http://www.dislife.ru/upload/userfiles/2013_09_30/3df7123b380d3a2f857203663fd2fa9f.jpg
Как работать
человеку с инвалидностью
О том, нужно ли знать язык жестов, чтобы постричься у
слабослышащего парикмахера, мешает ли инвалидность по слуху в работе и каково
быть социальным предпринимателем в столице, владельцы парикмахерской Nadin, все
сотрудники которой слабослышащие, рассказали специальному корреспонденту
Инне Финочке.
Парикмахерская и салон красоты Nadin, все сотрудники
которой слабослышащие, работает в Москве больше года. О том, нужно ли знать
язык жестов, чтобы постричься у слабослышащего парикмахера, мешает ли
инвалидность по слуху в работе и каково быть социальным предпринимателем в
столице, владельцы парикмахерской рассказали специальному корреспонденту
Инне Финочке.
Международный день глухих отмечается ежегодно в
последнее воскресенье сентября. Он был установлен в память о создании в 1951
году Всемирной федерации глухих. Это одна из старейших международных
организаций людей с ограниченными возможностями, она объединяет около 70
миллионов глухих людей из 123 стран мира. По статистике, нарушением слуха
страдает каждый девятый человек в мире.
Клиенты поначалу смущались
Nadin — чуть ли не единственный салон красоты в
Москве, который на деле доказывает, что инвалидность не должна быть
препятствием в работе. Всего в Москве работают более тысячи парикмахерских и
салонов красоты, при этом только здесь, на первом этаже одного из жилых домов
недалеко от станции метро "Речной вокзал", слабослышащие мастера
действительно работают на равных условиях.
"Работодатель в России все же предпочитает
нанимать сотрудников без инвалидности. Так понятнее, а значит, проще. Если на
работу и берут человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то на
деле выходит, что тот попадает под прессинг коллег. Так получилось и с Надеждой
Шараповой, супругой Кирилла, у которой был опыт работы в обычной
парикмахерской. Общий стаж работы у нее превысил 15 лет.
"Клиенты смущались и просили слышащего
парикмахера, да и коллеги часто уводили клиентов", — вспоминает Надежда.
Ей чаще доставались сложные, но недорогие стрижки. В
итоге пришлось перейти на надомную работу. А так как работать Надежде
нравилось, при этом она участвовала в конкурсах и училась на курсах
профессионального мастерства, то зародившаяся идея открыть собственную
парикмахерскую, где не будет дискриминации, только ждала своего часа.
В своем деле выходные надо заработать
До того, как открыть собственное дело, Васильев
занимался проектированием аппаратов для пищевой промышленности. "Попал под
третью волну сокращений в 2008 году. Нас до последнего не сокращали, но потом,
когда окончательно стало понятно, что спокойно сидеть за компьютером и
заниматься творчеством не получится, мы с женой стали думать, как осуществить
ее идею и открыть свою парикмахерскую", — рассказывает Кирилл.
Предпринимательского азарта он за собой раньше не
наблюдал и сейчас сомневается, что он есть, однако с горящими глазами
рассказывает, как все начиналось и как сейчас приходится справляться с
трудностями.
http://www.dislife.ru/upload/userfiles/2013_09_30/c6dfb915377aa6b81d295ca9dc718c8e.jpg
Стойка администратора в социально-ориентированном
салоне-парикмахерской "Надин", в котором работают слабослышащие
мастера
"Идея что-то свое сделать была, но далекая какая-то.
Не было пинка, который бы заставил крутиться. Зато когда закрутилось, сразу
стало понятно, что о той спокойной жизни придется забыть. Свободного времени
нет, выходные надо заработать", — рассказывает Васильев.
Первую парикмахерскую супруги открыли в 2009 году — на
собственные сбережения взяли помещение в аренду по коммерческой ставке. Тогда,
по их словам, обожглись. Молодых предпринимателей с помощью хитро составленного
договора в момент на основании закона лишили помещения.
После этого, благодаря выигранному гранту в фонде
региональных социальных программ "Наше будущее", супругам удалось
получить беспроцентный заем. Как социальным предпринимателям им выделили ссуду
в миллион рублей сроком на два года.
Снова началась эпопея с поиском помещения. Нашли —
помог департамент имущества Москвы. На общих основаниях удалось арендовать
помещение в спальном районе столицы. Дальше снова нужно было заказывать
оборудование, нанимать мастеров, договариваться с поставщиками — этим по
большей части занималась Надежда. Ее муж взял на себя решение капитальных
вопросов — аренда, ремонт, реклама заведения и общение с чиновниками, не все из
которых знакомы с жестовым языком. "Я — голова, а моя жена — шея", —
смеется Кирилл.
http://www.dislife.ru/upload/userfiles/2013_09_30/498baf35cc68388f32aa1c1895eff1f3.jpg
Мастер-стилист Надежда Шарапова во время стрижки в
салоне-парикмахерской "Надин"
На работу в Nadin принципиально берут только
слабослышащих мастеров. Но их, по словам Кирилла, не так просто найти. Что
странно, потому что парикмахерскому искусству слабослышащих людей в России
обучают, только после обучения они, как правило, нигде не работают. С какой
целью учат, если возможности работать на равных условиях нет — вопрос
отдельный. "Они приходят такие неподготовленные, что непонятно, чему там
учат", — сетует Кирилл.
Так как рук не хватает, ему самому пришлось пойти
учиться на парикмахера. "День на день не приходится — то вал людей, а то
полное затишье. Но крутимся пока, нам бы 3 года продержаться, тогда обычно уже
понятно, живет дело дальше или нет", — говорит он.
Как, вы еще не закрылись?
Несмотря на то, что ценник в салоне чуть выше, чем в
социальных парикмахерских, но почти в два раза ниже, чем в остальных, многие
люди с инвалидностью все равно не могут себе позволить стричься в Nadin.
Модельная стрижка мужчинам обойдется в среднем в 450 рублей, людям с
инвалидностью будет скидка. Возможно поэтому, к удивлению владельцев салона,
слышащих клиентов, жителей соседних домов, у них больше, чем людей с
инвалидностью по слуху.
http://www.dislife.ru/upload/userfiles/2013_09_30/6e20e481df938b5afcb1dd01112f682b.jpg
Слышащих клиентов в салоне даже больше, чем людей с
инвалидностью по слуху
Чтобы объяснить слабослышащему мастеру, какая стрижка
нужна, не нужно кричать. Нужно говорить четко и не отворачивать лицо — мастер
читает по губам.
"Когда мы только открылись, к нам зашел мужчина и
очень удивился, что мы тут все слабослышащие. Уже год прошел, а он до сих пор
иногда заглядывает и удивляется: "Как, вы еще не закрылись?" Но не
стрижется", — рассказывает Надежда.
У салона есть телефонный номер для sms: сообщения
читает и отвечает на них Надежда, если звонят — отвечает Кирилл. Из всех
сотрудников только он может свободно говорить по телефону с клиентами.
Социальный предприниматель
У стойки регистрации висит диплом "Социальный
предприниматель года", однако в России социальному предпринимателю все
приходится делать наравне с другими представителями бизнеса. Рекламы у салона
практически нет — дорого.
"Я же не могу прийти в департамент по рекламе и
сказать, что я инвалид, поэтому сделайте мне скидку", — говорит Кирилл.
http://www.dislife.ru/upload/userfiles/2013_09_30/4a8474e79b5a7e0d06ec75523d1437e5.jpg
Чтобы объяснить слабослышащему мастеру, какая стрижка
нужна, достаточно говорить четко и не отворачивать лицо — мастер читает по
губам.
Сделали две
вывески у входа, есть реклама на тематических сайтах в сети, плюс сам хозяин
парикмахерской ходил по подъездам и раскладывал по почтовым ящикам листовки.
"Все приходится делать самому. Наверное, если бы
я раньше знал, что так будет, я бы вряд ли ввязался", — говорит он. И тут
же рассказывает, что пытается открыть еще одно свое дело — мини-пекарню, но эта
история пока уперлась в традиционное "приходите завтра" от
чиновников.
Сейчас в Nadin есть не только парикмахерские услуги,
но и возможность сделать маникюр и педикюр. "Нам бы еще немного
расшириться, помещение побольше, рекламы побольше, мы бы тогда и предложить
смогли больше. Надеюсь, так и будет в будущем", — задумчиво говорит
Кирилл.
Инна Финочка
Источник: ria.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/26484/#more
|