Цветик-семицветик Лизы
Харитоновой
|
|
|
Жизнь шестилетней Лизы Харитоновой из Нижнего
Новгорода за последние два месяца, что она ходит в детский сад, кардинально
изменилась. Вместе со своими новыми друзьями она теперь гуляет на детской
площадке, играет в настольные игры и внимательно слушает сказки, которые читают
воспитатели - все как в обычном детском саду. Правда, Лиза пока не может играть
в догонялки, потому что у нее детский церебральный паралич (ДЦП).
Вместе весело шагать
Шестилетняя Лиза ходит в комбинированную группу для
детей с поражениями опорно-двигательного аппарата детского сада №115 всего два
месяца. У нее сложная форма ДЦП и эпилепсия. Оба заболевания буквально
приковали Лизу к постели фактически с самого рождения. По словам мамы Лизы
Натальи Харитоновой, с рождения девочки окружающие врачи и социальные работники
настраивали ее против собственной дочери: уже в роддоме ей предлагали
отказаться от ребенка. А со временем стали появляться и другие проблемы: было
очень тяжело найти хороший детский сад и педагогов, которые бы смогли раскрыть потенциал
Лизы.
"Мы пытались устроиться во все существующие в
Нижнем Новгороде коррекционные и специализированные учреждения, но никто так и
не пошел нам навстречу. Ответ всегда был один - зачем вам это, сидите дома.
Вообще я всегда мечтала, чтобы Лиза пошла в детский сад с обычными детьми, и
когда нас пригласили в ДОУ №115, я не поверила своему счастью", -
рассказывает Наталья.
Дома Лиза уже привыкла быть "домашним
цветком", которому взрослые помогают перемещаться по ее маленькому миру -
квартира Харитоновых, которую девочка покидала редко, не большая. Но буквально
с первых дней в детском саду у Лизы появилось очень сильное желание научиться
ходить самостоятельно.
"Хочу ходить, как ребята!", - говорит сама
Лиза.
По словам Натальи, видя как дети в группе бегают и
прыгают, Лиза пытается за ними повторять. "Конечно, устает сильно, но виду
даже не показывает. Появилась цель, и мы каждый день с желанием ходим в детский
сад. Пропал и страх общения с другими детьми. Если раньше она не любила ходить
в гости, то теперь она с радостью общается со сверстниками", -
рассказывает мама Лизы.
"Ведь до шести лет Лиза фактически находилась
только в горизонтальном положении, мама пыталась привить ей движение, но самого
главного у девочки не было - стимула двигаться. А попав в детский коллектив, у
Лизы этот стимул появился - ей хочется быть не хуже остальных детей, также
веселиться, бегать", - говорит педагог-психолог ДОУ №115 Оксана Роганян.
Готовы помочь Лизе и ее друзья в детском саду.
Шестилетняя Надюша, дочка воспитательницы Инны Фадовой, поставила себе важную
цель - научить Лизу ходить.
"Они проводят много времени вместе. Мне кажется,
что такая форма общения детей-инвалидов воспитывает у ребят чувство любви и
понимания друг к другу", - говорит воспитатель.
Инклюзивный детский сад
"Важно, когда дети с самого раннего детства
привыкают к тому, что все разные. Это и есть инклюзивное образование (доступное
для детей с разными физическими возможностями), к которому мы рано или поздно
придем. Известно, что маленькие проще находят друг с другом общий язык. Когда
они вместе играют, им неважно, что кто-то не очень некрасиво ходит, так как
болят ножки, или улыбается немного криво из-за проблем нервной системы. Мне
кажется, что эта бережливость к сверстникам с проблемами здоровья, привитая в
детском саду, перейдет в школу, а потом и во взрослую жизнь", - рассказала
РИА Новости координатор программ защиты детей представительства Детского фонда
ООН "ЮНИСЕФ" в России Ольга Ременец.
Детский сад №115 можно назвать уникальным не только
для Нижнего Новгорода и области, но и для региона в целом. Здесь наравне со
здоровыми детьми воспитываются ребята с ограниченными возможностями. Из 238
ребятишек 10 официально признаны инвалидами, но детей с ограниченными
возможностями здоровья в детсадовских группах гораздо больше - у многих
задержки психического развития, есть ребята с легкой формой ДЦП, трое детишек с
аутизмом, с сердечнососудистыми нарушениями, дефектами речи.
По словам заведующей детским садом №115 Любови
Каталовой, работа с особыми детьми положительно сказывается не только на
ребенке, но и на всей семье.
"Я всегда вижу, как меняются родители особых
детей, приходя к нам. Мы даем им возможность вырваться из замкнутого круга стен
квартиры. Понятно, что такие дети не будут полностью здоровыми, но они смогут
постепенно реализовать свой потенциал. И это, на наш взгляд, благо не только
для детей-инвалидов, но и для нашего общества в целом", - уверена
Каталова.
Когда здоровые люди и инвалиды существуют отдельно
друг от друга, дети приобретают вторую инвалидность - социальную. А
межличностная безбарьерная среда продолжает оставаться мифом, считает Каталова.
Цветик-семицветик
Сами дошколята говорят, что теперь знают о том, что не
все дети одинаковые. В детском саду даже есть специальные ростовые куклы,
которые наглядно показывают, как может выглядеть ребенок-инвалид: глухой - со
слуховым аппаратом, слепой - в темных очках и с собакой-поводырем, человек с
нарушениями опорно-двигательного аппарата - на коляске. Играя вместе с
воспитателями в "Цветик-семицветик", дети загадывают, чтобы куклы
ожили здоровыми. Окажись у них в руках настоящий цветик-семицветик из известной
сказки, они бы обязательно загадали правильные желания и не растратили бы
понапрасну заветные лепестки.
В ближайшее время Лиза продолжит ходить в детский сад
вместе с мамой. Без маминой поддержки девочка боится ходить. Однако
педагогический коллектив ДОУ №115 уверен, что пройдет время, может быть год, и
Лиза пойдет сама.
Источник: ria.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/16362/ |