Учитель с доставкой на дом
|
|
|
Для инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья дистанционное обучение зачастую является единственно доступным
способом получения знаний и возможностью социализироваться. Для них столичные
власти создали специализированную систему дистанционного образования.
На расстоянии
Московские власти не только внедряют удаленные
методики обучения и готовят специализированных педагогов, но и стремятся
интегрировать их в общую образовательную систему, предоставляя детям и их
родителям возможность выбирать свой путь получения образования в условиях
безбарьерной среды.
Дистанционное образование считается очень эффективным
при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Главным образом эффективность достигается за счет индивидуализации такого
обучения. Каждый учащийся занимается по удобному для него расписанию и в
комфортном для него темпе, каждый может учиться столько, сколько ему лично
необходимо или рекомендовано врачами для освоения той или иной дисциплины.
Например, если ребенок не может в силу своих
ограничений писать карандашом или ручкой, то он может набирать текст на
компьютере с помощью специальных приспособлений. Если он не в состоянии
приехать на конкурс или свое выступление, например, на концерте в силу
обострения заболевания и т. п., то с помощью родителей сможет записать видео со
своим выступлением и поместить его на сайте, куда имеют доступ остальные
ученики, учителя и родители. А дальше, например, как в Youtube, можно проголосовать,
оставить отзыв, отправить ссылку друзьям и т. п. "Аналогичная ситуация с
выставками рисунков, фотографий, демонстрацией собственных мультфильмов, клипов
на собственную музыку и т. п.", - рассказывают специалисты Центра
образования "Технологии обучения" (специализируется на дистанционном
обучении).
Так, на сайте ЦО "Технологии обучения"
размещены сотни детских работ. Причем не только учащихся этой школы, но и детей
со всей страны. Они обсуждают в сети работы друг друга, советуются по поводу
выполнения домашнего задания, вместе готовятся к праздникам, делают проекты,
участвуют в конкурсах. То есть взаимодействуют в рамках комфортного и понятного
им информационного пространства. Таким образом, учащиеся получают возможности
для полноценной социализации, а некоторые обретают новый смысл жизни. Что
касается обучения, то оно проводится на базе более чем 300 дистанционных
курсов, размещенных в системе электронного дистанционного обучения ЦО. В
2010-2011 учебном году в центре образования "Технологии обучения" получили
общее образование 227 учащихся с 1-го по 11-й класс, дополнительное образование
- 498 учащихся. В настоящее время с помощью разработанных в центре образования
"Технологии обучения" ресурсов проходит обучение более 5 тыс.
детей-инвалидов из 70 субъектов Российской Федерации.
Правовое поле
В масштабах Москвы всего около 1 тыс. детей-инвалидов,
находящихся на надомном обучении, получают знания дистанционно по программам
основного и дополнительного образования. До конца года городские власти
планируется создать дополнительно около 300 компьютеризированных рабочих мест
для дистанционного образования детей-инвалидов на сумму 108 млн рублей.
Специалисты Московского института открытого образования и Центра информационных
технологий и учебного оборудования провели курсы повышения квалификации по организации
дистанционного обучения детей-инвалидов для более чем 1,5 тыс. слушателей. Тем
не менее педагогов по-прежнему не хватает.
Основная проблема кадрового дефицита - в отсутствии
требований по подготовке такого рода учителей, по повышению их квалификации.
Дистанционные технологии должны войти в государственные программы по подготовке
новых учителей для педагогических вузов как часть учебного процесса.
До сих пор не решены некоторые вопросы правового
регулирования информационной безопасности в дистанционном образовании для детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Образовательное
учреждение, которое использует данные таких детей, должно защищать эту
информацию на очень высоком уровне как при ее хранении, так и при передаче. Для
этого на законодательном уровне должны быть приняты регламенты об
информационных ресурсах, используемых в дистанционном образовании.
Главная особенность дистанционного образования для
инвалидов, о которой часто забывают, предполагает последовательную работу, цель
которой - успешно адаптировать ребенка с ограниченными возможностями в
современном мире к дальнейшей жизни. По словам координатора образовательных
программ общественной организации инвалидов "Перспектива" Павла
Обиуха, отчасти поэтому нецелесообразно вводить систему образования на дому как
основной способ обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов.
Если одной из основных задач инклюзии можно считать
включение таких детей в полноценную жизнь общества, то дистанционное обучение,
наоборот, в большей степени способно провоцировать сегрегацию. "Как
дополнительная мера в ряде случаев, например болезнь ребенка или что-то в этом
роде, оно, конечно, должно и может быть. Но это не панацея от всех бед",-
говорит эксперт.
Василий Андреев
Источник: http://www.kommersant.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/16466/#more
|