Все в сад, в инклюзивный сад!
Несколько
лет назад правительство и Минобрнауки установило курс на безбарьерное
образование. В России начали развиваться инклюзивные детские сады и школы.
Однако, как показывают социологические опросы, отношение общества к инклюзии до
сих пор неоднозначное.
Паралимпийские игры в Сочи показали, что люди
с ограниченными физическими возможностями могут жить полноценной жизнью и
добиваться высоких результатов в различных сферах, даже в профессиональном
спорте. Российские чемпионы Паралимпиады принесли стране сенсационное
количество медалей: и в общекомандном зачете, и по числу золотых наград.
Ежегодно в России регистрируется
несколько тысяч новорожденных детей с патологиями развития. Другие малыши
получают инвалидность из-за несчастного случая или после перенесенного
заболевания. По данным Росстата, в стране проживает от 500 до 600 тысяч
детей-инвалидов до 18 лет.
Что касается количества детей с особыми
потребностями дошкольного возраста, посчитать их довольно трудно, так как
большая часть из них не вовлечена в социальную и образовательную среду.
Некоторые родители из-за гиперопеки, желая уберечь «особого» ребенка от
возможных душевных травм, не решаются отдавать его в образовательное
учреждение. А ведь многие из этих детей способны адаптироваться к жизни в
обществе. Инклюзивные детские сады помогают детям с ограниченными возможностями
здоровья подготовиться к самостоятельной и полноценной жизни, а здоровым детям
– сформировать толерантное отношение к инвалидам.
Несмотря на то, что системе инклюзивного
воспитания и обучения уже несколько десятилетий, детские сады и школы, на базе
которых внедряются соответствующие образовательные программы, остаются
экспериментальными. Процесс этот активнее проходит в школах. Так, замминистра
образования и науки РФ Вениамин Каганов, рассказывая недавно журналистам о
планах ведомства на ближайшую перспективу, сказал, что каждая пятая школа в
России будет инклюзивной к 2015 году. Причем, на реализацию данной цели из
федерального бюджета планируется выделить 3 миллиарда рублей.
Развитие инклюзивных детских садов проходит
медленнее. Это обусловлено проблемами с кадрами, оборудованием помещений для
детей-инвалидов, и, к сожалению, неготовностью части социума воспринимать
«особых» детей как полноправных участников общественной жизни. Между тем, по
новому закону «Об образовании», вступившему в силу 1 сентября 2013 года, каждый
детский сад обязан принять каждого желающего ребенка-инвалида. То есть, все дошкольное
образование ставится комбинированным, инклюзивным.
Сейчас система дошкольного образования
переживает реформирование, связанное с изменением законодательства. Но
совершенно точно можно сказать, что в столице функционирует 239 детских садов
компенсирующего вида, в которых осуществляется специализированная помощь детям,
и 416 детских садов комбинированного вида, на базе которых работают группы
специализированной направленности, например, группы для детей с задержкой
психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и т.д.
Помимо этого, в Москве действуют 169 групп
кратковременного пребывания, которые посещают «особые» дети, начиная с 2 лет.
Для семей, в которых родился ребенок-инвалид, создано 117 служб ранней помощи.
На сегодняшний день их посещают почти 2 тысячи детей от 2 месяцев до 4 лет.
Развиваются и частные инклюзивные детсады.
Перечень заболеваний, при которых ребенок
может посещать инклюзивный детский сад, довольно обширный. Речь идет о синдроме
Дауна, аутизме, задержке психического развития, нарушениях речи, слуха, зрения,
нарушениях опорно-двигательного аппарата и эмоциональной сферы.
Воспитатели, медсестры и другие работники
дошкольного учреждения должны быть готовы к взаимодействию с «особыми» детьми.
Режим дня в инклюзивном детском саду имеет массу отличий от типового
дошкольного учреждения. На его базе, как правило, с детьми работает массажист,
дефектолог, физиотерапевт, логопед, нейропсихолог и т.д. Развивающие занятия в лекотеке
направлены на реабилитацию имеющихся заболеваний. Во многих
дошкольных учреждениях оборудованы сенсорные комнаты, монтессори-классы,
керамические или столярные мастерские, бассейн.
Не менее значимая проблема инклюзивных
детских садов – это обеспечение детей с ограниченными возможностями особыми
комфортными условиями: пандусы, лифты и т.д.
Безусловно, и здорового и «особого» ребенка к
совместному пребыванию в детском саду необходимо подготовить психологически.
Проект «Дети Mail.Ru» проводил социологический опрос, в ходе которого
пользователи высказывали свое отношение к инклюзивным дошкольным учреждениям и
готовности отдать туда своего ребенка. Большинство респондентов – 55% – с
удовольствием отдали бы своего малыша в такой детский сад. Впрочем, противников
внедрения инклюзии в среду дошкольников оказалось не так уж и мало. Около 42%
родителей убеждены, что совместное пребывание здоровых малышей и детей с
ограниченными возможностями травмирует психику обеих групп. Еще 3% выразили
обеспокоенность тем, что персонал просто не в состоянии обеспечить уход за
здоровыми и «особыми» детьми одновременно. Также родители хотят быть уверены,
что заболевания ребенка-инвалида не несут опасности для здоровых детей.
Последний ответ подтверждает мнение о том, что основные проблемы инклюзивного
образования заключаются вовсе не в дефиците кадров или обустройстве
специализированных комнат для детей-инвалидов, а в стереотипах и мифах,
которыми в избытке окружена данная форма обучения.
Дети с особыми потребностями, попадая в новую
среду, где все незнакомо и, может быть, враждебно, получают серьезный стресс.
Некоторые сверстники выглядят совсем по-другому. Поэтому адаптация к
инклюзивному детскому саду ребенка-инвалида должна быть максимально осторожной.
Подготовка требуется и здоровым детям.
Теоретически, инклюзия помогает научить здорового ребенка уважать людей,
страдающих какими-то заболеваниями, сопереживать и оказывать им помощь. К
сожалению, не все родители руководствуются этими соображениями, отправляя
своего малыша в инклюзивный детский сад. Как рассказал один из директоров
частного инклюзивного дошкольного учреждения, часто родители идут на этот шаг
из-за банального отсутствия мест в типовом детском саду и шаговой доступности
дошкольного учреждения для здоровых и «особых» детей.
Адаптацию здорового ребенка следует начинать
заблаговременно, до первого посещения детского сада. Хорошо, если в кругу
знакомых есть дети-инвалиды. В этом случае полезно познакомить детей,
объяснить, чем они отличаются друг от друга, как «особый» ребенок нуждается в
поддержке и дружбе. Кстати, за границей в целях развития толерантности детям
предлагают играть с игрушками-инвалидами. С помощью куклы с протезом вместо
конечности, или куклы в инвалидной коляске, здорового ребенка можно подготовить
к реальному общению со сверстником, страдающим заболеваниями.
Источник: Дети@mail.ru
http://dislife.ru/articles/view/29740#cut
|