"За штурвалом летящего
самолета слепой?! Не верю!"
|
|
|
В ноябре 2011 года «ФАКТЫ» рассказывали, о том, что слепой юрист из Киева Владимир Турский начал ездить на
автомобиле. Когда он за рулем, рядом находится зрячий штурман,
который становится глазами водителя: говорит, в каком направлении вести машину,
предупреждает о неровностях дороги… Для поездок выбираются грунтовки, на
которых машины появляются крайне редко. Тогда Владимир Николаевич рассказал
нам, что будущим летом намерен полететь в Феодосию на гидросамолете — он
взлетает с поверхности моря и садится на воду.
На днях незрячий энтузиаст совершил свой первый полет
в Макаровском районе Киевщины. Напомним, что Владимир Турский и его друзья —
тотально слепой Юрий Войтюк и инвалид-колясочник Олег Полозюк — лауреаты
Национальной премии «Гордiсть країни» (проект Фонда Виктора Пинчука, который
реализуется совместно с «Новым каналом» и газетой «ФАКТЫ»). Они были награждены
за то, что без помощи здоровых людей объездили чуть ли не пол-Индии.
Погода на частном аэродроме стояла солнечная и безветренная. В небольшом
двухместном самолете с прозрачной кабиной пилот-инструктор с десятилетним
стажем Надежда Брай давала наставления незрячему Владимиру Турскому.
— После нескольких минут общения с Владимиром Николаевичем поняла, что его
можно брать в полет, — перекрикивая шум прогревавшегося двигателя, заявила нам
Надежда. — Главное требование к любому ученику — чтобы он безоговорочно
выполнял команду инструктора и не прикасался без разрешения к тому или иному
устройству управления самолетом. У Турского с дисциплиной все в порядке —
человек адекватный, к тому же собранный, толковый. Только что я показала ему
все, что требуется выполнить в небе, и он безошибочно повторил манипуляции
штурвалом. Видите, в кабине два штурвала и две пары педалей. Благодаря этому
ученик управляет самолетом под контролем инструктора. В любой момент я могу
вмешаться в действия начинающего пилота.
Через пару минут одномоторный самолетик разогнался по взлетной полосе и взмыл в
небо. Вскоре он исчез из виду. А когда появился, пронесся низко над аэродромом
и поприветствовал нас покачиванием крыльев. «Вот как незрячие могут летать!» —
с восторгом сказала мне супруга Турского Мария Владимировна. «За штурвалом
слепой?!» — недоуменно спросил стоявший рядом летчик-любитель. «Причем
тотально», — подтвердил я. «Не верю!» — выпалил пилот.
Тем временем крылатая машина совершила посадку и подкатила к нам.
— Я облако потрогал! — не скрывая мальчишеского восторга, прокричал Владимир
Турский, как только открыл дверь кабины. — Это я помахал вам крыльями, когда мы
пронеслись над аэродромом. А высоко в небе Надежда разрешила мне выполнить
несколько поворотов, вести машину по прямой. Когда поворачиваешь, возникает
ощущение, что тебя усадили на трубу, и она двигается влево или вправо. Мы
подлетели к облаку длиной около полукилометра, и я почувствовал, что оно как
будто притягивает нас. А затем влетели внутрь небольшой тучки. В кабине есть
отверстие, через которое я просунул палец, и он стал влажным.
— Я стал первым в Украине незрячим, управлявшим самолетом, — рассказал Владимир
Турский. — За рубежом на подобное решались трое слепых англичан, россиянин и
бельгиец. Я сделал это, прежде всего, ради других инвалидов зрения. Ведь многие
из них стали затворниками, боятся мира здоровых людей. Я же своим примером
доказываю, что и мы можем жить интересной полнокровной жизнью. Надеюсь, это не
последний мой полет. Большое спасибо руководителю аэродрома под Макаровом
киевлянину Юрию Яковлеву, разрешившему мне сесть за штурвал. Причем денег он с
меня не взял. Кстати, самолет, на котором мы летали, сконструирован и построен
на частном предприятии Яковлева.
В воздухе со мной была икона для слепых — изображение на ней нанесено выпуклыми
точками. Незрячий «сканирует» ее пальцами и внутренним зрением видит Богородицу
с Младенцем на руках, а также стопу в нижней части композиции. Это икона
Почаевской Божьей Матери, к которой у инвалидов зрения особое отношение. Поясню
подробнее. Почаев — святое место на границе Ровенской и Тернопольской областей.
Почти тысячу лет назад там молились монахи из Киево-Печерской лавры. Им явилась
Богородица. На скале, где она ступала, остался след правой ноги. Эта стопа
изображена на иконе. След находится на вершине скалы, тем не менее с него и
поныне течет ручеек — подземные воды каким-то чудом туда поднимаются. Научного
объяснения этому, пожалуй, нет. В 1457 году в построенный там монастырь пришел
помолиться монах из Византии. Остановился у графини Анны Гойской. Прожил у нее
две недели, а прощаясь, подарил икону. Кто ее написал и когда, неизвестно.
Вначале она находилась в доме графини. Гойская и ее слуги стали замечать, что
временами от образа исходит свет. У хозяйки был слепорожденный брат Филипп.
Анна поняла, что икона обладает особой силой, поэтому посоветовала брату
молиться именно этому лику Богоматери. И свершилось чудо — Филипп прозрел!
После этого Анна подарила чудотворный образ монастырю и назначила обители
содержание. Икона получила название Почаевской Божьей Матери. Она затем
исцелила еще многих людей.
В 2007 году моя жена Мария с благословения церкви создала вариант этого образа
специально для незрячих — с помощью точек. Одни из первых экземпляров мы
передали в тюрьму для инвалидов, где на то время срок заключения отбывали трое
тотально слепых мужчин и столько же женщин. Икона, побывавшая со мной в полете,
будет находиться во Всеукраинском центре реабилитации незрячих, который сейчас
строим своими силами в селе Мотовиловка под Киевом. Работы там еще предостаточно,
и мы с благодарностью примем помощь. Нужны рабочие руки, стройматериалы,
деньги… Такой центр очень нужен. Ведь ежегодно зрение теряют сотни людей. Мы
будем помогать им справиться со страшным ударом и постараемся научить жить без
зрения.
Игорь Осипчук
Источник: fakty.ua
http://www.dislife.ru/flow/theme/17014/#more
|