Враждебная
среда
Дети,
больные аутизмом, производят странное впечатление: они не хотят разговаривать,
замкнуты, не ищут общения с другими ребятишками. Родителей, столкнувшихся с
этой проблемой, объединяет одно — желание помочь своим чадам адаптироваться в
обществе. Но читинские детские сады и школы не принимают детей-аутистов, а
специализированные учреждения доступны не всем.
В Забайкальском крае дети-аутисты не признаются
полноправными членами общества
Приговор — «необучаемые»
Найти в Чите
специалистов по детскому аутизму, как оказалось, задача непростая.
Когда Свете
исполнилось 1,5 года, ее мать Елена Клюева начала подозревать, что с ребенком
что-то не так, но врачи, к которым она обращалась, успокаивали ее.
– Говорили
,что излишняя самостоятельность — признак взросления ребенка. И многие родители
только рады, если их малыш может один часами играть в своей комнате. То, что у
других вызвало бы восторг, заставило меня задуматься, — рассказывает «Русской
планете» Елена Валерьевна.
А потом
случился кризис — в 3,5 года у девочки появились протестные реакции,
агрессивность, участились истерики. Ребенка смотрели лучшие неврологи Читы, но
поставить диагноз так и не смогли.
– Знакомые
порекомендовали обратиться к «эмоциональному» психологу, у которого был опыт
работы с детьми-аутистами, — продолжает собеседница РП. — Так выяснилось, что у
Светы — ранний детский аутизм. Если бы болезнь диагностировали раньше, то не
только нам, но многим детям можно было бы помочь.
По данным
Всемирной организации аутизма, на каждые 150 детей приходится 1 случай аутизма.
За 10 лет количество больных детей выросло в 10 раз. Российскую статистику о
количестве детей с аутизмом найти не удалось.
Почему он
появляется, версий много. Одна из них — холодное отношение матери к ребенку.
Существует мнение, что приобретенный аутизм возникает из-за прививки АКДС
(объединенная вакцина против коклюша, дифтерии и столбняка. — Примеч. ред.).
– Сложно
принять и осознать, что такое случилось с твоими близкими, — продолжает Елена
Клюева. — Я педагог по образованию и могу помочь своему ребенку самостоятельно.
А как другие родители? Многие вообще оказываются один на один со свой бедой и
не знают, куда обращаться, что делать. При Читинском институте повышения
квалификации работников образования есть курсы для родителей детей-аутистов.
Естественно, они платные — порядка 20 тысяч рублей.
Жанна
Ермакова, мама восьмилетнего Антона, с трудом смогла устроить ребенка с
диагнозом аутизм в детский сад. По словам Жанны, проходили они туда недолго:
дефектолог, не сумев найти к ребенку подход, признала Антона «необучаемым».
– Сменили с
десяток психологов, дефектологов и логопедов, прежде чем нашли тех, с кем
ребенок стал показывать хорошие результаты. Когда мальчику пришло время идти в
школу, встал вопрос, где учиться. Нам предложили индивидуальное обучение,
поскольку коррекционных школ для детей с расстройством аутистического спектра
или специализированных классов в Чите просто нет. Тогда мы решили уехать в
Москву, где созданы условия для таких детей, — поделилась с РП собеседница.
Нужен центр
Педагог-психолог
центра «Успех» Олеся Николаева убеждена, что изолировать от общества аутичных
детей категорически нельзя.
– В Москве
считают, что школа — это главный социальный институт, а домашнее обучение,
наоборот, противопоказано детям с диагнозом аутизм, — рассказывает РП Олеся
Владимировна— Я видела, как такие дети сидят в классах по 4-6 человек, и
несмотря на поведенческие особенности и странности слушают и слышат учителя,
выходят к доске, пишут в тетрадях. У нас же отказываются принимать таких
ребятишек. Городу нужен специализированный центр для детей-аутистов. Только у
меня их 15 человек, а обращаются за помощью гораздо больше.
Раньше был
центр на базе детского сада № 53, в котором с аутичными детьми занимались
специалисты. Его закрыла прокуратура, и помещение отдали под общую группу.
Единственная
в городе школа-интернат для детей с ограниченными возможностями только в этом
году открыла класс для первоклашек, которые обучаются по программе «Особый
ребенок». В нем всего 5 ребятишек, двое из которых с диагнозом детский аутизм.
Заполнять такой класс большим количеством учеников директор не имеет права, а
открыть еще один нет возможности: не хватает ни средств, ни кадров.
– Образовательная
программа разработана так, чтобы помочь детям-аутистам адаптироваться в
обществе, привить им элементарные навыки самообслуживания, — рассказывает РП
директор коррекционной школы-интерната Евгения Перфильева. — Поэтому на уроки
труда уделяется большее количество часов, чем на обучение письму и чтению. До 9
класса они отучатся, но поступить никуда не смогут. Наши профучилища не готовы
принимать таких детей и давать им профессию, чтобы, повзрослев, они чувствовали
свою социальную защищенность.
Татьяна
Вихрова приехала в Читу из небольшого поселка Хилок. У сына Евгения — аутизм. В
родном городе нет ни хороших врачей, ни психологов, уверяет женщина.
– Мне
пришлось уволиться с работы, снять в Чите квартиру. Все занятия со
специалистами платные. Логопеду и дефектологу приходится платить по 400 рублей
каждому, неврологу — 1200, психологу — 350, — рассказывает РП молодая мама.
В аппарате
уполномоченного по защите прав детей уверяют, что готовы оказать юридическую
помощь родителям детей-аутистов. Но пока к ним никто не обращался.
– Мамы
детей-аутистов к нам никогда не обращались, — рассказывает РП уполномоченный по
правам ребенка в Забайкальском крае Сергей Сиренко. — Если у кого-то возникают
проблемы, мы готовы помочь им, в том числе в вопросах оформления инвалидности,
чтобы ребенок не потерял социальную защищенность. Семьям, имеющим таких детей,
мы можем оказать правовую поддержку. Каждый конкретный случай готовы
рассматривать индивидуально.
Так куда же
идти детям, имеющим диагноз «аутизм»? Чиновники предпочитают не замечать
проблему, что видно даже по ответам, которые они дают журналистам. На
официальное обращение в краевое министерство образования с просьбой ответить,
что делается в крае для помощи в получении образования детям-аутистам, нам
пришел ответ, в котором чиновники старательно перечислили банальные истины:
«Наиболее
перспективными формами школьного обучения аутичного ребенка представляется
интеграция в группу или класс детей с отсутствием проблем в общении. Это могут
быть как класс общеобразовательной школы, так и специализированные
коррекционные классы».
А на вопрос,
где в Чите найти такие классы с «перспективными формами обучения», в
министерстве лишь назвали центры, где оказывают консультативную помощь
родителям таких детей.
Прямой
вопрос, нужно ли городу специализированное учебное заведение для аутичных
детей, был и вовсе проигнорирован.
Реакция
ведомства безлика как по содержанию, так и по сути. В телефонном разговоре с
корреспондентом РП ведущий консультант отдела общего и дополнительного образования
и воспитания Ольга Поздеева отказалась называть автора письма, предложив просто
сослаться на министерство.
Дети-аутисты
— обычные дети, просто с необычным взглядом на жизнь. Но чиновники Забайкальского
края отказываются не только решать, но и даже говорить о проблеме, предпочитая
«перспективным формам обучения» на словах, изоляцию аутистов на деле. И пока не
изменится отношение к проблеме в руководстве Забайкальского края, регион будет
оставаться враждебной к таким детям средой.
Источник: Русская Планета
http://dislife.ru/articles/view/27296#cut
|