15.01.2011
18:44 | Глухих.нет
- Информационный сайт глухих и слабослышащих
С 17 января 2011 года в Вычегодской специальной
коррекционной школе-интернате для глухих детей начнутся обучающие курсы по
обучению владением одним из методов коммуникации с глухими детьми - русским
жестовым языком (РЖЯ). Курсы рассчитаны на педагогов школы: учителей и
воспитателей, объединенных в две группы по 8 человек.
В круг задач курсовой подготовки педагогов входит формирование знаний о
структуре жеста, его морфологии и синтаксисе жестового языка, лексике, о
выразительных средствах жестового языка.
Ведущий курсов в Вычегодской школе, специалист-сурдопереводчик Архангельского
регионального отделения Всероссийского общества глухих Лариса Ляпкасова,
на своих занятиях определит роль жестового языка, как средства общения в
социуме неслышащих, средства мышления и хранения информации неслышащими
учащимися.
Такие же курсы для педагогов школ состоятся и на базе школы № 5 города
Архангельска (ведущая Светлана Ватага) и на базе школы № 21 города
Северодвинска (ведущая Жанна Аверинская)
Курсовая подготовка по обучению коммуникациями посредством РЖЯ пройдет в школах
Архангельска, Северодвинска и п.Вычегодский с января по март 2011 года.
Предполагается, что в результате курсовой подготовки у педагогов сформируется
умение перевода с жестового языка на словесный и обратный перевод при работе с
глухими и слабослышащими учащимися.
Необходимость проведения курсовой подготовки педагогов школ, где обучаются
глухие дети, вызвана тем, что в настоящее время большинство педагогов и сурдопедагогов,
работающих с такими детьми не обладают методиками коммуникаций посредством РЖЯ.
Уровень владения жестовым языком у значительной части членов педагогических
коллективов школ остается неудовлетворительным, а, поскольку владение словесной
речью неслышащих детей весьма относительно, то и сотрудничество, равноправное
речевое партнерство между ними проблематично. Неумение сурдопедагога понять
детские высказывания приводит к выпадению из диалога самого ребенка с его
мыслями и знаниями.
Конвенция ООН "О правах инвалидов", подписанная Российской
Федерацией, предполагает право глухих обучаться в образовательных учреждениях с
использование жестового языка. А ее ратификация будет означать, что такое право
из разряда рекомендации перейдет в обязанность государства обеспечить право
обучения посредством языка жестов для глухих, которые будут иметь выбор -
получать образовательные услуги посредством устной речи, либо посредством
жестового языка.
Позиция Всемирной федерации глухих (ВФГ) так же однозначна в том, что
абилитация неслышащих немыслима без использования жестового языка.
Педагогическая комиссия ВФГ рекомендует изучать жестовый язык в школе как
обязательный предмет и в семье использовать как средство общения, воспитания и
обучения.
Обучающие курсы РЖЯ пройдут в школах Архангельской области в рамках партнерства
между Архангельским региональным отделением ВОГ и образовательными
учреждениями, где обучаются глухие дети при финансовой поддержке фонда
"Акция-человек" (Германия) в рамках проекта "Совершенствование
системы обучения и социальной поддержки глухих детей в Архангельской
области".
Международный социальный проект направлен на обмен опытом между учреждениями
земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия) и Архангельской области (Россия). Данный
проект направлен на помощь глухим детям, проживающим в Архангельской области,
для более их эффективной социальной реабилитации и обучению в образовательных
учреждениях области.
В рамах проекта уже состоялось две стажировки специалистов из образовательных
учреждений Архангельской области и специалистов сурдоцентра, которые проходили
на базе специальной школы для глухих и слабослышащих детей, расположенной в
г.Шлезвиг (Германия), выполняющей роль ресурсного центра для всех
государственных школ земли Шлезвиг-Гольштейн, где совместно (инклюзивно)
обучаются глухие и слабослышащие дети.
Специалисты из Германии весной 2010 года приезжали в Архангельск, и принимали
участие в международной конференции "Социальная поддержка семей имеющих
детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях семейного воспитания и
интегрированного обучения":
Источник: CIVITAS
http://www.gluxix.net/index.php/deafnews/smi-about-deaf/2786-2011-01-15-15-52-38
|