Сегодня Международный день белой трости
Международный
день белой трости — символа незрячего человека — был установлен в США 15
октября 1970 года по инициативе неправительственной Международной федерации
слепых (International Federation of the Blind). Всероссийское общество слепых
присоединилось к проведению этого дня в 1987 году. А сама история белой трости
началась еще в 1921-м.
В британском городе Бристоле жил молодой фотограф Джеймс Биггс, который после
несчастного случая потерял зрение. Надо было начинать новую жизнь, и он стал
учиться самостоятельно ходить по городу при помощи трости. Но вскоре он понял,
что на его черную трость не реагируют ни прохожие, ни водители. Тогда он
покрасил трость в белый цвет, и она стала сразу и символом, и пропуском, и
удостоверением слепцов всего мира.
Технический прогресс сегодня здорово помогает людям с ограниченными
возможностями. Так, например, на смену книгам, набранным азбукой Брайля,
приходят аудиокниги в формате MP3. Да и белой трости нашлась замена. Теперь
появилась ультразвуковая, которая надевается на запястье незрячего и при
приближении препятствия уведомляет хозяина звуком и вибрацией.
Что еще придумали изобретатели?
НА ВНЕДОРОЖНОМ БАГГИ МОЖНО ВОДИТЬ ВСЛЕПУЮ
В феврале 2011 года первый автомобиль для слепых - четырехколесный внедорожный
багги - прошел удачные полигонные испытания во Флориде. Для того чтобы
продемонстрировать все возможности своего детища, разработчики сбрасывали на
трассу перед слепым водителем картонные коробки из едущего впереди грузовика.
Ни одного столкновения до финиша! Как же машина умудряется «управлять» собой и
слепцом?
Авторы изобретения - специалисты из Технического университета Вирджинии (США) -
оборудовали багги лазерными датчиками-дальномерами, которые при движении
определяют расстояние до препятствий. Вся информация о дорожной ситуации
передается водителю с помощью особых интерфейсов, разработанных специально для
слепых.
Водитель авто надевает специальные перчатки, которые сообщают ему о дорожной
ситуации вибрацией, например, когда необходимо совершить поворот. Если же на
дороге имеется препятствие, в лицо автомобилисту подует сжатым воздухом.
Вибрирующий жилет сообщит о скорости автомобиля, а руль подскажет вслух, куда
необходимо поворачивать. Кстати, оказалось, что для ведения машины вполне
достаточно всего пяти подсказок: «быстро», «медленно», «направо», «налево»,
«стоп». При вращении рулевого колеса специальный механизм издает звуковые
сигналы, по которым водитель всегда знает, на какой угол повернуты колеса.
Продавать машина обещали уже в конце этого года.
АЙПАД МОЖНО ЩУПАТЬ ЧЕРЕЗ ПЛЕНКУ
В мае этого года, еще до смерти Стива Джобса, корпорация Apple заявляла, что
готовится к выпуску планшетного компьютера iPad для слепых. Придумали ему и
название - iSense. Отличаться от обычных айпадов он будет тем, что на экран
планшета будет накладываться сверху специальная светочувствительная пленка
(протектор). И над теми местами экрана, которые дают более яркое излучение, пленка
становится более выпуклой. Так специальная технология ловит световые волны,
исходящие от экрана, и преобразовывает их в буквы из азбуки Брайля и
пиктограммы, понятные слепым. Правда, теперь в связи со смертью Джобса, пока не
ясно, будет ли реализован этот концепт.
GPS-НАВИГАТОР НЕ ДАСТ ЗАБЛУДИТЬСЯ
На корпусе GPS-навигаторов для слепых есть клавиатура со шрифтом Брайля, а
также прилагаются наушники, микрофон и беспроводное интернет-соединение.
Система постоянно снабжает слепца информацией о его местонахождении, о том,
какой дорогой он идет, какие здания расположены рядом.
Происходит это так: слепой говорит в микрофон о своих координатах в данный
момент и о том месте, куда он собирается. Система отвечает: «Повернуться на 15
градусов налево и пройти 70 метров по тротуару». Если при этом слепой сходит с
тротуара, «робот» делает ему замечание. А с помощью интернет-связи слепой может
сообщить близким, что он, к примеру, заблудился.
Другой навигатор - шведский концепт гаджета Munivo сможет составить собакам-поводырям
серьезную конкуренцию. Аппарат использует для ориентации в пространстве
миниатюрный эхолокатор, который «ощупывает» пространство и создает картинку в
электронном мозгу гаджета. Опираясь на эти данные, компьютер создает
оптимальную для человека траекторию движения и быстро предупреждает его об
препятствиях: фонарных столбах или идущих навстречу людях.
Следующий шаг - информирование пользователя о том, что происходит. Для этого
наладонник Munivo оборудован специальными панелями из силикона. При помощи
четырех активных точек в различных комбинациях аппарат сможет рекомендовать
слабовидящему пользователю повернуть направо, пойти вперед или резко
остановиться.
http://www.invalife.ru/news-view-2888.html
|