В Новосибирске разрабатывают уникальные
формы работы с детьми-инвалидами
|
|
|
\Итоги
первого года работы подводят в эти дни в Лекотеке - службе психологического,
социально-педагогического сопровождения и специальной педагогической помощи
семьям, где есть дети с проблемами в развитии. Эта «первая ласточка» в
Новосибирске среди подобных служб была учреждена в рамках проекта «Первые
ступеньки к развитию» по гранту Фонда поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Специалисты
Лекотеки - педагог-психолог, логопед, дефектолог, арт-терапевт, совместно с
родителями, в процессе игры, создают благоприятные условия для развития
личности ребенка и социальной адаптации семьи в целом. Совместные занятия
ребёнка, его родителей и специалистов не только помогают развивать способности
малыша, но и обучают родителей приемам реабилитации.
С помощью
арт-терапии, к примеру, происходит процесс вживания ребёнка в сюжет, ролевую
структуру сказки, которая выстраивается для каждого индивидуально. Таким
образом, можно работать со страхами, корректировать постановку звуков,
развивать навыки коммуникации и речи. Во время игры часто возникают
нео¬жиданные, смешные ситуации. Это вы-зывает искреннюю радость и у детей, и у
родителей. Непринужденная веселая ат¬мосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь,
позволяет родителям проявить к нему больше внимания, любви и заботы в процессе
общения. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.
Игры, сказки,
развивающие игрушки, ростовые куклы, музыка и лепка из соленого теста - всё
направлено в Лекотеке на то, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями
здоровья получил должное развитие. «Реабилитация проходит в форме
индивидуальных и групповых занятий, на которых могут присутствовать и активно
включаться в игру родители, члены семьи ребенка, друзья и знакомые, - в ходе
экскурсии рассказала психолог Анна Сергеевна Фомина, - Для развития сенсорной
сферы мы используем куклы-перчатки, музыкальные инструменты, колокольчики,
бубенчики, стол для песка, стол для снега и воды». Если взять простой тазик с
водой, налить в него пену для ванн и подуть в трубочку, можно выдуть большой «замок»,
создать «морскую пену» и даже «снег». Ребенок сможет потрогать пену, услышать
шуршание пузырьков, хлопнуть в ладоши и увидеть, как они разлетаются по
комнате, в общем, удивиться и обрадоваться. За этим нехитрым действием стоит
сложный процесс развития тактильной чувствительности и эмоциональной сферы
ребенка.
Маленькая
Александра на занятии с психологом так увлеченно познавала окружающий мир!
Диагноз ДЦП и задержка развития, поставленный Саше в раннем возрасте, заставил
бросить все усилия семьи на помощь ребенку. На первых занятиях с Сашенькой
перед психологом стояла задача вызвать эмоциональный отклик, положительный
настрой на совместную деятельность. Достижением становится момент, когда
ребенок заговорит, ответит улыбкой или жестом. С помощью сыпучих материалов,
обыкновенной манной крупы, можно снять напряжение с детских пальчиков, научить
малыша рисовать линии, круги, первые буквы. У Сашеньки тоже скоро все
получится, - не сомневаются и педагоги, и родители.
Очень важно
включить в процесс реабилитации близкое окружение ребенка. Ольга Юрьевна
Пискун, методист Лекотеки, особо отметила: «Главная наша задача -
психолого-педагогическая поддержка семей. Многие родители находятся в
стрессовом состоянии - им отказали все и что будет дальше неизвестно». Родители
заинтересованы в игровом взаимодействии с ребенком, но им не хватает опыта и
знаний. Очень важно, на раннем этапе провести диагностику, наметить путь,
поддержать семью, начать что-то делать. В Лекотеке существует информационный
ресурс в виде книг, видеокассет, электронной библиотеки, методических
рекомендаций, образцов игрушек, аудиозаписей пения птиц, классической музыки.
Подводя итоги
первого года работы Лекотеки, Ольга Юрьевна отметила, что за это время прошли
реабилитацию 42 семьи, были организованы консультации для родителей,
интегративные занятия, тренинги, общие собрания родителей. В планах организация
клуба родителей с детьми. Пожалуй, главная удача, позволяющая обсуждать первые
победы и дальнейшие перспективы, - это сплоченная команда молодых, увлеченных,
неравнодушных специалистов. Они все время в движении: ищут новые формы общения
с детьми, придумывают игры, сказки, передают ребенка из рук в руки, готовы
поддержать, подхватить, возродить ту искорку надежды, которая позволяет
родителям бороться за своего малыша до конца.
- Мы часто говорим
об интеграции, воспитании толерантности,- подняла еще одну проблему Елена
Григорьевна Зорина, заведующая организационно-методическим отделением МБУ
«Комплексный центр социального обслуживания населения» Ленинского района, - При
этом, часто здоровые дети гораздо легче принимают в общение детей-инвалидов,
чем их взрослые родители. У взрослых сильны стереотипы неприятия, недоверия к
семьям с особыми детьми. Необходимо, чтобы здоровые люди, здоровые дети умели общаться
с теми, кто имеет меньше возможностей, чем они.
Для эффективной
помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями нужно поддерживать
семью, где ребенок получает любовь и понимание даже при его патологии. На это должна
быть ориентирована и законодательная, и юридическая, и экономическая, и
психологическая поддержка. Нормализация жизни ребенка и семьи через создание
условий для развития малыша - задача, которая решается в таких центрах как
Лекотека.
Источник: sibkray.ru
http://www.dislife.ru/news/theme/11335
|