Школа безграничной доступности
|
|
|
Для всех дорога к знаниям
начиналась со школьного крыльца. Для них десяток этих ступенек - непреодолимая
преграда в учебе. Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и в
первую очередь с нарушениями опорно-двигательного аппарата, редко доступны
скромные ученические радости: общение с друзьями-одноклассниками, обмен записками
на уроке. Но внедрение в краснодарских школах дистанционной и инклюзивной
моделей обучения детей-инвалидов в корне меняет положение дел.
История Нины
В жизни
инвалида-колясочницы Нины Ковалевой и ее родителей было великое множество
сложных ситуаций, рожденных простыми житейскими вещами: сломанным лифтом,
высоким бордюром… да мало ли чем еще. Одной из них могла бы стать учеба в
школе: как девочке попасть в класс, чтобы встретиться с педагогами? Могла бы
стать, но, к счастью, не стала.
Когда Нину записали
в первый класс школы № 70 в поселке Гидростроителей, школьная администрация
построила пандус, расширила пути движения и купила специальную мебель для
колясочников. Позже семья Ковалевых переехала в поселок Знаменский: среднюю
ступень общего образования девочке предстояло пройти в школе № 83
Комсомольского микрорайона. За несколько дней до начала нового учебного года
здесь также создали все условия для Нининого комфорта: от пандуса и мебели до
классной комнаты на первом этаже.
- В школе мне
очень нравится: узнавать новое про природу и считать, а еще - общаться с
одноклассниками. Школу я полюбила, как только туда первый раз пришла. Мне там
хорошо и интересно. Хуже всего - когда сидишь дома! - эмоционально объясняет
Нина.
Сегодня она
продолжает учебу, и дефицит общения девочке не грозит: ей - умнице с хорошими
отметками - одной из первых предложили войти в проект дистанционного обучения
школьников-инвалидов, запущенный в столице Кубани около трех лет назад в рамках
проекта модернизации системы образования Краснодарского края и приоритетного
национального проекта «Образование».
Skype
спешит на помощь
В первый из трех
этапов проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов» вошли 11 юных
краснодарцев с ОВЗ. Всем им установили дома компьютеры со специальным
программным обеспечением и высокоскоростным безлимитным Интернетом. Освоить
технику детям и родителям помогают восемь учителей информатики,
переподготовленных краевым институтом дополнительного профессионального
педагогического образования.
Большинство
ребят-пионеров проекта - это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата,
находящиеся на домашнем обучении: по статистике их около 42 процентов от всех
школьников-инвалидов. Вот только никакая статистика не расскажет, как тяжело не
иметь возможности ходить, жить запертым в стенах квартиры, в вечном дефиците
общения.
На первом этапе
проекта дистанционное обучение будет осуществляться как дополнительное
образование детей-инвалидов: с учетом интересов и склонностей ребенка педагоги
дадут ему знания по отдельным учебным предметам с помощью программы Skype - той
самой, которую большинство из нас использует для видеозвонков в дальние края.
- Вторым этапом
проекта станут занятия с детьми-инвалидами, находящимися на домашнем обучении:
сейчас мы подали в краевой департамент образования и науки заявку на участие в
проекте еще 41 ребенка, - говорит заместитель директора департамента
образования администрации Краснодара Ирина Алферова. - Также в городе
определены четыре базовые школы, где откроются центры дистанционного
образования: лицей № 4, гимназия № 44, школы № 71 и 101. Их педагоги будут
вести online-уроки для инвалидов, одаренных учеников и учащихся малокомплектных
удаленных школ.
На
равных со всеми
В электронном
банке данных детей-инвалидов, созданном городским департаментом образования, -
1192 ребенка с проблемами в развитии. Задача ближайших лет - сделать так, чтобы
каждый из них не только освоил школьную программу, но и социализировался,
адаптируясь в среде ровесников. Для этого в 22 краснодарских школах уже созданы
условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, а в школах № 32 и 65
создается безбарьерная среда - основа основ инклюзивного обучения ребят с ОВЗ.
- Принцип
инклюзивности предполагает знак равенства между обучением инвалида и обычного
школьника. А чтобы ребенку с ОВЗ было комфортно в школе, нужны пандусы,
реконструированные входы и пути движения, переоборудованные для
ребенка-колясочника санитарно-гигиенические комнаты, - продолжает Ирина
Аркадьевна. - Создание такой безбарьерной среды уже начато, но оно потребует
времени и немалых средств.
Пока же краевой
проект дистанционного обучения детей-инвалидов ставит перед специалистами
системы общего образования Краснодара и края задачи на ближайший год: создать
условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов с нарушениями
опорно-двигательного аппарата и ДЦП в 30 процентов школ Кубани; привлечь к
инклюзивному образованию 15 процентов школьников региона с ОВЗ, обучающихся на
дому.
Но главнейшая из
задач, краеугольный камень доступной детям-инвалидам школы без границ и
барьеров, - изменить отношение общества к проблемам мальчишек и девчонок с
ограниченными возможностями здоровья: от невнимания к участию.
Анастасия
Куропатченко
Источник: ki-gazeta.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/14957/#more
|