Восстановят ли в правах
российских инвалидов?
|
|
|
Президент подписал закон о ратификации Конвенции ООН о
правах инвалидов. Однако документ носит только рекомендательный характер, для того,
чтобы он реально заработал, необходимо внести ряд изменений в действующее
законодательство. В каких именно переменах оно нуждается, чиновники и
представители общественных объединений инвалидов обсудили за круглым столом в
Совете Федерации.
Как было завялено, чиновники подготовили ряд
законопроектов для внесения в Госдуму, которые позволят скорректировать
российское законодательство в соответствии с Конвенцией. В частности, изменения
могут затронуть ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Дело в том, что
Конвенция меняет сам подход к определению инвалидности: упор делается не на
медицинские аспекты, а именно на социальные. Так, законопроект о внесении
изменений в ФЗ о соцзащите исходит из того, что сами по себе стойкие
ограничения функций жизнедеятельности организма не порождают никаких
препятствий к участию инвалида в жизни общества. Ограничения проявляются только
в связи с социальными или иными средовыми барьерами, которые существуют
независимо ни от каких ограничений функций организма и только обостряются
последними.
То, что в России будет покончено с медицинским
подходом к инвалидности, не может не радовать, согласился депутат Госдумы Олег
Смолин. Но, по его словам, новый подход также может таить в себе некоторые
опасности. Так, он считает, что при определении социальных барьеров все же
следует исходить из объективного основания, которым является именно нарушение
функций организма. В противном случае, по мнению депутата, может возникнуть
ситуация, когда государство ограничит поддержку инвалидов лишь устранением
барьеров: инвалиду-опорнику выдали коляску, в городе установили пандусы — все,
барьеры преодолены! — в инвалидности и дополнительной поддержке государства он
больше не нуждается. "К этому вопросу нужно подходить внимательно, иначе
опасения некоторых людей о том, что Конвенция может привести к ухудшению
социальной защиты, могут оказаться не вполне беспочвенными", —
предостерегает Смолин.
В связи с этим законопроект не случайно содержит положение о том, что органы
законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления
должны привлекать представителей общественных объединений инвалидов для
подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы людей с ограниченными
возможностями. Также документ гласит, что решения, принятые с нарушением этой
нормы могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Действующее же
законодательство предусматривает такую обязанность только для органов
исполнительной власти.
Еще один важный момент, который чиновники намерены предусмотреть в законодательстве
— вопрос о компенсации затрат на самостоятельное приобретение технических
средств реабилитации и услуг. Сейчас инвалидам возмещается только та сумма,
которая предусмотрена для приобретения ТСР государством. Но этих средств порой
недостаточно для того, чтобы купить качественные технические средства,
отвечающие потребностям людей с ограниченными возможностями. В связи с этим
законопроектом "О внесении изменений в часть шестую статьи 11 ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ" предлагается повысить компенсацию до
полуторного размера стоимости ТСР, предоставляемых государством.
Нуждается в изменениях и образовательная политика. Среди абитуриентов,
пользующихся льготами при поступлении в вузы, люди с инвалидностью занимают
особое положение. Дело в том, что право инвалида на образование, помимо этого
закона, регулируется еще и индивидуальной программой реабилитации. Как правило,
в ИПР инвалидов 1 и 2 групп записано, что они могут обучаться в специально
созданных условиях. Многие вузы и колледжи отказываются принимать инвалидов в
виду отсутствия особых условий. Таким образом, инвалид, подавший заявление в
такое учебное заведение, фактически лишается возможности воспользоваться
льготой при поступлении. Законопроект "О внесении изменений в пункт 6 статьи
16 ФЗ "Об образовании" позволит решить эту проблему, в том числе и
путем предоставления инвалидам возможности подавать документы сразу в несколько
вузов. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.
Заместитель председателя Госдумы Иван Мельников также заметил, что ряд
изменений следует внести и в трудовое законодательство в отношении инвалидов. В
частности, он отметил, что в соответствии с ратифицированным документом
инвалиды имеют равное право на труд и возможность зарабатывать себе на жизнь. "В
советское время только на предприятиях ВОС работали 52 тыс. человек. Сейчас там
работает всего 11 тыс. человек. Похожая ситуация и на предприятиях ВОГ", —
заметил Мельников. Все это, по его словам, свидетельствует об определенных
проблемах в области трудоустройства инвалидов, требующих нового
законодательного регулирования.
Государство обязано запретить дискриминацию в области занятости инвалидов.
Сейчас же, по словам Олега Смолина, система пенсий и денежных выплат в
зависимости от утраты трудоспособности поражает своей абсурдностью.
"Вместо того, чтобы стимулировать людей к труду, учебе, занятиям спортом
или общественным делам, она их за это наказывает. Устроишься на работу или
поступишь в вуз — тебе тут же снизят пенсию, причем на столько же, сколько заработаешь",
— негодует депутат. По его словам, с ратификацией Конвенции появилась
возможность изменить ситуацию с занятостью инвалидов.
"Законодательство должно стимулировать инвалидов жить в обществе", —
уверен депутат Госдумы Михаил Терентьев. По его мнению, Конвенция ООН о правах
инвалидов уничтожит те барьеры, которые окружают людей с ограниченными
возможностями, и позволит им наслаждаться жизнью.
Он отметил, что ранее депутаты Госдумы уже внесли изменения в избирательное
законодательство, Воздушный кодекс. Перемены в действующем законодательстве
последуют и за ратификацией Конвенции.
Терентьев заметил, что при разработке законопроектов необходимо стремиться к
тому, чтобы стимулировать людей с инвалидностью жить в обществе, а не сидеть в
четырех стенах. Особое внимание он попросил обратить на вопрос об определении
льгот.
"Они должны стимулировать независимость и самостоятельность людей с
инвалидностью. Если предоставлять им возможность заменить транспортные льготы
выплатами, в большинстве случаев, при наличии комплексных проблем с отсутствием
безбарьерной среды, инвалиды предпочтут сидеть дома и получать
компенсацию", — считает депутат.
Помимо масштабных новшеств, призванных изменить в целом подход к социальной
защите инвалидов, их трудоустройству, образованию, планируется внести и ряд
более мелких, но не менее важных. Так, согласно ст. 25 Конвенции инвалиды
должны получать те медицинские услуги, которые им необходимы по причине
инвалидности. В России же, по мнению Мельникова, сложилась критическая ситуация
с лекарственным обеспечением, не говоря уже о том, что инвалиды по зрению
попросту не могут самостоятельно принимать лекарственные препараты.
"Необходимо обязать производителей наносить на упаковках лекарственных
средств брайлем названия и характеристики медицинских препаратов", —
считает Мельников.
Соответствующие изменения планируется внести в закон "Об обращении
лекарственных средств".
А вот по мнению руководителя юридической службы региональной общественной
организации инвалидов "Перспектива" Максима Ларионова, обновить
законодательство в области защиты инвалидов следует с введения
антидискриминационных норм.
По его словам, даже когда Госдума РФ принимала закон о ратификации Конвенции
ООН, а Совет Федерации его одобрял, в России продолжали происходить акты
дискриминации в отношении инвалидов: авиакомпания не пустила пассажиров с
инвалидностью на борт, закрылись классы и целые школы для особых детей, в
океанариум не пустили детей с аутизмом. Наказания же для тех, кто
дискриминирует людей с ограниченными возможностями, пока не последовало.
В связи с этим юрист отметил, что, по примеру американского или британского
закона об инвалидах, в России необходимо проработать вопрос о введении
презумпции виновности. "Тогда если инвалид считает, что в отношении него
произошел акт дискриминации (независимо от того, государственным органом,
организацией, физическим или должностным лицом), он сможет подать в суд и
не доказывать свою правоту. Это предполагаемый обидчик должен будет доказывать
свою невиновность", — считает Ларионов.
Очевидно, что определенных изменений в законодательстве в связи с ратификацией
Конвенции не миновать. По словам Смолина, Минздравсоцразвтия уже готовит ряд
документов по совершенствованию политики в области соцзащиты инвалидов. Он отметил,
что и общественные организации, и чиновники должны быть готовы вносить свои
коррективы и предложения по совершенствованию готовящегося документа.
А для того, чтобы радикально повысить уровень соцзащиты инвалидов, участники
круглого стола считают, что над концепцией реализации Конвенции ООН о правах
инвалидов должны работать профильные советы при президенте и председателе
Госдумы.
При этом к процессу подготовки концепции следует активно привлекать
заинтересованные общественные организации.
Анна Семенец
Источник: rosbalt.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/18666/#more
|