В России вступает в силу образовательный стандарт для детей с ОВЗ
Что это значит? Предполагается, что эти нововведения помогут детям с ограниченными возможностями здоровья по слуху, зрению, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, а также с расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития расширить образовательную среду и выйти за пределы периметра только домашнего обучения.
- Данный стандарт предлагает создать определенные условия для детей с нарушениями здоровья на базе общеобразовательных учреждений, - рассказывает начальник отдела по развитию содержания общего образования Галина Ахахлина. – Разумеется, на территории области и города Первоуральск будут продолжать функционировать специализированные школы и интернаты, реализующие адаптированные образовательные программы, рассчитанные на особую категорию детей. В Первоуральске таким образовательным учреждением является школа № 18. Новый образовательный стандарт предполагает расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных школах. В городском округе Первоуральск уже сделаны серьезные шаги по программе «Доступная среда», которая действует с 2011 года. В ряде школ созданы материально-технические условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. К примеру, в школе № 11 подготовлена хорошая база для обучения детей с нарушениями зрения, а в школах № 9 и 15 созданы условия для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Помимо этого, в четырех школах - № 3, 6, 9 и 28 – работают коррекционные классы для детей с задержкой психического развития.
Однако введение нового государственного образовательного стандарта требует от образовательных учреждений еще больших усилий. И дело не только в материально-техническом оснащении школ. Одно из требований современности – наличие педагогов, обученных специфике работы с детьми с особыми образовательными потребностями, которым, согласитесь, нужно значительно больше внимания, нежели обычным ученикам.
Подготовка педагогов началась с 2015 года, на августовской педагогической конференции работала специальная секция во главе с руководителем территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии Надеждой Должиковой. Учителя, занимающиеся с детьми с ограниченными возможностями здоровья, находятся в постоянном контакте со специалистами городской психолого-медико-педагогической комиссии, регулярно принимают участие в совещаниях и семинарах, посвященных особенностям коррекционного обучения, проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общеобразовательных организациях.
Разумеется, домашнее обучение детей с ограниченными возможностями никто не отменяет. И если ребенку, в силу его особенностей здоровья, комфортнее заниматься дома, то никто не лишит его этих уроков. Новый государственный образовательный стандарт рекомендует только расширить возможности образовательных учреждений, чтобы они стали доступнее для детей особой заботы. А это значит, школы должны создать все условия (материально-технические, кадровые, нормативные и пр.) для обучения таких учеников.
- Новый образовательный стандарт предполагает разнообразие организационных форм образовательного процесса, - объяс-
няет Галина Евгеньевна. – Стандарт устанавливает сроки освоения образовательной программы в начальной школе от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно, с учетом их особых образовательных потребностей. Предусматривается возможность смены образовательного маршрута обучающихся на основе комплексной оценки результатов освоения образовательной программы, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и мнения родителей. В Учебном плане детей с ограничениями в здоровье обязательным элементом является коррекционно-развивающая область. Новый образовательный стандарт имеет четыре варианта. Первые два относятся к цензовому уровню, т.е. в ходе обучения по этим вариантам стандарта обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья. Вторые два варианта стандарта предназначены для обучения детей, которые в силу особенностей здоровья не могут освоить учебную программу. Обучение в данном случае будет ориентировано в большей степени на развитие жизненной компетенции детей, расширение их жизненного опыта, социальных контактов.
Но по какой программе будет проходить обучение ребенок, имеющий проблемы со здоровьем? Это зависит в первую очередь от родителей. Родители, заметившие особенности в развитии ребенка, перед поступлением в школу могут обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию. Комиссия выдает заключение, в котором указывается рекомендуемая программа, необходимые условия обучения. Заключение комиссии носит рекомендательный характер, выбор остается за родителями ребенка. Родители принимают решение об обучении ребенка в обычном общеобразовательном классе либо в специализированном классе, в общеобразовательной школе либо в специальной образовательной организации.
Источник: Вечерний Первоуральск
http://dislife.ru/articles/view/43224#cut
|