Доступная среда – как матрешка
В России проживает более 12 миллионов инвалидов, из них в трудоспособном возрасте – 3,9 миллионов человек, детей-инвалидов – 600 тысяч человек. С какими трудностями они сталкиваются, ежедневно преодолевая барьеры «недоступной среды»? Какие меры правительство должно принимать в первую очередь, чтобы, говоря словами вице-премьера России Ольги Голодец, «люди с ограниченными возможностями чувствовали себя полноправными членами современного общества»? В России проживает более 12 миллионов инвалидов, из них в трудоспособном возрасте – 3,9 миллионов человек, детей-инвалидов – 600 тысяч человек. С какими трудностями они сталкиваются, ежедневно преодолевая барьеры «недоступной среды»? Какие меры правительство должно принимать в первую очередь, чтобы, говоря словами вице-премьера России Ольги Голодец, «люди с ограниченными возможностями чувствовали себя полноправными членами современного общества»?
Вице-премьер РФ Ольга Голодец провела совещание, посвященное вопросам формирования доступной среды для людей с инвалидностью
Ольга Голодец. Фото с сайта government.ru
В России проживает более 12 миллионов инвалидов, из них в трудоспособном возрасте – 3,9 миллионов человек, детей-инвалидов – 600 тысяч человек. С какими трудностями они сталкиваются, ежедневно преодолевая барьеры «недоступной среды»? Какие меры правительство должно принимать в первую очередь, чтобы, говоря словами вице-премьера России Ольги Голодец, «люди с ограниченными возможностями чувствовали себя полноправными членами современного общества»? Эти вопросы обсуждались, в том числе, на совещании в Доме правительства, состоявшемся 6 декабря.
Как поделить пандус
Фото с сайта donnews.ru
К настоящему моменту утверждены 26 федеральных, 85 региональных и более двух тысяч муниципальных дорожных карт по постепенному созданию безбарьерной среды, сообщила Ольга Голодец. По словам министра труда и социальной защитыМаксима Топилина, видение ситуации в его ведомстве за последнее время заметно изменилось.
«Мы чем дальше идем, чем дальше погружаемся в выявление проблем, чем дольше этим занимаемся, все больше и больше выявляем этих барьеров. Получается, как матрешка: что-то выявили, что-то нашли, и появляются новые проблемы», – посетовал министр.
«Мы просили ряд федеральных ведомств, это касается, прежде всего, наших коллег из министерства промышленности и министерства транспорта, ряда других министерств, внести необходимые изменения в законодательство, – сообщил он. – У нас, к сожалению, пока в законодательстве не все сферы охвачены. По ряду таких сфер как общественное питание, торговля, бытовое обслуживание, гостиничный комплекс, пока не удалось сдвинуть с мертвой точки эту тему, и нормативных актов эти министерства не приняли».
Топилин считает, что проблемой должны заниматься не только органы исполнительной власти. Коммерческие структуры – банки, транспортные компании, гостиницы, аптеки, рестораны – должны также уделять внимание проблемам доступности «в рамках своих корпоративных стандартов, корпоративных программ».
Министр привел пример ситуации, которую совместно должны решать власти и предприниматели: «Допустим, на арендованном участке здание стоит, а пандус они ставят на муниципальном участке. Без централизованного решения достаточно сложно все это решить на местах».
Объясните строителям, что такое доступная среда
Фото с сайта invatur-nn.ru
«Мы внесли много изменений и в Градостроительный кодекс, в Жилищный кодекс, требования нормативов по доступности среды стали более жесткими», – отметилМихаил Терентьев, председатель Всероссийского общества инвалидов, депутат Госдумы. Теперь, по его словам, нужно сделать следующий шаг: объяснить студентам архитектурных и строительных вузов, что такое доступная среда.
«Всероссийское общество инвалидов запросило МАРХИ, МИСИ: дайте нам информацию, какие есть образовательные стандарты. Прошло около трех-четырех месяцев, до сих пор информации нет», – отметил Терентьев. Значит, или нет таких образовательных стандартов, или нет намерения обучать студентов правилам создания доступной среды, сделал вывод он.
Председатель ВОИ считает, что объяснять, что такое инвалидность, нужно не только в строительных вузах, но и в других учебных заведениях.
Специалисты, работающие в самых разных сферах, должны понимать, для кого они делают доступной ту или иную услугу, в чем на самом деле нуждаются люди с ограниченными возможностями. Доступная услуга – это когда человек может пользоваться ею самостоятельно, пояснил Терентьев.
Онлайн-билеты в купе для инвалидов-колясочников
Фото с сайта zdbilety.ru
Компания РЖД в сотрудничестве с ВОИ определила четыре направления, в каких надо работать, чтобы железнодорожный транспорт стал доступным для людей с инвалидностью. Это разработка стандартов, которыми должны руководствоваться сотрудники, обучение персонала, оказание ситуационной помощи пассажирам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, и, наконец, самая капиталоемкая задача – «приведение в соответствие инфраструктуры и подвижного состава», рассказал вице-президент ОАО РЖД Михаил Акулов.
По его словам, пассажиры с инвалидностью могут получить бесплатно услуги сопровождения на 400 вокзалах, однако для этого нужна предварительная заявка. Заявку можно сделать через информационно-сервисный Центр содействия мобильности ОАО РЖД. В 2016 году такие услуги были оказаны уже более 90 тысячам маломобильных пассажиров, отметил Акулов.
В нынешнем году на 36 крупных вокзалах России были созданы специализированные бригады для помощи пассажирам с инвалидностью. Эти станции расположены поблизости от крупных лечебных и реабилитационных центров.
В следующем году таких вокзалов должно стать 48, а в дальнейшем – 70, сообщил Акулов. Компания планирует также закупку инвалидных колясок уменьшенных габаритов для перемещения по вагонам, трапов для безопасного выхода из поезда и другого оборудования.
Около 590 вагонов в поездах дальнего следования уже оборудованы специальными купе для пассажиров, передвигающихся в инвалидных колясках, и сопровождающих их лиц. Однако купить билеты в подобные купе можно лишь приехав за ними на вокзал, отметил Михаил Терентьев.
По словам Акулова, РЖД не продает такие билеты онлайн, опасаясь злоупотреблений. Какой документ, представленный в электронном виде, мог бы подтверждать, что билет приобретает именно человек, пользующийся инвалидной коляской, чиновники и железнодорожники пока не придумали. Ольга Голодец поручила Минтруду, РЖД и ВОИ разработать решение проблемы за 30 рабочих дней.
«Что это за кинофильм, если он без субтитров?»
Фото с сайта gluxix.net
Всероссийское общество глухих обратилось к правительству с просьбой не сокращать финансирование телепередач на восьми общероссийских каналах: Первый канал, Россия-1, НТВ, ТВЦ, «Карусель», «5 канал» и «Матч-ТВ». Кроме того, ВОГ считает необходимым двигаться дальше и выпускать программы с субтитрами и на региональных каналах. Для этого предлагается внести изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования телепередач. «Это касается 13 миллионов человек», – подчеркнул президент организации Валерий Рухледев.
Что касается кинематографа, то министерство культуры уже разработало законопроект, согласно которому фильмы, выпускаемые с господдержкой, обязательно должны сопровождаться субтитрами и тифлокомментариями. Кинотеатры, в свою очередь, должны будут обеспечивать необходимое для этого оборудование.
Ольга Голодец поручила Минкульту, Минтруду, а также всероссийским обществам слепых и глухих до 1 февраля совместно «проработать необходимые условия, чтобы и кино, и телевидение, и спектакли, и мероприятия были максимально доступны для инвалидов».
«Что это за кинофильм, если он выходит без субтитров? Это требование к любому фильму», – сказала она.
Аэропорты проверят
Фото с сайта tvc.ru
Согласно исследованию, которое по своей инициативе провело ПАО «Аэрофлот», более чем в сорока четырех аэропортах России нет никаких условий для наземного обслуживания пассажиров с инвалидностью. В двадцати двух аэропортах даже вынос пассажиров-колясочников с борта самолета осуществляется вручную.
«То есть приходят люди и выносят пассажира-колясочника», – уточнил заместитель генерального директора компании по работе с клиентами Вадим Зингман.
По его словам, наиболее «критичными» в этом плане являются аэропорты Мурманска, Нижневартовска, Новокузнецка, Оренбурга, Челябинска, Южно-Сахалинска, Барнаула и Сыктывкара.
Аэропорты, о которых идет речь, находятся в частной собственности. «Давайте попросим Минтранс сначала своими силами проверить аэропорты, обратиться к собственникам названных аэропортов с просьбой привести их в порядок в понятное время, например, за два месяца, и предоставить данные», – сказала Ольга Голодец по этому поводу. «Если двух месяцев будет мало, возьмем три, но только сделаем», – добавила она.
Аэропорты, в которых нет условий для обслуживания пассажиров с инвалидностью, нарушают требования Воздушного кодекса, отметили участники совещания.
Геомаркетинг и «тренажеры эмпатии»
Фото с сайта ombudsman47.ru
«Сбербанк» поделился своим опытом работы с клиентами, имеющими инвалидность. Для его сотрудников организованы «уроки взаимодействия» и изготовлены «тренажеры эмпатии», об этом рассказал Владислав Крейнин, управляющий директор департамента развития отношений с клиентами ПАО «Сбербанк России».
«Не только адаптация физической среды делает банк доступным, но и развитие эмпатии каждого сотрудника, – подчеркнул он. – Человеческий фактор на наш взгляд – это 80% успеха, именно поэтому мы создаем индивидуальные рекомендации по взаимодействию с клиентами с инвалидностью и развиваем эмпатию сами, надеваем специальные костюмы, которые симулируют ограничения, которые испытывают наши клиенты».
Банк провел анализ более трех тысяч обращений клиентов их своей базы, а также из социальных сетей, и выявил ключевые проблемы, возникающие у людей с инвалидностью при посещении его отделений. Затем были разработаны стандарты по «адаптации» пространства банка для клиентов с ограниченными возможностями. При этом адаптируются не только помещения отделений и банкоматы, но и цифровые каналы – мобильный банк, интернет-банк.
Правильно выбрать те отделения, которые надо переоборудовать в первую очередь, помогает геомаркетинг. Эксперты банка анализируют и накладывают на карту слои социальной инфраструктуры, общественных объектов и больниц, выявляя те отделения и банкоматы, в которых люди с инвалидностью могут быть заинтересованы больше всего. Кроме того, тестируется сервис обслуживания клиентов на дому. Впрочем, «большинство людей, даже с тяжелыми формами инвалидности хотят обслуживаться в отделениях банка», – отметил Крейнин.
Опыт «геомаркетинга» и «развития эмпатии» сотрудников привлек внимание Федерации рестораторов и отельеров России. «Если у ваших сотрудников не будет навыков работы с инвалидами, то все ваши вложения закончатся ничем, и человек, которому будет нужна эта услуга, не получит ее полностью», – сказал президент этой организации Игорь Бухаров.
В связи с этим на факультете гостиничного и ресторанного бизнеса РАНХиГС подготовлена программа по теме безбарьерной среды, обучение по ней предусмотрено не только для студентов. Собственники и управляющие также смогут повысить свою квалификацию, отметил Бухаров.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/dostupnaya-sreda-kak-matreshka/ |