Каждый
год старейший спортивный вуз России - Московская государственная академия
физической культуры, которой нынче 80 лет, выпускает 60 тренеров и
преподавателей адаптивной физкультуры. Ждут ли их в школах, где есть
инклюзивное образование?
- Палка - влево, палка - вправо, шаг вперед, шаг
назад! А теперь - упражнения с тремогантелями, - командует доцент кафедры
адаптивной физкультуры академии Нонна Цицкишвили.
Идет занятие в тренажерном зале. Тремогантели в свое время были
придуманы и изготовлены преподавателем вуза Владимиром Дмитриевым. Необычные
гантели напоминают маленькие костыли на упругой пружине: уперся -
"костыль" сжался, мышца получила нагрузку. Для детей с церебральным
параличом это единственный способ сохранить хоть какие-то движения непослушных
рук. Кроме гантелей у Дмитриева еще 300 изобретений.
Студентам тренерского факультета, которые специализируются по программе
"адаптивная физкультура", обо всем этом подробно рассказывают и
обучают методике работы с больными людьми. Им ведь мало просто показать
упражнение ученикам, надо еще и доходчиво объяснить, как именно его сделать.
- Не меньше двух недель уходит на то, чтобы ребенок с ДЦП понял, каким
образом выполнять упражнение, - за двадцать лет работы с такими детьми педагог
Цицкишвили накопила большой опыт. - Кстати, отличные результаты дает
иппотерапия - лечение верховой ездой. Я видела, как после занятий дети с ДЦП
ходили в течение двух минут! Это потрясающий результат.
У детей с синдромом Дауна и аутистов - другая особенность. Они часто
бывают физически сильными, но заставить их что-то делать почти невозможно. Все
занятия - лишь в виде игры. Тут от тренера требуется не столько отличная
физическая форма, сколько педагогическое мастерство. Так что Макаренко и
Сухомлинского для преподавателей физкультуры никто не отменяет.
- У нас защищалась прекрасная дипломная работа о том, как заниматься
физкультурой с детьми с синдромом Дауна. Разработана эффективная методика
твист-терапии, основанной на вращательных движениях, методика реабилитации
дошкольников и младших школьников с ДЦП, - говорит завкафедрой
физкультурно-оздоровительных технологий Анатолий Чубуков. Он заслуженный тренер
России и воспитал пять победителей Паралимпийских игр. В необходимости того,
что с больными детьми надо заниматься физкультурой, у него сомнений нет.
- В каждой школе должны быть преподаватели адаптивной физкультуры, а
классы, где есть ученики-инвалиды, надо делить на группы. Может, стоит делать
одну группу адаптивной физкультуры в параллели или объединять учеников из
нескольких классов, - предлагает Чубуков. - Чем меньше учеников в группе - тем
лучше. И одного занятия в день недостаточно. Нужно по крайней мере, два. На
первом ученику объясняют, что он должен сделать, на втором он пробует выполнить
упражнение самостоятельно. Первокурсник МГАФКа Женя Шевченко из учительской
семьи. Мама - преподаватель русского языка и литературы лицея Тольятти. Готов
ли он работать с детьми-инвалидами?
- Я хочу открыть спортивную школу, где могли бы заниматься все дети - и
больные и здоровые, - мечтает он. - Если начать свое дело не получится, могу пойти
в государственную школу. Но только если там будут нормальные отношения среди
учителей. А то я на маму насмотрелся...
А вот пятикурсник Миша Колесняк уже ведет спортивный кружок в
подмосковном Железнодорожном. И не для больных, а для здоровых детишек.
- Я хочу работать с теми, кому нужна адаптивная физкультура, -
рассказывает студент, - только свободных ставок нет даже для учителей обычной
физкультуры.
Еще одна студентка тренерского факультета - Татьяна - тоже против школы
ничего не имеет. Но знает, что мест там нет, и потому одновременно учится в
медицинском колледже - хочет пойти в больницу тренером ЛФК. А туда без
медицинского образования не берут. Днем Таня учится в академии, а вечером - в
колледже. По выходным делает домашние задания, пишет рефераты и готовится к
экзаменам. Иначе, говорит, останусь без работы.
Вообще странная ситуация сложилась с выпускниками такой дефицитной
специальности. В больницы и поликлиники кадры из спортивных вузов берут сейчас
неохотно, предпочитая выпускников с медицинским образованием. В школах
преподавателей адаптивной физкультуры тоже пока не ждут. Штатным расписанием
они не предусмотрены, хотя потребность в них есть. Даже в тех учебных
заведениях, где нет пока "особых" детей, уже задумываются, как и кто
их мог бы учить? Но есть одна закавыка - переход на новые принципы
финансирования в системе образования не предполагает увеличение штатов.
Наоборот, чем меньше педагогов и больше учеников, тем больше будет зарплата.
Может быть, достаточно одного педагога на две-три школы? Или необходимо
предусмотреть для учителей доплаты, причем независимо от числа учеников? И,
может, стоит обычных преподавателей физкультуры отправлять на курсы при
специализированных кафедрах? Ведь ясно, что "особенных" детей в
школах с каждым годом будет все больше.
Без ограниченных возможностей
Сейчас в России живет 500 тысяч детей-инвалидов, а через десять лет, по
некоторым прогнозам, их будет 1 миллион. Инклюзивное образование есть во многих
российских учебных заведениях. В Москве это, к примеру, центр образования N
1447, школа N 1961. Всего таких школ в столице уже более 200.
Если в первые годы введения инклюзива в школах было по 3-4
"особенных" ученика, то сейчас их может быть 10-12. А родители детей
с ограниченными физическими возможностями уже мечтают отдать ребенка не в
коррекционную, а в обычную школу. Только, к сожалению. о тремогантелях и
твист-терапии учителя там вряд ли слышали.
В России, к слову, 13 спортивных вузов. Во всех есть кафедры адаптивной
физкультуры. Кроме того, специализацию можно получить в педагогических
университетах и институтах. В этом году и в Тамбовском госуниверситете появится
новая учебная специальность "Адаптивная физическая культура и спорт".
Мнение
Марина Мельтюхова, завуч школы N 1961, Москва:
- У нас два инклюзивных класса "Особый ребенок", где учатся
по пять детей с разными диагнозами, в том числе есть и аутисты. Один занимается
физкультурой отдельно, второй - вместе с детьми из класса компенсирующего
обучения. Мы и хотели бы взять на работу специалиста, который знает методику
преподавания физкультуры детям с синдромом Дауна, аутистам, понимает, как с
помощью упражнений можно улучшить состояние здоровья ребенка с ДЦП. Но все
упирается в финансовые возможности. При переходе на новые системы оплаты труда
учителя классов, где учатся "особые дети" и так будут в трудной
ситуации. На пять учеников - два специалиста: учитель и педагог сопровождения.
А если будет три?
Наталья Кремнева, главный редактор журнала для слепоглухих:
- У меня "синдром Ушера", при этом заболевании падает зрение
и снижается слух. Тем не менее я закончила исторический факультет МГУ. Сначала
училась в обычной школе, потом - в школе для слабослышащих N 30 в Сокольниках.
Физкультура там велась очень хорошо. Но я, к сожалению, в то время всячески
"отбивалась" от уроков физкультуры. Сейчас понимаю, как важны были
эти занятия. Я убеждена, что заниматься физкультурой с инвалидами должны только
серьезно подготовленные люди, знающие проблемы детей с разными диагнозами.
Ирина Ивойлова
Источник: rg.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/13902/#more
|