В проекте закона об охране здоровья четко
описана система финансового обеспечения здравоохранения
На вопросы
корреспондента журнала «Коммерсант-Деньги» ответил Сергей Вельмяйкин, директор
правового департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
- Насколько серьезные изменения в
сфере здравоохранения предполагает новый закон об основах охраны здоровья?
- Основная задача, которую мы ставили перед
собой, – осовременить документ, регулирующий взаимоотношения между пациентами,
врачами, медицинскими организациями и государством, который был принят 18 лет
назад еще в рамках действия Конституции РСФСР. Мы, с одной стороны, прописали,
насколько возможно, все процедуры, связанные с выбором врача и медучреждения, с
правами пациента. А с другой стороны – все, что связано с полномочиями, правами
и обязанностями врача, с определенностью его правового статуса, а также того,
что он должен, а чего не должен делать. В этом федеральном законе четко описана
система финансового обеспечения здравоохранения: кто, за что и сколько платит,
на что эти средства должны расходоваться.
- За что будет платить пациент?
Многие усмотрели в статье о платных услугах фактически отказ от бесплатной
медицины.
- Есть программа государственных гарантий
оказания медицинской помощи. Она на самом деле включает в себя практически все
виды медицинской помощи. Там нет, условно, косметологии или зубопротезирования,
и то за исключением определенных случаев. А все то, что входит в программу
гарантий в рамках государственной системы здравоохранения, для пациента было и
будет бесплатно и только бесплатно. Приведу пример. Человеку, гражданину РФ,
необходимо лечение в условиях стационара. Госпитализация для него совершенно
бесплатна, поскольку это предусмотрено обязательным медицинским страхованием и
программой госгарантий. Но возможно, этому пациенту не хочется лежать в
четырехместной палате, хочется в одноместной повышенной комфортности. Это
является дополнительными сервисными услугами и реализуется уже за счет средств
самого пациента.
Другой пример. Человек по каким-либо причинам
хочет получить какую-то медицинскую услугу анонимно. Он не сможет получить ее
анонимно по системе ОМС, поскольку она предполагает идентификацию каждого
пациента и персонифицированный учет платежей за лечение.
Наоборот, мы хотим, чтобы отношения по
предоставлению дополнительных медицинских услуг из сферы «по понятиям» перешли
в сферу «по закону». Отношения по приобретению платных медицинских услуг должны
быть урегулированы законодательно. Никакая медуслуга не бесплатна, даже по
полису, потому что кто-то за нее все равно платит – система ОМС, государство
или сам гражданин. Однако в законопроекте мы прописали те условия, при которых
с гражданина взять деньги не могут ни при каких обстоятельствах. И я уверяю,
этот перечень более чем конкретен. Строго в соответствии с ним и необходимо
действовать.
Именно поэтому в законе есть некоторые на
первый взгляд странные нормы, за которые нас критикуют. Например, норма о
приоритетности бесплатных услуг. Речь идет о том, что нельзя, если есть очередь
из граждан, которым услуга полагается бесплатно в рамках системы ОМС, в эту
очередь заталкивать кого-то за деньги, чтобы он быстрее эту услугу получил.
Впервые этот запрет прописан в официальном документе.
- Зачем потребовалось передавать
полномочия по организации системы ОМС регионам?
- Ощущение, что мы этим законом как бы
отталкиваем систему здравоохранения от муниципального уровня в сторону
регионов, ложное. У нас очень разные регионы – и с учетом географии, и с точки
зрения оснащенности кадровой и технологической. Где-то не хватает врачей одной
специальности, а с оборудованием получше, а где-то с оборудованием плохо, но
врачей хватает, где-то нет ни того ни другого. Вот хватать должно везде всего.
Мы рассчитываем на то, что программы модернизации, которые в 2011- 2012 годах
будут проведены в регионах, эту разницу в значительной степени устранят. На это
мы сейчас направляем 460 млрд руб. А затем мы, по сути, предоставляем региону
возможность самому решить, каким образом ему лучше организовать оказание
медпомощи – закрепить все полномочия у себя либо делегировать их
муниципалитетам. Поэтому где-то здравоохранение останется, как и было, на
муниципальном уровне, где-то оно будет передано на уровень регионов, но только
с точки зрения организации.
Единственным обязательным требованием
является повышение доступности медицинских услуг надлежащего качества для
граждан вне зависимости от того, где они живут или работают.
- Хорошо. Предположим, больницу можно
построить, а где взять врачей?
- Мы предполагаем целую систему шагов по
реформированию системы медицинского образования. Например, это более широкое
использование системы так называемого целевого набора, когда человека обучают
при условии, что он вернется в ту точку, откуда приехал на учебу, и будет там
работать по специальности. То есть если тебя государство бесплатно выучило, ты
уж, будь добр, поработай какое-нибудь время на это самое государство. Если хотите,
это похоже на существовавшую ранее систему распределения кадров.
- Что в итоге изменится для
потребителей медицинских услуг?
- С точки зрения организации, с точки зрения
привычного для пациента уклада получения медицинских услуг не должно измениться
ничего. Измениться должна не форма, а ее качество, если хотите. Должна
уменьшиться очередь к доктору, сократиться время ожидания необходимого
исследования. В перспективе мы надеемся, что в результате изменения системы
подготовки кадров улучшатся и качество медицинского обслуживания, и его
культура. Хотя очевидно, что это длительный процесс.
- А кто будет контролировать качество
этих услуг?
- Росздравнадзор. Вдумайтесь, по действующему
законодательству он даже не включен в список органов, которые допущены к врачебной
тайне. Необходимо понимать, что врачебной тайной является уже то, что человек
зашел в поликлинику, а уж тем более то, к какому специалисту он обратился и по
какому поводу. В условиях, когда контролирующий орган не вправе получать эту
информацию от медицинского учреждения, сложно говорить о действенной,
эффективной системе контроля. Законопроект устраняет этот пробел – детально
описывает полномочия контрольного органа. Параллельно мы будем запускать закон
«О страховании пациентов от врачебной ошибки». В соответствии с ним контроль
будут осуществлять также страховые организации.
- Когда это заработает?
- Страхование врачебной ошибки – с 2013 года.
Но вначале в 2012 году вступит в силу закон об основах охраны здоровья, который
находится на рассмотрении в правительстве, и будут реализованы региональные
программы модернизации здравоохранения.
Источник: Минздравсоцразвития
http://www.help-patient.ru/news/
|