Заявление общественных организаций на
пресс-конференции "Воспитанники интернатов - заложники системы"
|
|
|
Второй раз
за последнее время страну сотрясает скандал, связанный с самым большим в России
(550 воспитанников) детским домом-интернатом (ДДИ) № 4 для умственно-отсталых
детей в Павловске, г. Санкт-Петербург. Тревогу забили волонтеры, спасибо им!
Сегодня в данном конкретном случае, привлекшем внимание общественности,
разбираются специалисты, власти Северной столицы, государственные детские
правозащитники. Мы же считаем своим долгом заявить о массовом нарушении прав
детей в ДДИ органов социальной защиты и предложить пути коренного
реформирования порочной интернатной системы.
В
2001 году по поручению Президента России Владимира Путина Генеральная
прокуратура РФ провела широкую проверку соблюдения прав детей-инвалидов, в том
числе в ДДИ. Были выявлены массовые нарушения прав детей-инвалидов на
образование, на реабилитацию и социализацию, на ИПР, при использовании труда
воспитанников ДДИ, при использовании накапливающихся на их сберкнижках средств
и закрепленного за ними жилья, при постановке детям тяжелейших диагнозов, ставших
основанием для направления в ДДИ, и т.п. На Титульном листе представленного в
январе 2002 г.
Отчета Генпрокуратуры Валентина Матвиенко - в то время вице-премьер по
социальным вопросам, а ныне Губернатор С-Пб, собственноручно написала:
"Информация леденящая". С тех пор НИЧЕГО не изменилось.
В октябре 2010 г. прокуратура
Санкт-Петербурга провела проверку ДДИ-4, выявив множественные нарушения прав
детей, о чем было направлено "Представление Вице-губернатору
Санкт-Петербурга Косткиной Л.А. об устранении нарушений законодательства,
регламентирующего защиту прав детей-инвалидов". Тогда же были обнародованы
обращения-протесты в связи с тем, что директор ДДИ-4 Галина Племянникова
вытесняет общественников, много лет до того работавших с детьми в ДДИ-4. С тех пор
НИЧЕГО не изменилось, а волонтеры вынуждены окончательно свертывать свою
работу.
Что же делать? Как
реформировать эту сверхстабильную систему?
1. Первое и
главное: реализовать программу
перевода воспитанников интернатов на различные формы семейного воспитания либо
воспитания в условиях, приближенных к семейным. Именно так в развитых странах
покончили с этими гигантскими (и невероятно затратными) "детскими
складами" - открыв "на местности" (на первых этажах жилых зданий
и т.п.) семейные воспитательные группы, сопровождаемые специалистами
профессиональных служб. В России также существует замечательный(и
бюджето-сберегающий) опыт применения "семейных воспитательных групп"
и аналогичного им "патронатного воспитания", в том числе для самых
трудных и больных детей. Суть этих форм - в СОПРОВОЖДЕНИИ, в том, что
участником договора о передаче ребенка на семейное воспитание является
помогающая семье и отвечающая за благополучие ребенка профессиональная
уполномоченная служба.
Сегодня в
законодательстве РФ такая форма семейного воспитания отсутствует полностью, нет
в законах также и ключевого слова "сопровождение". Соответствующие
законопроекты давно предлагаются Минобрнауки России, однако в 2008 г. эти предложения были
блокированы авторами ФЗ "Об опеке и попечительстве" (депутаты Госдумы
Екатерина Лахова и Павел Крашенников)
и Минздравсоцразвития. Факт остается фактом: именно Минздравсоцразвития в марте
2008 года дало отрицательное заключение на законодательные предложения,
"запускающие" процесс реформирования интернатной системы, в том числе
ДДИ, подчиненных органам социальной защиты.
В этом же пакете
заблокированных законопроектов было и введение нормы "социальный
патронат", переоценить значение которой невозможно. Впервые предлагалось
внести в российское законодательство правовую основу для проведения
профилактической работы, сопровождения, помощи семьям, находящимся в
социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации, включая семьи с
детьми-инвалидами. Сегодня такой правовой основы нет, результатом чего является
гигантский ежегодный приток (более 100 тысяч в год) новых сирот, а также еще
большее число детей с ограниченными возможностями здоровья, сдаваемых
родителями "по заявлению" в школы-интернаты и в ДДИ по причине
невозможности справиться с ситуацией в условиях отсутствия какой-либо профессиональной
поддержки. Сейчас Минобрнауки России подготовило новый законопроект о
социальном патронате, который, согласно процедуре, передан на согласование в
Правительство РФ.
2.
Действующие Семейный Кодекс РФ и ФЗ "Об опеке и попечительстве" не соответствуют Европейским нормам: помещение
ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по сути приравнено у нас к семейному устройству, т.к.
опекуном/попечителем ребенка становится администрация интерната (в ДДИ-4 -
директор "опекает" всех 550 детей!). Ситуация абсурдна, тем более,
что та же администрация является одновременно и поставщиком необходимых ребенку
услуг. При таком "совмещении" функций опекуна и поставщика услуг
нарушения прав детей неизбежны. В связи с этим предлагаем:
- установить
законодательно, что помещение ребенка под надзор в организацию для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, является временной мерой, при
которой законным представителем ребенка остается орган опеки и попечительства;
при этом орган опеки и попечительства обязан организовать (с привлечением
специалистов интерната и иных служб) плановую работу по социализации
воспитанника интерната и подбору ему вариантов семейного устройства либо
указанного выше семейного воспитания;
- условия
проживания в интернате должны быть максимально приближены к семейным и, как и
при жизни в семье, образовательные, медицинские, досуговые и иные услуги
ребенок должен получать вне интерната в профильных учреждениях данного района.
3.
Реализовать в полной мере
Поручение Президента России о создании общественных попечительских советов во
всех интернатных учреждениях России, предусмотрев процедуру формирования
состава попечительских советов полностью независимую от самих учреждений и от
их головных ведомств.
Доступ волонтеров
в интернаты не должен зависеть от доброй (или недоброй) воли директора
учреждения. Работа волонтеров в интернатных учреждениях должна
регламентироваться более солидным образом - договорами с головными ведомствами по
представлению регионального Уполномоченного по правам ребенка.
И, конечно,
необходимо принять Федеральный закон об общественном контроле интернатных
учреждений.
4. Об
гипердиагностике умственной отсталости. В ДДИ для умственно отсталых детей немало детей, не заслуживающих
судьбы быть "похороненными заживо" (по достижении совершеннолетия их
пожизненно помещают в не менее закрытые взрослые ПНИ). Легкость, с которой
психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) штампуют детям страшные
диагнозы - преступна. Вера Дробинская, опекунская мама из г. Астрахани, взяла
из Разночиновского ДДИ (240 воспитанников) трех детей, а еще двух не дала туда
отправить в возрасте 5 лет. У всех "диагнозы", однако четверо учатся
в обычных школах, вполне успевают, а с мальчиком, у которого ДЦП и который год
был в интернате привязан к кровати, Вера занимается дома. А еще одному ребенку,
теперь 16-летнему Васе Макарову, вот уже 2 года отказывают в переводе из
Разночиновского ДДИ в семью Веры Дробинской. У этой системы мертвая хватка. И в
ДДИ России поступают всё новые и новые дети. Нужна коренная реформа работы
ПМПК, соответствующие поправки в обсуждаемый в настоящее время проект закона
"Об образовании" представлены в Минобрнауки Общественной палатой РФ.
РОО
"Право ребенка".
С-ПбОО "Врачи детям".
БФ "Волонтеры - в помощь детям-сиротам".
МООИ "Ассоциация Даун синдром".
БОО "Перспективы" (Санкт-Петербург).
"Ассоциация выпускников детских домов".
Межрегиональное объединение по защите прав детей.
Источник: hro.org
http://www.dislife.ru/news/theme/11926
|