит, куда попадет ребенок: в обычный детдом или какую-нибудь
«разночиновку». Оказалось, что ПМПК - это такая «летучая тройка», даже не
юридическое лицо. Но ее решение не подлежит обжалованию - дирекция интернатов
не пересматривает ее вердикты, даже если они объективно неверные. Получив штамп
от ПМПК, ребенок так и будет с ним жить, до конца жизни переходя из одного
специнтерната в другой.
- Мальчик там есть, - рассказывает еще один волонтер
Оксана Дучевич. - Он аутист, но умеет читать. На групповые занятия его не
берут, и поэтому он числится в необучаемой группе. Сидит там и... читает.
Кристина. «Здесь обычно умирают зимой...»
Этот читающий мальчик в группе «необучаемых» - символ
Разночиновки. Второй - это, безусловно, Кристина. Когда кто-то пытается защитить
Разночиновский интернат - мол, дети сыты-одеты, - им задают только один вопрос:
«А Кристина?» И все - дискуссия прекращается.
Девочку вывезли оттуда при смерти. Еще месяц - и она
была бы холмиком на кладбище для детей Разночиновки. Сейчас Кристина в другом
учреждении учится петь в церковном хоре и слушает сказки.
Большую роль в ее эвакуации сыграла Ольга Канивец,
координатор волонтеров в этом интернате и участник движения «Невидимые дети». В
это движение объединились люди из разных стран и городов, которые не могли
навещать детей лично, но хотели брать шефство над детьми-сиротами. Они писали
им письма, часто не надеясь на ответ, посылали посылки с подарками.
- Мы предлагали директору интерната помощь - от
мобилей до подгузников, от канцелярки до кроватей. Та ничего не просила, но и
не отказывалась, - рассказывает Ольга. - Но мое отношение к дирекции интерната
сильно поменялось после истории с Кристиной...
Начав помогать финансово, волонтеры стали думать, что
надо вытаскивать детей из интерната лечиться. И для начала решили привезти в
Москву четверых детей с косоглазием, в том числе - Кристину. Об этой девочке
«МК» уже вкратце рассказывал, но ее история заслуживает еще нескольких слов.
У нее где-то есть сестра-близнец Анастасия. Они - дети
«неблагополучной» мамы. До пяти лет их передавали из семьи в семью и потом
вообще разделили: Настю отдали в приемную семью, Кристину оставили в больнице.
Объяснение было такое: у Кристины портится зрение, она слепнет, ей нужен
специальный уход. А на Настю нашелся усыновитель.
Сестер вообще разлучать нельзя. А тут, прикрываясь
благими намерениями, разлучили малышей-близнецов! Страдания пятилетних девочек
никого не тронули. О Насте сейчас ничего не известно. А Кристина к тому времени
была почти слепая, она осталась в незнакомом месте, совсем одна, без сестры, с
которой не разлучалась с рождения. И тогда девочка легла, отвернулась ото всех,
больше не вставала и ни с кем не разговаривала. Потом ее увезли в Разночиновку,
а там - положили к лежачим: решили, что она слепая, немая и неходячая от
рождения.
- Я узнала о Кристине от астраханского волонтера Веры
Дробинской, - продолжает Ольга Канивец. - И однажды она сказала, что девочка
может не пережить зиму. По ее словам, в Разночиновке дети обычно умирают зимой.
А к Кристине приходила дефектолог-волонтер, и эта девушка мне сказала, что
малышка не ходит, потому что боится мира, которого не видит. Но если держать ее
за ручки, она ходит! А в интернате просто в голову никому не пришло, что ее
надо держать за ручки! Там реально некому это делать даже при большом желании.
И вот я слушаю дефектолога - и у меня нет причин ей не верить. Но при этом
директор интерната твердила: «Да Кристина глубоко отсталая. Да у нее прямая
кишка не держит». То есть мы в Москве знали, что Кристина умеет говорить и
ходить. А в Разночиновке - нет! А когда зашел разговор о том, чтобы везти ее в
Москву показать офтальмологу, директор вообще сказала: «Кристина может не
вынести дороги и умереть. Она от еды уже отказывается». И вот тут я испугалась
- это подтверждало слова Веры о зиме...
В результате Кристина все-таки приехала в Москву. Она
была похожа на скелетик.
- Отправлять назад ее было нельзя. Там ее ждало
кладбище, - говорит Ольга. - Мы обратились к правозащитнику Борису Альтшулеру,
и девочка осталась в Москве...
Сейчас Кристина живет в детдоме для слабовидящих детей
в Подмосковье. Там с каждым ребенком занимаются индивидуально, с детьми всегда
няни, воспитатели, педагоги. Оказалось, что Кристина очень любит игрушки,
слушать сказки и прекрасно поет. Но хрусталики пришлось удалить - заболевание
было запущено, а в интернате девочку офтальмологу не показывали.
- В Разночиновке никого не беспокоило: а какой
Кристина была раньше? - говорит Ольга Канивец. - И остальные дети, которые там
числятся неходячими и слепыми, они-то какими были?!
Лариса. Язык отчаяния
Это все, конечно, наиболее вопиющие случаи. Но
вопиющими они являются только для нормальных людей - волонтеров, журналистов,
просто граждан. А вот у сотрудников интернатов, скорее всего, происходит
какая-то профессиональная деформация, которая позволяет им ничего не замечать.
И ничего не делать.
У волонтера Оксаны Дучевич в Разночиновке двое
подшефных: Алеша и Даша, которым она из Москвы пишет письма и шлет подарки.
- Алеше 10 лет, - рассказывает она. - У него ДЦП, он
не ходит и не сидит, но слышит и понимает. Я езжу туда периодически и вижу, что
уход за лежачими детьми, конечно, есть, но с детьми там не занимаются - ни
реабилитации, ни обучения. Нет специалистов: 2-3 нянечки на группу в 20
человек. А это значит - памперс поменять, всех накормить, кто-то ест через
зонд, кто-то из бутылочки. Нянечки хорошие, но у них ни знаний нет специальных,
ни образования. А Даша - хорошенькая девочка 12 лет, смышленая, я ей книжки
развивающие передаю. У нее логопедическая проблема. А там - один логопед на
весь детдом!..
Недавно Оксана с болью узнала, что те силы и эмоции,
которые она вкладывала в этих детей, уходили в никуда. Она писала письма Алеше
три года, рассчитывая, что их будут читать мальчику вслух. Но однажды директор
проговорилась: «Ну вы же понимаете, нянечкам некогда ваши письма детям читать».
- Я посылала мобили и не видела их потом. Послала
развивающие коврики с дугами - они осели на складе. Помощь в никуда. Именно та
помощь, которая направлена на развитие ребенка, там неинтересна! Какой смысл
все это делать?..
Волонтеры и спонсоры сделали из интерната картинку:
купили красивое постельное белье, пижамы, кровати, поставили сплит-системы (до
этого летом дети лежали при +50º - это же Астрахань!). И чиновники покупаются
на эту картинку. Они говорят: дети чистые, ухоженные, что еще надо? Едят даже
больше, чем положено по норме. Что еще-то? Но никто не спрашивает детей: «А что
вам надо?»
- Есть там девочка Лариса, - рассказывает Оля
Лазарева. - Она глухонемая. И ее никто никогда не учил ни азбуке, ни языку
жестов! Потому что глухонемым тут учителя тоже не положены. Но она придумала
свои жесты. Когда я приезжаю, мы садимся рядом, обнимаемся и разговариваем. Я
думала, что она просто немая, спрашивала. Она старалась читать по губам,
показывать жестами, что хочет сказать. Воспитатель удивилась моему занятию:
«Что ты с ней разговариваешь? Она же глухонемая!» В последние мои приезды
Лариса лежала в коридоре на полу и горевала. Она лежала на голом полу, и все
просто перешагивали через нее...
«Что делать? Вскрывать эти консервные банки!»
- Считается, что детей-инвалидов надо содержать, -
говорит Татьяна Тульчинская, директор фонда «Здесь и сейчас». - Система и
содержит. Она устроена так, чтобы было удобно взрослым, а не детям. Поэтому
детей собирают по признаку инвалидности и просто держат в одном месте.
Например, держат вместе всех глухих, потому что так удобно. А как ему потом
жить в мире слышащих? Мы пошли в сторону фасада - все чистенько, красивенько.
Но детский интернат - это просто отсрочка смерти. Их дотягивают до взрослого
интерната, а там они уже довольно быстро угасают. Когда умирают взрослые - это
не так стыдно...
С ней согласен и председатель правления Московского
центра лечебной педагогики Роман Дименштейн. Работая в этом центре много лет,
он знает, каких результатов можно добиться при помощи индивидуальной
реабилитации.
- Необучаемых детей нет, - говорит он. - Нет такого
понятия! И я это вижу по нашему учреждению: если с лежачими детьми заниматься,
они садятся. А это уже рост! Но в интернатах, подобных Разночиновскому, нет
практики, чтобы состояние ребенка улучшалось. Зато в каждом есть «отделение
милосердия». Там дети лежат и готовятся к отходу, - Дименштейн показывает
глазами на небо. - В мир иной. А ведь в Семейном кодексе есть понятие опекуна,
и администрация интерната выполняет функции опекуна со всеми обязанностями:
образования, лечения, реабилитации. Так что они обязаны этим заниматься! Если,
например, родители не реабилитируют и не обучают своего ребенка - рано или
поздно со стороны органов опеки может встать вопрос об ограничении или лишении
их родительских прав. Точно так же - по закону - дело должно обстоять с
опекуном. Но почему-то органы опеки никак не реагируют на систематическое
нарушение опекунских обязанностей администрациями интернатов по отношению к
подопечным детям и не лишают их опекунских функций.
По-хорошему, у каждого ребенка-инвалида должна быть
индивидуальная программа реабилитации - ИПР. В ней прописываются все сферы,
включая материальную часть типа коляски. Вписываются и ответственные за нее. Во
многих интернатах этих программ у детей нет. И в Разночиновке нет. Держат
просто взаперти живые души...
К Вере Дробинской, которая первой взялась за
Разночиновку, за два месяца пришло восемь проверок! От опеки до СЭС. Роман
Дименштейн этому не удивляется:
- Все проверяющие органы будут до последнего защищать
интернат, потому что это все - система. Система не сдает своих. Это гидра,
которая не отдаст ни одну из своих голов. Детей в психоневрологические интернаты
набирают для количества. Это финансово добротная система, но она работает, если
заняты все места. Поэтому все закрыто. Тайно. С советских времен так заведено:
эти дети будут изъяты и спрятаны. Для них ведь нужны инфраструктура,
сопровождение, затем обеспечение рабочим местом. Причем давно подсчитано, что
это обойдется дешевле, чем интернат. Но государство не поддерживает семью с
инвалидом - спросите любого родителя с ребенком-инвалидом, как они живут! А
поддерживает - именно изъятие и интернат. (В интернате на ребенка-инвалида
выделяется 35 тысяч рублей, а родителям, если не откажутся от него, - 1200. -
Авт.)
Но мы идем постепенно. Уже подготовлен договор, по
которому волонтеры смогут оказывать помощь Разночиновскому интернату на
законных основаниях. Когда он будет принят, можно будет уже оспаривать
гипердиагностику. Каждого ребенка - смотреть и спрашивать: «А что он тут
делает?», запрашивать у опеки экспертизу.
Есть еще вариант - идти через спонсоров. Сделать так,
чтобы они не поддерживали пожирание живых душ, а спасали людей. Есть спонсоры,
которые не деньги дают интернатам, а обучают персонал, приглашают специалистов.
Надо преобразовывать систему, а не поддерживать. Вскрывать эти консервные
банки...
* * *
Этими словами Романа Дименштейна про банки я и хотела
закончить текст. Но вот последняя новость от волонтеров:
- Мы безуспешно пытались наладить контакт с
интернатом, - говорит волонтер Ольга Канивец, - и подписать договор о
сотрудничестве: что мы будем регулярно навещать воспитанников, организовывать
помощь педагогов и врачей. Но из областного Минсоцзащиты, продержав документы
три месяца, наш договор вернули с резолюцией «не по адресу». А дирекция
интерната просто молчит.
Анастасия Кузина
Источник: mk.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/16679/#more |