Детские
сады и школы, где вместе со здоровыми ребятами смогут обучаться дети-инвалиды,
откроются в каждом районе столицы
Закон «Об
образовании», вступающий в силу 1 сентября 2013 года, наконец официально даст
возможность детям-инвалидам получить полноценное образование: в нём отдельной
строкой прописано инклюзивное обучение. В России первая школа, в которой смогли
учиться вместе обычные дети и дети с ограниченными возможностями, появилась в
1991 году в Москве. Сегодня их в столице уже десятки. Как живётся ребятам в
таких школах и какие проблемы пока труднопреодолимы? «Наша Версия» вместе с
московскими педагогами искала ответ на этот вопрос.
На
Западе практика инклюзивного образования существует с 1970-х годов, когда в США
было запущено несколько проектов по расширению доступа к образованию и
интеграции учеников-инвалидов. Позже публикации, посвящённые проблемам
людей с психическими и физическими нарушениями, способствовали популяризации
идей инклюзивного образования.
Ребёнок,
не похожий на других, не должен быть изгоем
Первая в нашей
стране школа, в которой за одну парту сели обычные ребята и дети-инвалиды,
открылась в 1991 году в Москве. С осени 1992 года началась реализация проекта
«Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья» и во всей стране. В
результате в 11 регионах России были созданы экспериментальные площадки по
интегрированному обучению детей-инвалидов. Уже в 2009 году в столице было
оснащено 130 инклюзивных школ, в 2010-м их количество увеличилось до 186 и
продолжает расти с каждым годом.
Люди, отрицательно
отнёсшиеся к инклюзии, обосновывают свою точку зрения психологическими проблемами,
которые могут возникнуть в коллективе. Многие считают, что присутствие в классе
ребёнка-инвалида плохо скажется на психике остальных детей, а ребёнка, не
похожего на других, сделает изгоем и объектом для травли и унижений. Также
много вопросов вызывает и сама организация учебного процесса: детям с
особенными заболеваниями¸ такими как даунизм или аутизм, требуются особые
преподаватели, называемые тьюторами, которые должны помогать ребёнку на уроке
или вести по отдельной программе. И тут же возникают вопросы: откуда взять этих
тьюторов и как сочетать две разные программы одновременно?
Другая проблема
внедрения инклюзивного образования – это оснащение помещений специальным
оборудованием. Например, большинство обычных школ не предназначено для
инвалидов-колясочников, которые не могут даже заехать в класс. К тому же в
школах такого рода должна работать команда квалифицированных врачей и
психологов, чтобы вовремя оказывать необходимую помощь.
Консилиум
решает, в какую группу направить ученика
В поисках ответов
на волнующие родителей вопросы мы отправились в московскую школу № 1321, в
которой обучается более 120 детей с ограниченными возможностями.
«Учебный процесс
организуется у нас проще, чем может показаться, – говорит заместитель директора
школы Наталья Борисова. – Родители, желающие отдать своего ребёнка в нашу
школу, проходят регистрацию в электронном режиме. Потом школьный консилиум,
состоящий из логопедов, клинических и детских психологов, опытных учителей,
решает, в какую образовательную группу определить ребёнка. Специальные группы
могут состоять из четырёх-восьми детей. Кстати, есть дети, которые не являются
инвалидами, но имеют отклонения в развитии. Такие ребята могут обучаться как в
специальной группе, так и в обычном классе в зависимости от тяжести нарушений.
По словам Натальи
Владимировны, отдельных ставок для тьюторов нет, так как это требует
дополнительных финансовых расходов. Так что если ребёнку требуется такой
педагог, то в качестве тьюторов могут выступать преподаватели школы, родители,
если у них есть свободное время, а также специально приглашённые тьюторы.
Заметим: чтобы работать по этой специальности в школе, можно либо пройти
специальные курсы, либо окончить педагогический вуз, в котором имеется кафедра
тьюторского сопровождения образовательной деятельности.
По мнению
педагогов школы № 1321, для продвижения инклюзивного образования необходим
отдельный канал финансирования, поскольку сочетать количество с качеством
специализированной помощи весьма затратное дело. «Для того чтобы определить
ребёнка-инвалида в школу, важно знать все условия, понимать, в какой группе он
будет учиться. Для этого проходят окружную медико-психологическую комиссию,
которая делает медицинское заключение и принимает рекомендательное решение о
дальнейшем обучении ребёнка», – поясняет Наталья Борисова.
Сторонники
инклюзивного образования считают особо важным учитывать тот факт, что смысл подобных
школ состоит не только в том, чтобы дети усвоили материал, но и в том, чтобы
привить ребятам толерантность, способность слушать друг друга и терпимо
относиться к людям с разными возможностями. «К сожалению, жестокими бывают не
только дети, но и взрослые, полагающие, что дети-инвалиды должны быть
изолированы от нормального общества. Зачастую такие суждения высказываются
теми, кто не знает о системе инклюзивного образования и возможностях для
саморазвития и совершенствования, которые предоставляют инклюзивные школы, –
считает заместитель директора школы. – Мы говорим и родителям, и детям, которые
начинают общаться с будущими «особенными» одноклассниками уже на
подготовительных курсах, что все люди равны и имеют одинаковые права. Мы
стараемся донести им, что нужно уметь сочувствовать и проявлять терпение.
Впрочем, в нашу школу в основном поступают те, кто морально готов к работе в
единой команде, состоящей как из здоровых детей, так и из детей-инвалидов».
В
России появится свой Пабло Пинеда?
Возможно, те, кто
отрицательно относится к идее инклюзии, просто не понимают, как устроен этот
проект, набирающий обороты в России. Потому не случайно правительства и страны,
и Москвы стараются привлечь к такой форме обучения общественное внимание
посредством проведения благотворительных акций и конференций, посвящённых
инклюзивному образованию. Российская общественная организация инвалидов (РООИ)
«Перспектива» организовывает семинары и вебинары, тесно сотрудничает с
коллегами за рубежом.
В прошлом году мэр
Москвы Сергей Собянин объявил на финальном концерте в детской школе исскуств
«Надежда», что в столице детские сады и школы, где вместе со здоровыми ребятами
смогут обучаться дети-инвалиды, откроются в каждом районе. По его словам,
задача властей состоит именно в том, чтобы обеспечить каждому ребёнку с
проблемами здоровья то образование, которое ему будет нужно.
Инициативу
продолжают перенимать и регионы: в этом году в Воронежской и Калининградской
областях, Хабаровском крае, республиках Татарстан и Бурятия проходили дни
открытых дверей инклюзивных школ, уличные акции под лозунгом «Дети должны
учиться вместе», инклюзивные фестивали и концерты, семинары для специалистов.
Цифры
социологических опросов обнадёживают – ведь почти половина опрошенных
респондентов согласна с совместным обучением детей с ограниченными
возможностями и здоровых ребят. «Для того чтобы эти цифры росли, необходимы
чёткие механизмы нормативно-правового регулирования процесса инклюзии и
возможность сочетания различных форм получения образования, – считает
уполномоченный по правам ребёнка в городе Москве Евгений Бунимович. – В
Финляндии, практикующей инклюзию уже 15 лет, общий уровень образования не
снизился, в России, где инклюзивное образование только вводится, результаты
гораздо хуже».
Однако не стоит
забывать, что и западные страны долго шли по этому пути. Как знать, может быть,
и в России появится свой Пабло Пинеда? Этот испанский актёр был первым
человеком с синдромом Дауна, который получил высшее образование. В одном из
интервью он признался: «На моё счастье, я рос в культурной семье, с ежедневными
газетами и библиотекой. Запрет культуры – это способ убийства. Родители должны
разговаривать с ребёнком, поскольку злейший враг детей с синдромом Дауна –
тишина».
Цифры и
факты
Опрос
исследовательского центра Superjob.ru, проведённый в Москве в 2012 году,
показал, что более 44% из 1600 респондентов поддерживают инклюзивное
образование. Идею обучать детей-инвалидов в обычных школах поддерживают и люди
зрелого возраста: если среди молодёжи до 24 лет этот показатель составляет 39%,
то среди 35–44-летних – уже 47%. Однако немало и тех, кто выступает против
инклюзии: 26% опрошенных. Респонденты ставят под сомнение успешность такого
обучения: «Здоровые дети будут отставать в развитии и обучении, так как силы педагогов
будут направлены на детей-инвалидов. А по двум программам давать одновременно
один урок, думаю, невозможно», – комментирует свой ответ один из респондентов.
Справка
Официально в
России зарегистрированы 590 тыс. детей с ограниченными возможностями. Из них
545 тыс. имеют инвалидность. В обычных школах учатся лишь 142 тыс., ещё 148
тыс. – в коррекционных классах обычных школ. На надомном обучении находятся 44
тыс. детей. Остальные – в коррекционных школах и интернатах.
В Москве живут 26
тыс. детей-инвалидов. По данным Минобрнауки России, модель инклюзивного
образования внедряется в порядке эксперимента в Москве, Архангельске, Улан-Удэ,
Ухте, Петрозаводске, Томске, Воронеже, Санкт-Петербурге, Хабаровске, республиках
Северного Кавказа.
Дарья Воробьёва
Источник: versia.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/25556/#more
|