Трудоустройство инвалидов:
расходы, которые могут стать доходами
|
|
|
Несмотря на сложное положение с трудоустройством
инвалидов в России, все-таки можно говорить о том, что в этом направлении
происходят определенные подвижки. Во всяком случае, внимание на их проблемы
сейчас обращают как общественные организации, так и государственные органы.
Этому способствовало изменение взглядов на роль инвалидов. Об этом рассуждает
главный эксперт экспертно-аналитического отдела Центра по связям с
общественностью и СМИ ТПП РФ Елена Янчук.
Два года тому назад на встрече, посвященной социальной
реабилитации и созданию безбарьерной среды для инвалидов, об этой перемене
говорил Дмитрий Медведев: «К сожалению, в прежние годы, что нашло свое
отражение, конечно, в нашем трудовом законодательстве, в законодательстве о
социальном обеспечении, представления были такие: люди с ограничениями по
здоровью, инвалиды не должны трудиться. Это как бы общая парадигма
законодательства. А это совсем не так, как раз ситуация прямо противоположная».
Распоряжением правительства Российской Федерации в
2012 году была утверждена новая редакция государственной программы «Доступная
среда» на 2011–2015 годы. Ее целями стали формирование к 2016 году условий для
беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных
сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения,
совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и
государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции
инвалидов в общество.
С 2011 года в рамках этой программы осуществляется
поддержка планов общественных организаций по содействию трудоустройству
инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению
доступности рабочих мест с общим объемом финансирования 628,45 млн рублей. Из
них на 2011 год был запланировано 67,83 млн рублей, на 2012 год – 93,53 млн, на
2013 год – 124,36 млн, на 2014 год – 156,23 млн рублей. В 2015 году
предполагается потратить 186,50 млн рублей.
Но помощь со стороны государства не ограничивается
простым финансированием специальных программ. Происходят изменения и на
законодательном уровне. Одним из примеров можно считать проект о внесении
изменений в статью 21 закона о социальной защите инвалидов в Российской
Федерации. Авторы этого документа предлагают установить квоту рабочих мест для
инвалидов и в небольших компаниях с численностью занятых от 35 до 100 человек в
размере до 3% от списочного состава.
Если представители общественности к такому предложению
относятся в высшей степени положительно, то в предпринимательских кругах оно
воспринимается неоднозначно. И речь идет совсем не о том, в какую сторону
округлять дробные показатели, полученные в результате арифметических действий
по подсчету квот, хоть и этот вопрос до конца не прояснен.
Куда существеннее выглядит аргумент о затратах,
необходимых для реализации этого предложения. Действующими в России санитарными
нормами предусмотрены особые требования к рабочим местам для инвалидов. Для
того, чтобы оборудовать их соответствующим образом, требуются серьезные
финансовые вложения. И если крупным предприятиям проще заплатить штраф, чем
заниматься соответствующей подготовкой, то организации малого бизнеса и в том и
в другом случае могут понести критически важные денежные потери.
Однако здесь предприниматели могут рассчитывать на
господдержку. В 2013 году на оборудование 14 200 рабочих мест для инвалидов из
федерального бюджета выделено 792 млн рублей. Обустройство одного места
обходится госбюджету в среднем в 66 200 рублей, но к этому смело можно
прибавить и средства, которые выделяют регионы.
Следует заметить, что трудоустройство инвалидов – это
не благотворительность. Они могут стать настоящей находкой для своего
работодателя. Уровень их образования достаточно высок. Более 61,6% инвалидов
имеют профессиональное образование, из них высшее получили 14,7%, а среднее –
46,9%.
Правда, инвалидов можно привлекать далеко не на все
работы. Эти ограничения тоже прописаны в действующем законодательстве. И если
определять квоты от общей списочной численности, получается, что часть
организаций просто не сможет работать без нарушений.
В качестве выхода из сложившейся ситуации при
доработке законопроекта предлагается предусмотреть такие критерии
дифференциации труда, как отраслевая принадлежность работодателя и характер
условий труда. В том случае, если они не позволяют привлекать к работе граждан,
имеющих ограниченную способность к трудовой деятельности, при расчете
количества рабочих мест для приема на работу инвалидов надо уменьшать
среднесписочную численность работников на количество рабочих мест с тяжелыми и
вредными условиями труда, подтвержденное результатами аттестации рабочих мест.
Логика такого предложения понятна, а вот будут ли эти
аргументы услышаны законодателями – покажет время. Важнее здесь другое. Такие
дискуссии лишний раз подтверждают: мысль о том, что инвалиды должны иметь такое
же право на труд, как и другие граждане, встречает активную поддержку в нашем
обществе.
Станислав Козак
Источник: www.tpp-inform.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/24679/#morehttp://www.dislife.ru/flow/theme/24679/#morehttp://www.dislife.ru/flow/theme/24679/#more
|