Школа паралимпийского резерва
|
|
|
Эта
петербургская школа не похожа на другие даже внешне. Удивляет целый автобусный
парк перед зданием, вход без порогов, два больших лифта и пандус на верхние
этажи. Возле каждого класса громоздится целый набор совсем не школьных вещей -
ходунков, инвалидных колясок, костылей. У каждого приспособления есть свой
маленький владелец - ведь это первая в России школа, где учатся
дети-колясочники
В
ожидании чуда
На прошлой неделе
школа «Динамика» отметила свое 20-летие - она открылась в 1991 году. Тогда школ
для детей-колясочников еще не было нигде в России - таких ребят либо отдавали в
интернаты, либо учили на дому. А в Питере попытались совместить то, что
казалось невозможным: каждый день детей со всего города привозят в школу на
автобусах, чтобы обучать общеобразовательным предметам. И чудеса случаются -
дети, которых в первый класс родители приносили на руках, к выпускному уже
могут сами держаться на ногах, некоторые учатся ходить с костылями, все сдают
ЕГЭ и поступают в вузы. Но за этими «обычными» успехами стоят годы тяжелейшей
ежедневной работы.
...В одном из
физкультурных залов третьеклассники занимаются зарядкой. Всего четыре человека
- двое сидят на матах, двое - в своих колясках. По команде учительницы
школьники передают друг другу мячик. Простейшее для их здоровых сверстников
упражнение дается ученикам с невероятным трудом. У каждого второго из них -
гиперкинез, то есть чрезмерные непроизвольные движения мышц. Со стороны это
выглядит как беспорядочные подергивания рук и всего тела. Так, у Ксюши, сидящей
в специальном кресле, сконструированном на заказ, даже ноги пристегнуты, чтобы
она не свалилась. Передать мячик своему однокласснику для нее - сложнейшая
задача, пальцы не слушаются, руки, кажется, все делают назло - чем больше
девочка концентрируется, пытаясь схватить мяч, тем больше лишних ненужных
движений. К ней тут же подходит помощница воспитателя, берет за руку, помогает
взять игрушку и передать ее соседу. Ксюша благодарно улыбается.
- Вы не
представляете, сколько в этой девочке добра, - говорит заместитель директора по
социальной работе Андрей Тупикин, работающий в «Динамике» уже 18 лет и
получивший от своих воспитанников нежное прозвище «Михалыч». - Она улыбается
всем знакомым и незнакомым. Да, у нее тяжелая форма заболевания, но у нас
бывали разные случаи. Например, один мальчик в школу приехал на коляске.
Передвигаться мог только ползком. А сейчас он уже юрист с красным дипломом,
ходит даже без костылей.
«Увидела
первоклассников и заплакала»
К сожалению, такие
чудеса случаются редко, ведь ДЦП - болезнь неизлечимая и не всегда поддается
коррекции. Это не всегда сознают родители, которые до последнего надеются, что
их ребенок в какой-то момент станет «нормальным», но понимают учителя: их
задача - научить детей жить с их недугом и быть полноценной личностью. Директор
школы Сания Эльмаровна Поршнева, работающая в школе с самого ее основания,
говорит, что первая встреча с детьми была для нее шоком.
- Я до этого
работала в Норвегии, директором школы при посольстве, - рассказывает она. -
Помню свое удивление, когда увидела множество детей на колясках, участвовавших
в параде перед дворцом короля. Я тогда еще подумала: «Надо же, сколько в
Норвегии больных детей, у нас в России столько нет!» И через некоторое время
мне предложили работу директором в новой школе - с такими вот детьми. Я
согласилась, хотя могла остаться в Норвегии еще на год. Когда я по приезде
зашла в министерство, то начальница сказала: «Всем встать - сумасшедшая
пришла!» - они не могли понять, как я захотела добровольно уехать из капстраны.
Я согласилась стать директором, даже не представляя толком, как будут выглядеть
эти дети. И вот, первое сентября (тогда мы еще жили в полуподвальном помещении,
где располагалась школа). Спортзал. Пришли учителя, родители. Я вышла на сцену,
чтобы сказать торжественную речь. И тут в зал стали заходить первоклассники. Меня
буквально пронзило, когда я увидела девочку, перекинувшую через порог страшные
советские деревянные костыли - всю в кудряшках, с улыбкой от уха до уха. Я
зарыдала. Это был единственный раз, когда я плакала перед учениками. Я поняла:
нельзя пестовать в себе жалость, надо относиться к моим ученикам как к обычным
детям - иначе просто не справиться.
Несмотря на свой
недуг, дети есть дети - они любят и хулиганить, и шалить. Например, делать то,
что им строго запрещается - кататься на колясках на скорости по пандусу во
время переменок.
- Но при этом дети
понимают, что они все очень травматичны, - объясняет Сания Эльмаровна. - Ведь,
предположим, один ребенок гонит на коляске, а другой в это время идет с
ходунками, еле удерживая равновесие - если наехать на него, будет катастрофа.
Меня радует, что наши дети заботливо относятся друг к другу - если кто-то в
состоянии ходить сам, то он поможет своему товарищу и донесет до класса его
портфель. Дети - не ангелы, мальчишки-подростки и подраться могут. Стычки в
основном из-за девочек - в старших классах образуются парочки, они очень
трепетно относятся к сплетням окружающих.
Стучат
губами по клавиатуре
В каждой школе
есть свои знаменитости. В «Динамике» их много. Например, выпускник Алексей
Маслов. У мальчика вообще не функционировали руки. Но он научился печатать на
компьютере... губами. А рисовать - ногой. Да так рисовать, что за изображение
храма выиграл международный конкурс. Правда, за призом выйти на сцену не успел
- пока он с трудом шел со своего места, организаторы поспешили ему навстречу,
чем его обидели - почему все красуются на сцене, а ему не дали?
- Сейчас Лешка
женился, у него все хорошо, - говорит Андрей Тупикин. - Хотя не хотел уходить
из школы, плакал у меня на плече.
Еще один герой -
Максим Седаков. В школе он - учитель лечебной физкультуры, бывший ученик. Вне
школы - обладатель кубка мира по танцам на инвалидной коляске. Единственный в
России он умеет танцевать брейк-данс и делать стойку на голове (не «вставая» с
коляски).
- Дети иногда
пытаются мне подражать, им тоже хочется получать медали, - говорит он. - Я с
одним своим учеником даже уже тренировал стойку на голове (правда, я пока
придерживаю его за коляску, иначе она его придавит). Только лучше бы дирекции
школы об этом не знать... (Смеется.)
Темноволосая
девочка из 9-го класса очень неохотно общается с незнакомыми - она скромна и
стесняется. Хотя ее называют школьной звездой - Полина Шакирова выиграла
первенство России по игре в большой теннис на колясках, успевает танцевать в
ансамбле, рисовать и играть в футбол.
- Кстати, в футбол
у нас играют абсолютно все, - рассказывает Андрей Тупикин. - И на колясках, и
на ходунках, и с костылями. Одна мама примотала к себе «тяжелого» ребенка
эластичными бинтами и бегает с ним вместе. У нас есть команды, в которых ученики
всех возрастов и учителя играют вместе. Поверьте, наш школьный чемпионат куда
интересней, чем чемпионат России!
...В школе за 20
лет появился свой ритуал: во время получения аттестатов выпускник сам подходит
к директору. Пусть ему нужно несколько минут, чтобы пройти пару шагов - все
терпеливо ждут, когда он сделает эти шаги и распишется в ведомости. К
сожалению, в реальной жизни выпускники школы нечасто видят такое долготерпение
окружающих.
- Все, кто хочет,
поступают в вузы, - говорит директор школы. - Но что их ждет потом? Я
проанализировала судьбы наших выпускников с 1995 по 2010 годы. Не считая тех,
кто только вышел из школы и студентов, их 31 человек. Из них трудоустроены 17.
Цифра вроде неплохая, но только 11 работают по специальности. Причем четверо -
у меня в школе - учителями, программистами. Еще четверых устроили на работу
родители. И только трое - ребята с легкой, почти незаметной формой заболевания
- пошли по жизни сами. Наше общество просто не хочет протягивать руку
инвалидам. А ведь это умные, талантливые ребята, несмотря на свой физический
недуг. Что им делать и чем им жить?
Любовь Румянцева
Источник: mk-piter.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/12555/
|