Я жму руку Остапу Бендеру, хлопаю по спине Василия Теркина и поднимаюсь на верх в помещении Красноярской краевой специальной библиотеки-центра социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. В тот вечер там проходила библионочь, так что я настроен ничему не удивляться. Тем более что Геннадий Вдовенко и Александр Шушков в костюмах литературных киногероев смотрятся весьма достоверно. Верю!
Библионочь проводится не только для незрячих. Тут много детей из разных школ. В том числе из коррекционных. Да и слабовидящие стараются вернуться домой засветло, а потому это не совсем ночь, это вечер. Акция многообразна и рассчитана на несколько часов. Более чем на десятке в тот вечер проходили мастер-классы, викторины о кино и даже небольшое лазерное шоу и релаксы.
Но мне не до них. Библионочь нынешнего года, года кино, разумеется, посвящена кинематографу. Церемония открытия так и назвалась «Камера. Мотор. Читаем!»
Я знакомлюсь с необычайно увлеченными людьми, с руководителем киногруппы при спецбиблиотеке Александром Дыбиным:
- Сейчас начнется съемка. Мы намерены за час снять игровой ролик по мотивам сказки «По щучьему велению». Я буду сновать по коридору между двух помещений, - предупреждает меня Александр Николаевич. – А вы уж пытайтесь войти в наш ритм и «освещать» нашу деятельность. Дети тут занимаются разные. Есть инвалиды, есть ребята из обычных школ. Все могут себя проявлять в кино с разных сторон. Кто-то играет, кто-то художничает, кто-то придумывает эпизоды к сюжетам, костюмы к ним. Ребята осваивают саму съемку, и, наконец – монтаж и озвучивание! Тут многое ложится на юные плечи Константина Яблокова.
Я вижу спину уходящего гуру детской студии Дыбина и переключаюсь на Константина.
- Я в студии уже несколько лет и теперь, при полной поддержке Александра Николаевича, создаю свою группу из 5-6 ребят-единомышленников. Мы называемся «Moon cinema studio» или «Лунная киностудия». Ну и, само собой, я учусь, вернее заканчиваю среднюю школу и уже закончил музыкальную.
На Костином лице с утонченными чертами диплом с отличием написан «крупными буквами», как у киноперсонажа Шарапова было написано на лбу про 10 классов!
- Да, причем «отлично» и по классу скрипки и фортепиано, - преодолев скромность, признается парнишка. Мы сняли несколько фильмов, четыре или пять. Это игровые и документальные ролики. Они о разном. Я лично особенно ценю кино о нашей реальной жизни.
Тут начинается предсъемочная лихорадка. Суета не вокруг дивана Стругацких, а, как ни странно, вокруг розетки. Выясняется, что в отведенном под кинопавильон помещении, розетки обесточены. Словом, «на съемках, как на съемках!» (Ну, хоть не как на войне). Директор библиотеки Павел Пермяков лично воодушевлял электрика на ликвидацию неисправности.
Съемка идет на автономном запасе энергии камер. Но монитор не включить, участники съемки и посторонние, вроде меня, отснятый материал не видят. Сценарий, на мой взгляд, чуток странноват. Наталья Ерышева читает основной, творчески и с юмором переработанный текст сказки, а реплики персонажей одни и те же. Задумано так, что порой они идут иногда не впопад. У одного это «У меня большие амбиции», у другого «Краше меня только Солнце». Кинодейство напоминает застольное развлечение с прочтением записок из мешка. Но все идет весело, как в Новый год. Стучу костылем по полу и спрашиваю: «Каскадер не нужен? А цензор?»
Александр Елтышев (режиссер): «Только не цензор. Тогда уж каскадер. У нас еще ни один не дожил до конца съемки!»
Киношники веселятся дальше, а я отправляюсь на площадку, где идет разговор о мироощущении незрячих, о городской среде и толерантности. Ведет разговор сотрудник библиотеки Инна Толстихина.
Присутствует много старшеклассников и студентов Красноярского педагогического университета им. Астафьева. Молодым людям предлагают завязать глаза. Почувствовать себя незрячим. И, опять как в кино, «только добровольцы - три шага вперед!» Присутствующие пробуют узнавать привычные предметы на ощупь: ложка, кисточка, вороночка и…клизма! Рассказывают о своих ощущениях от предмета, даже пытаются определить цвет.
Ребята узнают о том, как правильно сопровождать слепого, кто кого берет под руку (что особо отрадно, некоторые это сами уже знают). Они узнают о современных средствах тифлотехники. О книгах с Брайлеской печатью, о принтерах и других приспособлениях спецбиблиотеки. Особый интерес вызвала демонстрация книг с барельефными иллюстрациями ручной работы. Автор представленных иллюстраций Екатерина Жукова прокомментировала особенности их изготовления:
- Основная задача таких книг - максимально точно передать тактильные ощущения от изображаемых на них предметах. Например, вот персонаж из последней книги к юбилею Михаила Шолохова. Откроем страницу с иллюстрацией персонажа романа «Тихий Дон» Аксиньей. Лицо женщины гладкое. Оно из пластика. Костюм из ткани. Коромысло передает на ощупь ощущение, как от дерева, а ведра вырезаны из настоящей жести.
В заключении библионочи состоялось чествование библиоманов, активистов специальной библиотеки. Но, на мой лично взгляд, в таинстве общения человека с книгой нет побежденных и победителей. И главное - библиотеки ждут своих читателей.
Кино до ночи познавал, Сергей Баршай.
Опубликовано в газете «Городские Новости» (г.Красноярск) за 13.мая, 2016г
Фото из архива Красноярской краевой спецбиблиотеки инвалидов по зрению.
|