Свободное движение к равным возможностям
|
|
|
Когда
говорят о людях с ограниченными возможностями, то подразумевают и тех, кто в
инвалидных колясках. В целом наши города, а тем более села все еще мало
приспособлены для них, несмотря на то, что принята специальная программа по
созданию безбарьерной среды для инвалидов. Вот и приходится некоторые барьеры
преодолевать самостоятельно. И небезуспешно, заодно помогая в этом друзьям по
несчастью.
Так,
вышеупомянутой программой предусмотрено издание в 2012 году пособия по
безбарьерной среде. Это своего рода руководство к действию для различных служб,
участвующих в реализации программы - проектировщиков, строителей... Мозырские
инвалиды-колясочники раньше самостоятельно подготовили и издали такое пособие,
иллюстрированное, с необходимыми пояснениями, и разослали его "куда
надо" - в несколько министерств. Только бы там учли их пожелания.
Еще одну новость
недавно подхватили многие СМИ. Мозырские колясочники первыми в стране и даже на
постсоветском пространстве создали карты доступности для инвалидов. И не только
в масштабах родного города, хотя именно особенности Мозыря подтолкнули авторов
проекта к его реализации. Чего-чего, а барьеров в Мозыре с его редкостным
природным ландшафтом достаточно.
- Идея была
реализована в рамках проекта "Доступная жизнь", и потребовалось для
этого 15 месяцев, - рассказывает руководитель Мозырского объединения
инвалидов-колясочников Евгений Шевко (на снимке). - Составляя карты
доступности, мы пытались позаимствовать опыт цивилизованных стран, но даже с
помощью Интернета ничего подобного не нашли.
Рискну
предположить, что в более цивилизованных странах нет необходимости в создании
подобных карт. Там и без того предусмотрен максимум удобств для людей в
инвалидных колясках.
Чтобы создать
карту доступности Мозыря, пришлось сфотографировать и провести обследование
более 630 самых посещаемых объектов - магазинов, банков, гостиниц, аптек и
предприятий общепита. На каждый была заведена карточка, куда вносились важные
сведения: доступность здания со стороны улицы, ширина входных дверей и высота
порога, наличие пандуса или ступеней, туалета, площадь внутреннего пространства.
После делалось заключение о доступности или недоступности объекта. Люди с
ограниченными возможностями ездили по городу и собирали информацию. В составе
каждой группы экспертов непременно был человек, передвигающийся на инвалидной
коляске. Зато теперь, не выходя из дома, легко узнать, в какие места можно
попасть самостоятельно. Если это сложно или вовсе невозможно, то стоит заранее
побеспокоиться о сопровождающих. Пригодится карта и колясочникам - гостям
города. Им проще будет найти места, где пообедать, купить сувениры или
переночевать. Однако заметим, что в Мозыре таких объектов, как и в стране в
целом, к сожалению, пока не так уж много.
Мозырская карта
доступности представляет собой карту города в электронном виде с обозначенными
на ней объектами. Становится доступнее и мир за пределами города. Автодороги
Брест - Москва и Санкт-Петербург - Киев на территории Беларуси тоже неплохо
изучены на предмет путешествия по ним людей с ограниченными возможностями. На
карте автодорог 176 объектов придорожного сервиса. Есть фото каждого с полной
информацией о приспособленности их для людей в инвалидных колясках. Таким
путешественникам проще будет найти доступные кафе, магазин, гостиницу.
- Относительно
доступные, - уточняет Евгений. - Потому что, проехав сотни километров на
автомобилях и останавливаясь в гостиницах Минска, Борисова, Орши, Могилева,
Барановичей, даже в таких больших городах мы не встретили гостиницы с минимумом
комфорта для людей вроде нас. В Барановичах же, будто в насмешку, вручили счета
с расшифровкой стоимости услуг - душа, туалета. Пришлось объяснять служащим,
что воспользоваться ими мы так и не смогли. К нашим проблемам отнеслись с
пониманием и даже потом прислали письмо, в котором пообещали специально переоборудовать
один номер для колясочников.
В Мозырском
объединении инвалидов-колясочников планируют продолжить, несомненно, нужный и
полезный для многих проект. Карты доступности предполагается пополнить другими
городами и основными автодорогами Беларуси и даже некоторыми заграничными. Есть
задумка провести обследование автодорог, по которым колясочники часто через
Украину направляются до крымского города Саки, где работает специализированный
санаторий для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мир
становится более открытым для всех.
Несправедливо,
чтобы он оставался ограниченным, пусть и для незначительной части людей.
P.S. Карта доступности города Мозыря для инвалидов, а
также карта доступности автодорог Брест - Москва и Санкт-Петербург - Киев (по
территории Беларуси) размещена в Интернете на сайте www.freeway.by.
Любовь Лобан
Источник: gp.by
http://www.dislife.ru/flow/theme/12582/#more
|